Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6
1.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений…………………………………………………………………….…..6
1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15
1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25
Выводы по первой главе………………………………………….……...40
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков…………………………………………………………41
2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41
2.2. Результаты исследования………………….…………………45
2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52
Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65
Заключение……………….………….………….………………………..66
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

      5) функция понимания - адекватное восприятие и понимание смысла 
сообщения, и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний и 
состояний;

      6) эмотивная функция - возбуждение в партнере нужных 
эмоциональных переживаний и состояний;

  1. функция установления отношений. - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором существует индивид;
  2. функция оказания влияния - изменение: состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

     Структурный анализ межличностных отношений: включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны [10].

     Перцептивная сторона - процесс восприятия партнерами друг- друга, их взаимного познания, как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умении определять контекст предстоящей встречи, понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению, учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации .

     Коммуникативная сторона - использование средств общения, подразделяется: вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор -это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.

     Интерактивная сторона - взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление, конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности «пристройки» можно судить  лишь  в   контексте   конкретной   ситуации.   Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в отношениях – один из возможных показателей психической зрелости личности.

      «...Отношения в психологии, по мнению Я.Л. Коломинского, —это и общефилософская категория, в которой выявляется родовая сущность психики, отношение сознания к материи, и категория, в которой выявляется родовая сущность человека - отношение человека к человеку» [21, C. 10]. Ученый считает, что в отношении человека к человеку следует различать объективные и субъективные аспекты, аспекты осознания и переживания личностью тех объективных отношений, в которых он находится с другими. Таким образом, категория «отношения» — одна из фундаментальных в понятийном аппарате психологической науки.

     Межличностные отношения определяются Я.Л. Коломинским как взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным, отрицательным и может реализоваться в поведении субъектов в условиях совместной деятельности. Именно совместная деятельность раскрывает характер межличностных отношений. При этом межличностные отношения характеризуются положительностью эмоциональных переживаний и сопереживаний: адекватностью и неадекватностью взаимопонимания и когнитивным отождествлением между субъектами; готовностью к содействию, бездействию, к сопротивлению друг к другу [21].

    В работах А.В. Петровского межличностные отношения рассматриваются как опосредованные общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности [36, 37].

      В. Шутц [4] рассматривает межличностные отношения в своей теории «Фундаментальная ориентация межличностных отношений». Межличностные отношения автор раскрывает в четырех аспектах:

    —  межличностные отношения имеют три потребности (потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви), эти межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологическим потребностям;

  • индивид во взаимоотношениях с другими реализует опыт межличностных отношений своего детства, и в зависимости от характера удовлетворения потребности в детстве взрослый человек в межличностных отношениях склонен к проявлению недостаточно социального поведения, сверхсоциального или социального поведения;
  • межличностные отношения имеют такой феномен, как совместимость;
  • в рамках группового развития межличностные отношения в своем становлении проходят ряд этапов: включения, контроля и любви.

     По мнению В. Шутца, межличностные отношения «устанавливают связь личности с ее человеческим окружением» [4, C. 168].

     В работах Л.И. Божович указывается, что отношения ребенка детерминированы общественным опытом и опосредованы его предыдущим опытом коллективной жизни, общением со сверстниками, его ценностными установками и ориентациями [11].

    На характер взаимоотношений членов группы в коллективе значительное влияние оказывают структурно-динамические аспекты межличностных отношений, которые исследованы Я.Л. Коломинским [21], Н.Ф. Масловой, Е.В. Андриенко [5] и другими. Раскрыта статусная структура групп, установлена динамика подсистем деловых и личных внутригрупповых отношений, определен ряд индивидуальных и групповых социально-психологических индексов, характеризующих статусное положение индивидов в межличностных отношениях.

     В психологии выработана специальная терминологическая система, описывающая уровни статуса.

     В соответствии с количеством полученных выборов в зарубежной психологии испытуемых относят к категории «звезд», «предпочитаемых», «изолированных», «пренебрегаемых» и «отверженных».

     В отечественной психологии применяется модифицированная терминология. В исследованиях Я.Л. Коломинского рассматривается следующая классификация членов группы по уровню социометрического статуса: I группа — «звезды», II группа — «принятые» и «предпочитаемые», III группа — «непринятые», IV группа — «пренебрегаемые», «изолированные». Такое деление, по мнению Я.Л. Коломинского, дает возможность четко выделить две статусные категории: членов группы с благоприятном статусом (I и II статусные категории) и членов с неблагоприятным статусом (III и VI статусные категории). При этом, отмечает ученый, соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является диагностическим показателем «уровня благополучия взаимоотношений» [21, C. 136].

     Связь самооценки и социометрического статуса обнаружено в исследованиях Я.Л. Коломинского, при этом отмечается, что испытуемые всех изученных возрастных групп переоценивают свое положение в подсистеме личных взаимоотношений [21].

     Ё.В. Андриенко придерживается позиции, что внутригрупповые отношения имеют формальную и неформальную структуру, но «они могут определяться как социальным статусом человека, его позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые индивиды вольно или невольно испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности и общения» [5].

       Эмоциональное состояние — важнейшая составляющая межличностных отношений в группе.

       «Эмоция, как считает В.Н. Мясищева, является обязательным компонентом отношений. Без эмоций нет отношений» [34, C.110].

    Важнейшей специфической чертой межличностных отношений Г.М. Андреева [3] считает эмоциональную основу. «Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к Другу» [3, C.74]. При рассмотрении эмоциональных проявлений личности в межличностных отношениях: аффектов, эмоций и чувств, по ее мнению, акцент делается на чувствах. Автор считает, что межличностные отношения необходимо рассматривать как фактор психологического климата группы.

     Позиция Е.В, Андриенко созвучна позиции Г.М. Андреевой. Она считает, что межличностные отношения определяются, помимо совместной деятельности и общения, еще чувствами. « ... Чувства человека являются уникальной основой всех его отношений к себе, другим людям и окружающему миру. Именно чувства определяют межличностные отношения в социальной группе» [5, C.166].

     Положение отечественной психологии о том, что межличностные отношения имеют эмоциональную основу (Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, В.Н, Мясищев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Е.В. Андриенко) является актуальным и для межличностных отношений в детских группах.

     На современном этапе развития психологии и педагогики для характеристики коллективной деятельности используют понятие общения. А.Н. Леонтьев [23], Б.Ф. Ломов [27], В.Н. Мясищев [34] и другие отечественные психологи рассматривают общение не только как коммуникативную деятельность, направленную на согласование действий индивидов, но и как многообразный по форме процесс взаимодействия, взаимовлияния индивидов, процесс сопереживания.

     А.Н. Леонтьев считает, что «общение – то, что обеспечивает коллективную деятельность» [23, C.4]

      Я.Л. Коломинский утверждает, что межличностные отношения развиваются, проявляются и формируются в общении. «Общение — это такое взаимодействие между людьми, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются межличностные отношения» [21, C.53].

      Таким образом, общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей с использованием коммуникативных техник, восприятия партнерами друг друга, что составляет основу межличностных отношений, которые формируются на разных уровнях, определяющих цели взаимодействия между людьми. Сами межличностные отношения, как система связей личности, имеют сложную структуру, раскрываются в четырех аспектах и проявляются в определенных функциях. Межличностные отношения включают в себя две важные составляющие: структурно-динамические аспекты и эмоционально-нравственную основу. 
 

I.2. Особенности межличностных отношений подростков 

      Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет.

      В академическом четырехтомном словаре  русского языка 1983 г. разъясняется, что  подросток - это "мальчик или девочка  в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет " [22].

      Основным критерием для определения границ возрастных периодов жизни человека является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

      Основным  фактором, влияющим на психическое  развитие подростка, является половое  созревание. Его показатели и определяют границы подросткового периода.

      Подростковый  возраст традиционно считается  самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает  трудности этого возраста с половым  созреванием как причиной различных  психофизиологических и психических отклонений [47].

      В ходе бурного роста и физиологической  перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная  самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой [22].

      Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому [11, 17, 22]. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

      В результате возникает кризис подросткового  возраста.

      Суть  подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации (старание высвободиться из-под опеки взрослых), реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби, благодаря которым формируются индивидуальные особенности подростков) [42].

      Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста [22].

Информация о работе Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков