Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:02, дипломная работа
Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.
Ведение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6
1.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений…………………………………………………………………….…..6
1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15
1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25
Выводы по первой главе………………………………………….……...40
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков…………………………………………………………41
2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41
2.2. Результаты исследования………………….…………………45
2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52
Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65
Заключение……………….………….………….………………………..66
Список литературы
Подросток
начинает всматриваться в самого
себя, как бы открывает для себя
свое “Я”, стремится познать сильные
и слабые стороны своей личности.
У него возникает интерес к
себе, к качествам собственной
личности, потребность сопоставления
себя с другими людьми, потребность в самооценке.
Представления, на основании которых у
подростков формируются критерии самооценки,
приобретаются в ходе особой деятельности
– самопознания. Основной формой самопознания
подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю.
Кулагиной [47], является сравнение себя
с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его
самооценкой, а самооценка формируется
в ходе общения с окружающими людьми, а,
прежде всего, со сверстниками. Ориентация
на сверстника связана с потребностью
быть принятым и признанным в группе, коллективе,
с потребностью иметь друга, кроме того,
с восприятием сверстника как образца,
который ближе, понятнее, доступнее по
сравнению со взрослым человеком. Таким
образом, на развитие самооценки подростка
влияют взаимоотношения со сверстниками,
с классным коллективом [26, 44, 39].
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Отношения со сверстниками в подростковом возрасте выделяются в сферу собственных личных отношений, в которых подросток действует самостоятельно [19].
Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в-третьих, результат специальной задаваемой деятельности. В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений [20].
Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение [25], в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми [49], в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом [49, 51, 17, 25].
По вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:
1. Общение
принимает статус ведущего
2. В
качестве ведущего типа
Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:
- во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые;
- во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права;
- в-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости [32].
В подростковом возрасте развивается очень важная для общения особенность – умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Специфика отношений с друзьями и близкими товарищами заключается в том, что подростки воспитывают друг друга, так как каждый предъявляет другому целую систему определенных требований и следит за их выполнением, а если они не выполняются, то в качестве наказания выступает такое сильное средство, как отказ от общения. Товарищ - образец для подростка, то есть появляется желание подражать товарищу, быть таким же и даже лучше. Отношения с бывшим товарищем, другом являются предметом особых размышлений подростков [19].
У подростка очень ярко проявляется стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, а также не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Неблагополучие в отношении с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания и расцениваются как личная драма [19].
В подростковом общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.
Что касается второй тенденции – индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Эти две существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания [47].
Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы [48].С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.
Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно- личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную [46].
Интимно - личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией [48]. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно- группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д. [20]
Социально-
Фельдштейном Д.И. проводились исследования на выявление круга общения подростков и мотивов общения. Результаты исследования показали, что каждой из форм общения соответствует определённый круг общения.
Так, при интимно-личной форме партнёрами по общению у подростков чаще всего выступают товарищи по классу – 50%, друзья по двору – 29%, товарищи по команде, клубу, кружку – 14%, более старшие ребята – 8%. Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения, которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в качестве субъектов общения.
При стихийно-групповой форме общения иерархия предпочтения партнёров общения иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору (65%), более старшие (19%) и более младшие (8%), ребята, случайные взрослые (3%). Товарищи по классу занимают незначительное место в круге общения подростков данной группы.
Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную направленность, превращаясь в криминальные объединения [39].
Согласно литературным данным [22], практически все юноши и девушки являются членами подростковых групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Это общение поначалу требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.
Психолог Е.В. Андриенко [5] предлагает подход в формировании межличностных отношений, суть которого заключается в повышении социометрического статуса ученика, через следующие шаги:
Формирование межличностных отношений в коллективе рассматривается А.В. Петровским [36, 37] в «стратометрической концепции интрагрупповой активности». Автор данной концепции, опираясь на психологическую сущность коллектива, стремится дать цельную систему подхода к изучению межличностных отношений внутри коллектива, согласно которой межличностные отношения рассматриваются как опосредованные общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Согласно данной концепции, при анализе межличностных отношений необходимо учитывать их различную психологическую природу и понимать, что они образуют различные уровни, или слои (страты), групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные:
Информация о работе Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков