Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6
1.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений…………………………………………………………………….…..6
1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15
1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25
Выводы по первой главе………………………………………….……...40
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков…………………………………………………………41
2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41
2.2. Результаты исследования………………….…………………45
2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52
Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65
Заключение……………….………….………….………………………..66
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

      Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные  и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к  себе, к качествам собственной  личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. 
 Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной [47], является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом [26, 44, 39].

      Как правило, общественная оценка классного  коллектива значит для подростка  больше, чем мнение учителей или  родителей, и он обычно очень чутко  реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

      Одна  из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

      Отношения со сверстниками в подростковом возрасте выделяются в сферу собственных личных отношений, в которых подросток действует самостоятельно [19].

        Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в-третьих, результат специальной задаваемой деятельности. В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений [20].

      Развитие  взаимоотношений выступает в  качестве ведущей деятельности в  младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение [25], в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми [49], в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом [49, 51, 17, 25].

      По вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:

1. Общение  принимает статус ведущего типа  деятельности и имеет интимно-  личностный характер, предметом  общения выступает другой человек  – сверстник, а содержание  и является построением и поддержанием личных отношений с ним [17]. Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С [51].

2. В  качестве ведущего типа деятельности  подростка выступает общественно  полезная деятельность, в процессе  которой происходит дальнейшее  освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как приобщение подростков к обществу" [39, 45, 46].

      Мудрик  А.В. отмечает, что потребность в  общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:

- во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые;

- во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права;

- в-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости [32].

      В подростковом возрасте развивается  очень важная для общения особенность  – умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Специфика отношений с друзьями  и близкими товарищами заключается в том, что подростки воспитывают друг друга, так как каждый предъявляет другому целую  систему определенных требований и следит за их выполнением, а если они не выполняются, то в качестве наказания выступает такое сильное средство, как отказ от общения. Товарищ - образец для подростка, то есть появляется желание подражать товарищу, быть таким же и даже лучше. Отношения с бывшим товарищем, другом являются предметом особых размышлений подростков [19].

      У подростка очень ярко проявляется  стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание  жить коллективной жизнью, иметь близких  товарищей, а также не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Неблагополучие в отношении с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания и расцениваются как личная драма [19].

      В подростковом общении отмечают две  противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

      Что касается второй тенденции – индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует  строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Эти две существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания [47].

      Внешние проявления коммуникативного поведения  младших подростков весьма противоречивы  [48].С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.

      Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно- личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную [46].

      Интимно - личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией [48]. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

      Стихийно-групповое  общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно- группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д. [20]

      Социально-ориентированное  общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально- ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д. [44].

     Фельдштейном  Д.И. проводились исследования на выявление  круга общения подростков и мотивов общения. Результаты исследования показали, что каждой из форм общения соответствует определённый круг общения.

      Так, при интимно-личной форме партнёрами по общению у подростков чаще всего выступают товарищи по классу – 50%, друзья по двору – 29%, товарищи по команде, клубу, кружку – 14%, более старшие ребята – 8%. Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения, которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в качестве субъектов общения.

      При стихийно-групповой форме общения иерархия предпочтения партнёров общения иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору (65%), более старшие (19%) и более младшие (8%), ребята, случайные взрослые (3%). Товарищи по классу занимают незначительное место в круге общения подростков данной группы.

      Педагоги  и родители вообще не входят в круг общения подростков данной формы. Этот факт не может не настораживать, так  как стихийно складывающиеся неформальные группы подростков нередко приобретают  противоправную направленность, превращаясь  в криминальные объединения [39].

      Согласно  литературным данным [22], практически все юноши и девушки являются членами подростковых групп, которые в первую очередь удовлетворяют потребность в свободном общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Это общение поначалу требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

      Психолог Е.В. Андриенко [5] предлагает подход в формировании межличностных отношений, суть которого заключается в повышении социометрического статуса ученика, через следующие шаги:

  • предоставление возможности ученику для проявления и реализации своих способностей перед сверстниками в различных видах деятельности;
  • высокостатусному члену группы поручается какое-то дело совместно с низкостатусным, при этом важна мотивировка сотрудничества, которая должна восприниматься ребятами как необходимое решение соответствующей задачи;
  • информирование учащихся об успехах их одноклассников в каких-либо других внешкольных деятельностях;
  • проведение системного анализа причин отверженности и изолированности;
  • «профессионализм, внимание и деликатность учителя при известной заинтересованности в решении проблемы» [5, C. 177];
  • Учиться вырабатывать различные стратегии поведения в социальной жизни.

    Формирование межличностных отношений в коллективе рассматривается А.В. Петровским [36, 37] в «стратометрической концепции интрагрупповой активности». Автор данной концепции, опираясь на психологическую сущность коллектива, стремится дать цельную систему подхода к изучению межличностных отношений внутри коллектива, согласно которой межличностные отношения рассматриваются как опосредованные общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

     Согласно данной концепции, при анализе межличностных отношений необходимо учитывать их различную психологическую природу и понимать, что они образуют различные уровни, или слои (страты), групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные:

  • первый, поверхностный слой взаимоотношений в коллективе проявляется в наличии характеристик, позволяющих видеть признаки его происхождения из диффузной группы (симпатии и антипатиии, эмоциональная привлекательность индивидов, групповая совместимость как согласованность и слаженность действий, внушаемость и т.д.);
  • второй, глубинный слой групповой активности образуют собственные признаки коллектива как общности людей, где их отношения и взаимодействия опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, которые определяются общественной жизнью. Это слой собственно коллективистических взаимоотношений: самоопределение личности, сплоченности как ценностно-ориентационного единства, эмоциональная идентификация с коллективом в целом;
  • глубже рассмотренных слоев межличностной активности в коллективе расположен каркас связей и отношений «ответственной зависимости» — специфическая характеристика, определяемая целенаправленной деятельностью.

Информация о работе Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков