Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6
1.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений…………………………………………………………………….…..6
1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15
1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25
Выводы по первой главе………………………………………….……...40
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков…………………………………………………………41
2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41
2.2. Результаты исследования………………….…………………45
2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52
Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65
Заключение……………….………….………….………………………..66
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

    Эффект тренинга также можно рассматривать как лабораторный, проявляющийся только в специально созданных условиях и не распространяющийся на ситуации повседневной жизни, и ожидаемый эффект, который предполагается получить в результате достижения поставленных целей тренинга.

    Также существует побочный эффект, который может по отношению к поставленным целям рассматриваться как позитивный или негативный [35].

    Эффективность тренинга определяется скорее не теоретической принадлежностью ведущего и авторов, а соблюдением логики развития процесса для того, чтобы заданные изменения могли состояться, а затем закрепиться в поведении участников. Психологический тренинг, как ни один другой инструмент направленного психологического воздействия, помогает достичь желаемых результатов [18].

    Большинство специалистов отмечают, что важнейшим показателем эффективности в целом является достижение поставленной цели. В качестве конкретных показателей успешности проведенного тренинга могут выступать динамические характеристики следующих групповых параметров:

  • характер отношений в группе;
  • психологический климат в группе;
  • личностные изменения участников.

      Автор предлагает следующие критерии оценки эффективности тренинга:

  • сформированные представления о сущности эффективного общения, разнообразных стратегиях и технологиях в общении и т. д.;
  • сформированное личностное отношение к разнообразным стратегиям и технологиям общения, т. е. пристрастно выбрать те, которые больше подходят именно ему;
  • отработанные конкретные техники, необходимые для общения в разнообразных обстоятельствах, опробовать различные стратегии поведения и, наконец, самое главное — прожить самые разные ситуации общения с другими участниками в «живой ткани» тренинга (для приобретения диспозиционных умений) [35].

      Таким образом, межличностные отношения подростков проявляются и формируются в общении, где психологический тренинг является средством всестороннего развития общения. Для эффективности протекающей работы на тренинговых занятиях необходимо следование общим целям тренинговой работы, учет принципов психологического тренинга, прохождение четырех стадий изменения поведения участника тренинга и выполнение тренером своих непосредственных функций. 
 
 
 
 
 
 

Выводы по первой главе 

     Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей с использованием коммуникативных техник, восприятия партнерами друг друга, что составляет основу межличностных отношений, которые формируются на разных уровнях, определяющих цели взаимодействия между людьми. Сами межличностные отношения, как система связей личности, имеют сложную структуру, раскрываются  в четырех аспектах и проявляются в определенных функциях. Межличностные отношения включают в себя две важные составляющие: структурно-динамические аспекты и эмоционально-нравственную основу.

     Особенностями межличностных отношений в подростковом возрасте является повышенная значимость общения со сверстниками, проявляющаяся в реакции группирования с ними, в то время как со взрослыми у них возникают сложности во взаимоотношениях, что проявляется в реакции эмансипации, связанные с возрастными особенностями подростков, формирование которых происходит за счет реакции увеличения. Главным итогом переходного возраста является формирование самосознания, которое проявляется в сопоставлении себя с другими людьми и потребности в самооценке. В психологии выделяют три формы общения подростков, куда входят интимно-личностное, стихийно-групповое и социально-ориентированное, и две противоположные тенденции: расширение сферы подростка и растущую его индивидуализацию.

     Межличностные отношения подростков проявляются  и формируются в общении, где  психологический тренинг является средством всестороннего развития общения. Для эффективности протекающей работы на тренинговых занятиях необходимо следование общим целям тренинговой работы, учет принципов психологического тренинга, прохождение четырех стадий изменения поведения участника тренинга и выполнение тренером своих непосредственных функций

Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков 

2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков 

     Для выявления социометрического статуса в группе подростков мы использовали социометрию [53] с целью изучить состояние эмоционально-психологических отношений в классе и социометрический статус каждого подростка.

     Проводится метод социометрии фронтально после предварительной мотивации. Истинная цель исследования не раскрывается. Учащимся предлагается 2 вопроса, которые составлены  по следующим позитивным критериям:

    1й вопрос – неформальный критерий (досуг);

    2й вопрос – формальный учебный критерий (выбор соседа по парте).

      Инструкция испытуемому: «Ответьте на 2 вопроса, выбрав не более пяти человек. Первый вопрос: Кого бы ты взял с собой в путешествие? Второй вопрос: С кем бы ты сел за одну парту?».

      Обработка данных. Подсчитывается сумма выборов по каждому вопросу, составляется социограмма, иллюстрирующая эмоциональные симпатии учащихся в классе и их статусный уровень. Социометрический статус каждого учащегося, вычисляется по формуле: С=М/ (н-1),

где С  – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); н – число испытуемых.

      Далее  считается количество взаимных выборов (В).

      В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Статусная группа Количество  полученных выборов
Звезды В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
Предпочитаемые В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
Принятые Равно среднему числу полученных выборов
Непринятые В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
Изгои Равно нулю или  в два раза меньше, чем число  полученных выборов одним испытуемым

Среднее число  полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

К = Общее число сделанных положительных выборов

Общее количество испытуемых

Для нашего примера  К= 56/25 = 2,24

     В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к 5 группам.

      Учащиеся, не получившие взаимных выборов, относятся  к лицам, отличающиеся неудовлетворенностью в общении.

        Далее, на основе полученных данных, составляется социограмма. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков. Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы с учетом их статуса.

     Для исследования типов межличностных отношений использовался тест Лири [13].

      Методика  предназначена для исследования представлений субъекта о себе и  идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. С помощью методики выявляется психологическая совместимость по отдельным аспектам, а именно, типы межличностных отношений личности: авторитарный, эгоистический, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.

      Опросник  содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений  образуются 16 пунктов, упорядоченных  по восходящей интенсивности. Обследуемого просят: «Поставте знак «+» против тех определений, которые соответствуют  Вашему представлению о себе. Если нет полной уверенности, знак «+» не ставте.

      Максимальная  оценка уровня – 16 баллов, но она разделена  на четыре типа поведения:

0-4 балла – низкая адаптивное  поведение
5-8 баллов – умеренная
9-12 баллов – высокая экстремальное

до патологии  поведение

13-16 баллов - экстремальная
 
 

     В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму (рис.2), при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

       Рис.2

            Качественный анализ полученных данных проводится путем  сравнения среднего показателя выраженности межличностных отношений по 8 шкалам пяти групп испытуемых.

      Текст опросника и ключ представлены в Приложении 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Результаты психологической диагностики

      По  проведенной социометрии получились следующие результаты:

      В Приложении 2 представлена матрица по положительному критерию по вопросу «Кого бы ты взял с собой в путешествие?» и по вопросу «С кем бы ты сел за одну парту?»

      Графически  полученные результаты представлены в  виде социограммы на рисунке 3 и 4. 

В итоге  мы выявили:

Процентное  соотношение социометрических статусов подростков в классе

      

     Больше  всего человек (6 чел.) оказалось в  группе «Непринятые» - 24%, меньше всего человек (4 чел) оказалось в группе «Звезды» - 16%, а в группы

«Предпочитаемые» - 20%, «Принятые» - 20%, и «Изгои» - 20%, попало по 5 человек.

     В группу звезд попали 2 мальчика (12, 15) и 2 девочки (2,10), в группу предпочитаемых – 3 мальчика (4, 17, 23) и 2 девочки (16, 22), в группу принятых – 1 мальчик (1) и 4 девочки (7, 9, 14, 24), в группу непринятых – 2 мальчика (8, 20) и 4 девочки (3, 6, 18, 25), в группу изгоев – 2 мальчика (5, 11) и 3 девочки (13, 19, 21). Также выявилось 18 взаимных выборов и 6 человек (5, 11, 13, 19, 21 25), отличающиеся неудовлетворенностью в общении. 
 
 

Процентное  соотношение социометрических статусов подростков в классе по учебному критерию

     Больше  всего человек (15 чел.) оказалось  в группе «Предпочитаемые» - 60%, меньше всего человек (4 чел) оказалось в  группе «Непредпочитаемые» - 16%, а в  группу  «Звезды» - 24%  попало 6 человек.

      Сравнив обе социграммы, выявилось, что «изгои» по неформальному критерию, являются «предпочитаемыми» по формальному критерию, причем все имеют взаимные выборы. Возможно, это связано с их успешностью в учебе. У «непредпочитаемых» по формальному критерию, кроме одной девочки, получившей 2 взаимных выбора по учебному критерию, что, скорее всего, связано с ее успешностью в учебе, так и осталось по одному взаимному выбору. Большинство подростков с благоприятным статусом по неучебному критерию, получили значительно меньше выборов по ученому. А, делая выборы в их сторону, подростки в большинстве, возможно, ориентировались на эмоциональные предпочтения. Четыре подростка с благоприятным статусом по неформальному критерию оказались «непринятыми» по формальному, а трое из них никого не выбрали, что, возможно, связано с тем, что они самодостаточны и уверены в своих умственных способностях. Из вышесказанного можно предположить, что большинство представителей, с которыми хотят сидеть за одной партой, более успешны в учебе, а представители, с которыми хотят съездить в путешествие, более успешны в эмоциональном плане, но в учебе в своем большинстве не так сильны.  

Информация о работе Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков