Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:02, дипломная работа
Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.
Ведение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6
1.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений…………………………………………………………………….…..6
1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15
1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25
Выводы по первой главе………………………………………….……...40
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков…………………………………………………………41
2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41
2.2. Результаты исследования………………….…………………45
2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52
Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65
Заключение……………….………….………….………………………..66
Список литературы
ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
Выпускная
квалификационная работа
Содержание
Ведение……………………………………………
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6
1.1. Психологические подходы к проблеме
межличностных отношений………………………………………………………
1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15
1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25
Выводы по первой главе………………………………………….……...40
Глава
2. Проектирование деятельности педагога-психолога
по организации тренинга общения как условия
формирования межличностных отношений
подростков……………………………………………………
2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41
2.2. Результаты исследования………………….…………………45
2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52
Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65
Заключение……………….………….……
Список литературы
Приложения
Ведение
Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.
Для эффективного общения и функционирования в определенном виде жизнедеятельности необходимо формирование и развитие определенных навыков, качеств, свойств личности или группы людей, что предполагает психологический тренинг. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.
В нашей работе мы основываемся на методологии тренинга, разработанной Вачковым И.В., Митиной Л.М., Макшановым С.И.
В настоящее время разработаны и реализуются на практике разнообразные программы и курсы по развитию личности подростка. Среди таких программ можно выделить следующие: «Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию у учащихся 15-17 лет» (Н.Н. Толстых), «Программа развития межличностных отношений у подростков 12-15 лет» (Д.В. Лубовской), «Уроки психологии в школе» (М.А. Подвойская).
В
общетеоретическом плане
Существующее противоречие между потребностью подростка в познании себя через других, стремлении к общению и недостаточностью специально созданных условий для личностного общения решается через проблему поиска условий по формированию межличностных отношений подростка.
Цель исследования: теоретическое обоснование тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков.
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: тренинг общения, как условие формирования межличностных отношений подростков.
Гипотеза: предполагаем, что тренинг общения будет являться эффективным условием формирования межличностных отношений подростков если:
— использовать элементы рефлексии;
— создавать атмосферу доверия и открытости;
— устанавливать обратную связь участников тренинга.
Задачи:
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация); эмпирические (социометрия, тестирование).
База исследования: учащиеся 8 класса (25 человек) МОУ СОШ «ЦО № 1».
Практическая
значимость: разработанный нами тренинг
общения может быть использован педагогом-психологом
для формирования межличностных отношений
подростков.
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков
В психологии категория «отношения» рассматривается с разных позиций: с позиции направленности, с позиции «субъект — объектных» и «субъект — субъектных» связей, с позиции взаимодействия и т.п. Существует множество определений категории «отношения».
Категорию «взаимоотношение» рассматривал в своих трудах Я.Л. Коломинский. Он считает, что «взаимоотношения — это обязательно прямые межличностные отношения» [21, C.12].
В рамках психоаналитического подхода 3. Фрейд, В. Байон, В. Бенине, Г. Шепард, В. Шутц понимают межличностные отношения как сущность человека, формирующиеся под влиянием «комплекса Эдипа» [4,C. 179].
В.Н. Мясищев, с точки зрения деятельностного подхода, понимал под отношением целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения, по мнению автора, содержательно характеризуют деятельность человека, выражают всю личность в ее связи с той или иной стороной деятельности [33,C.63].
Личность, по мнению Мясищева, характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. Самое главное и определяющее личность — ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессах деятельности.
Существует 3 группы отношений: отношение к людям, отношение к окружающему миру, отношение к себе.
Система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.
Мясищев выделил 3 компонента отношений: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомиму, локомоцию, речь - все то, в чем проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми. Эмоциональный компонент включает все то, что связано с состояниями и может быть зафиксировано на уровнях физиологической регистрации и субъективных отчетов. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером.
Когнитивный компонент включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя. Это - ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение.
Все, что есть у личности можно описать через отношения. Мясищев выделил 4 характеристики личности:
Бринкман Р. утверждал, что взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: 1) участвует небольшое число людей (чаще всего -группа из 2-3 человек); 2) непосредственное взаимодействие, его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь; 3) личностно-ориентированное общение, предполагается, что каждый из участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности, его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик [12].
В межличностных отношениях человек выступает не только как субъект, но и как объект познания. Благодаря действию механизма обратной связи индивидуум получает от своих партнеров сведения относительно того, как и каким образом воспринят он сам. Механизм обратной связи позволяет человеку регулировать свое поведение, управлять своими отношениями - это выступает одним из условий нормального взаимодействия между людьми [9].
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяет выделить различные уровни межличностных отношений [7], Среди них:
- деловой, или манипулятивный уровень; целью этих отношений является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Таким образом, отношения являются психологически отстраненным - доминирует «Я - Вы» контакт;
- интимно-личностный уровень; цель - удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для отношений на этом уровне характерна;, психологическая близость, эмпатия, доверительность - доминирует «Я - Ты,» контакт.
В соответствии с целями, которые ставят вступающие в отношения индивиды, выделяют функции межличностных отношений [7]:
Информация о работе Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков