Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. В подростковом возрасте, по периодизации Д.Б. Эльконина, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, в процессе которого выстраиваются межличностные отношения, особенностью которых является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослых на сверстников. Отстаивая свою самостоятельность, у подростка формируется и развивается на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я», обусловленное интимно-личностным общением.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков………………………6
1.1. Психологические подходы к проблеме межличностных отношений…………………………………………………………………….…..6
1.2. Особенности межличностных отношений подростков……15
1.3. Характеристика тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков……………………..25
Выводы по первой главе………………………………………….……...40
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по организации тренинга общения как условия формирования межличностных отношений подростков…………………………………………………………41
2.1. Методы исследования социометрического статуса и типов межличностных отношений подростков…….………………….………..……41
2.2. Результаты исследования………………….…………………45
2.3. Проект программы тренинга по формированию межличностных отношений подростков……..……………………………..…52
Выводы по второй главе ………………………….….…………….……65
Заключение……………….………….………….………………………..66
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

     Социограмма по положительному критерию по вопросу  «Кого бы ты взял собой в путешествие?»

       
 
 

     Социограмма по положительному критерию по вопросу  «С кем бы ты сел за одну парту?»

 

     По  проведенной диагностике межличностных отношений Т. Лири получились следующие результаты:

Процентное  соотношение типов межличностных  отношений подростков в классе по степени выраженности поведения

I – Авторитарный, II – Эгоистический, III – Агрессивный, IV – Подозрительный,        

 V-    Подчиняемый, VI – Зависимый, VII – Дружелюбный, VIII – Альтруистический. 

     Адаптивным  поведением больше всего человек (22 чел.) характеризуются по шкале «Подчиняемый» (88%), а 3 человека (12%) – экстремальным  поведением. По шкале «Агрессивный»  у 19 человек (76%) наблюдается адаптивное поведение, у 6 человек (24%) – экстремальное. По шкале «Авторитарный» у 17 человек (68%) наблюдается адаптивное поведение, у 8 человек (32%) – экстремальное. По шкале «Эгоистический» у 16 человек (64%) наблюдается адаптивное поведение, у 9 человек (36%) – экстремальное. По шкале «Зависимый» у 16 человек (64%) наблюдается адаптивное поведение, у 9 человек (36%) – экстремальное. По шкале «Подозрительный» у 14 человек (56%) наблюдается адаптивное поведение, у 11 человек (44%) – экстремальное. По шкале «Дружелюбный» у 13 человек (52%) наблюдается адаптивное поведение, у 12 человек (48%) – экстремальное. Меньше всего человек адаптивным поведением (9 чел.) характеризуются по шкале «Альтруистический» (36%%), а 16 человек (64%) отличаются экстремальным поведением.

     Сравнительная характеристика показателей социометрии и методики Т. Лири:

В приложении 3 представлены результаты всех испытуемых по 8 шкалам.

Таблица 2

Распределение средних значений типов межличностных отношений подростков по социометрическому статусу.

  I II III IV V VI VII VIII
  Авто

ритар

ный

Эгоис

тичес

кий

Агрес

сив

ный

Подоз

ритель

ный

Подчи

Няе

мый

Зави

си

мый

Друже

люб

ный

Альтру

истичес

кий

Звезды 8,75 8,25 6,5 8,5 6,5 7 8 9,75
Предпочи-

таемые

7,6 8,2 6,6 6,8 4,4 9,6 7,6 10,2
Принятые 7 7,6 6,8 9,6 7,2 8,6 10 12,2
Неприятые 7,1 8,3 6,3 7,5 4,5 8,1 8 8,6
Изгои 7 6,6 6,6 6,8 3,8 6,4 7 6,8
 

     Сравнив средние значения по 8 шкалам методики Т. Лири в пяти группах испытуемых можно сделать вывод, что между данными группами имеются различия в следующих показателях:

–  наибольший показатель по шкале «Авторитарный» наблюдается в группе «Звезды» (ср.=8,75), проявляющийся в авторитетном лидерстве, доминантности, что свойственно «звездам», а наименьший - в группе «Изгои» (ср.=7), не являющиеся доминантными в своем коллективе.

–  по шкале «Подозрительный» наибольший показатель отмечается в группе «Принятые» (ср.=9,6), а наименьший – в группах «Предпочитаемые» и «Изгои» (ср.=6,8). Это связано с неуверенностью в себе «принятых», боязнью плохого отношения, что проявляется в экстремальном типе поведения.

–  по шкале «Подчиняемый» наибольшее значение также отмечается в группе «Принятые» (ср.=7,2), а наименьшее – в группе «Изгои» (ср.=3,8). Это связано с тем, что для подростков характерно предъявление друг другу ряда требований, где каждый следит за их выполнением, а те, кто их не выполняет, попадает в группу «изгоев» [19], что и прослеживается в данном исследовании.

– по шкале «Зависимый» наибольший показатель наблюдается в группе «Предпочитаемые» (ср.=9,6), что связано с зависимостью от выполнения требований, предъявляемых другими, их стремлением быть послушным и соглашаться с мнением «звезд», чтобы не потерять свой статус, и проявляется в экстремальном типе поведения. Наименьший показатель по этой шкале отмечается в группе «Изгои» (ср.=6,4), что связано с  непринятием их коллективом по причине низкой подчиняемости, и проявляется в адекватном типе поведения.

–  по шкале «Дружелюбный» самый высокий показатель наблюдается в группе «Принятые» (ср.=10), а самый низкий – в группе «Изгои» (ср.=7). Возможно, это связано с тем, что «принятые» пытаются повысить свои социальный статус за счет чрезмерного дружелюбия и стремления удовлетворить требования всех, ориентированы на принятие и социальное одобрение. Проявляется в экстремальном типе поведения.

–  по шкале «Альтруистический» наибольший показатель отмечается в группе «Принятые» (ср.=12,2), также достаточно высокое значение наблюдается в группе «Звезды» (ср.=9,7) и группе «Предпочитаемые» (ср.=10,2) - экстремальный тип поведения. Возможно это связано со стремлением быть принятым за счет навязчивости в помощи, приношения в жертву своих интересов и стремления помочь и сострадать всем. Наименьшее значение по этой шкале отмечается в группе «Изгои» (ср. = 6,8) и характеризуется адаптивным типом поведения.

–  по шкале «Агрессивный» не наблюдается особых различий между  средними показателями пяти групп (ср. = от 6,3 до 6,8)  

Профиль типов межличностных отношений подростков с разным социометрическим статусом 

I - Авторитарный

II - Эгоистический

III - Агрессивный

IV - Подозрительный

V- Подчиняемый

VI - Зависимый

VII - Дружелюбный

VIII - Альтруистический

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Анализируя  соотношения показателей социометрии  и Т. Лири можно сделать вывод, что у группы «Принятые» наблюдается  в своем большинстве экстримальное  поведение, проявляющееся в подозрительности к окружающим, чрезмерной дружелюбности и любезности, навязчивости в своей помощи и стремлении помочь всем. Также гиперотвественностью и навязчивостью в своей помощи отличаются «звезды», «предпочитаемые» и «принятые». Кроме того «предпочитаемые» отличаются конформностью и неумением проявить сопротивление. «Непредпочитаемые» и «Изгои» в своем большинстве характеризуются адаптивным типом поведения. Но сложившееся статусное положение первых можно объяснить наличием одного друга, занимающего также невысокий статус в группе, а статусное положение вторых – незаинтересованностью коллективом и наличием другой группы, где его ценят и принимают. 

2.3. Проект программы тренинга общения «Секреты общения» 

      Тренинг рассчитан  на подростков, у которых имеются  трудности в сфере межличностных отношений.   Цель занятий направлена на обучение их эффективному общению с другими людьми, нахождению конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций и их профилактику, знакомство с эмоциями и овладение способами регуляции собственных эмоциональных состояний. Программа данного тренинга также  предполагает развитие у подростка навыков общения, являющихся составляющими  эффективных межличностных отношений, на обсуждение с ними проблем отношений с людьми, как со взрослыми, так и сверстниками.  Тренинг направлен на формирование лидерских качеств и уверенности в себе. Неуверенному в себе человеку сложно принять ту трудную ситуацию, в которой он оказался, или поведение людей, с которыми у него сложились напряженные отношения. Ему непонятны собственные чувства и цели, порой он не умеет любить ни себя, ни другого человека. Все это вызывает сложности в межличностных отношениях, особенно в подростковом возрасте, так как активно формируются жизненные позиции и принципы, социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу.  Оттого насколько успешен подросток в общении с окружающими (особенно в среде сверстников, так как общение с ними является одним из ведущих факторов развития), будет зависеть успешность его психосоциальной идентификации, и будущей самореализации. Затруднения, связанные с трудностями в межличностных отношениях были отмечены у всех  учащихся 8 класса «ЦО № 1», что послужило основой для создания данной  тренинговой программы.

      Формы проведения: групповые дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках и т.д. 

    Задачи данного тренинга:

  1. Создать атмосферу доверия и открытости, способствующею достижению желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональной поддержке.
  2. Учить формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение;
  3. Учить спорить, не оскорбляя своих оппонентов, критиковать точку зрения других, не переходя на «личности»;
  4. Развивать психологическую наблюдательность;
  5. Развитие и коррекция эмоционального мира подростков.
  6. Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
  7. Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
  8. Повысить у участников чувство уверенности в себе.

     Условия реализации:

     Данная программа состоит из 10 занятий, каждое из которых длится два с половиной астрономических часа. Встречи проводятся два раза в неделю. Класс делится на 2 подгрупы при условии, что в обеих подгруппах будут представители из всех статусных групп. Помещение для занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу.

      Каждое занятие имеет два этапа. Первый (1,5 часа) — непосредственно тренинговая работа, второй этап (1 час) составляет чаепитие, которое является своеобразным продолжением тренинга. Ситуация чаепития еще больше сплачивает группу. Во время чаепития подростки имеют возможность в свободной форме высказать свое отношение к событиям последнего дня тренинга, а также есть возможность получить или дать обратную связь отдельным участникам тренинга. Во время чаепития проявляется «отсроченная обратная связь». Ребята вспоминают события прошлых занятий.

      В качестве промежуточного контроля планируется использовать устные отчеты участников (рефлексия) в конце занятия и во время чаепития: отмечаются основные сложности, что понравилось и т.д. Это дает участникам возможность осознать свои успехи, изменения, если таковые произошли, наметить некоторый план применения этих достижений в дальнейшем, а также дает возможность ведущему контролировать эффективность тренингового процесса.

Информация о работе Тренинг общения как условие формирования межличностных отношений подростков