Теоретические основы психологического проявления умственной одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— провести психолого-педагогический анализ понятия одаренности;
— рассмотреть методы диагностики одаренных детей
— выявить особенности воспитания и проблемы обучения одаренных детей.

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

Другой распространенный вид диссинхронии вызван неравномерностью развития интеллектуальных и психомоторных процессов – последние отвечают за двигательную активность человека. Наличие одаренности в психомоторной сфере широко признается, она активно диагностируется: преподаватели и тренеры осуществляют на ее основе отбор перспективных детей и подростков для занятий спортом, балетом, цирковым мастерством и т.д. Достаточно хорошо известно, даже из бытовых наблюдений, что одаренность в психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка, подростка или взрослого. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Хорошо известен и другой вариант: характеристикой интеллектуально одаренных детей слишком часто может служить задержка в развитии психомоторных навыков, т.е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и недостаточно быстрая двигательная реакция. Нередки случаи, когда лучший «математик» класса или одаренный юный поэт на уроках физической культуры оказываются среди отстающих учащихся. Это вызывает насмешки, а то и преследование со стороны одноклассников. Ранний опыт подобных конфликтов со сверстниками негативным образом сказывается на становлении и развитии характера одаренных детей и подростков. Более того, часто они не умеют утвердиться в группе сверстников, недостаточно физически развиты для того, чтобы постоять за себя в стычках, им не свойственна агрессивность, так что они избегают столкновений. В результате сравнительно многие одаренные дети и подростки приобретают репутацию трусливых «маменькиных сынков или дочек», что также не способствует гармоничному развитию их характера.[9,c86]

Весьма распространенной разновидностью интеллектуально-психомоторной  диссинхронии является плохое владение навыками письма детьми, проявляющими одаренность в интеллектуальной сфере. По мнению ряда исследователей, это связано с различиями в скорости протекания интеллектуальных и психомоторных процессов у таких детей. Будучи недостаточно сформированной, письменная речь входит в противоречие с быстрым темпом познавательной деятельности. Усилия ребенка, направленные на избавление от данного вида дисгармонии, могут обернуться, с одной стороны, резким снижением темпа интеллектуальных действий, а с другой стороны, заметным ухудшением качества письма – неразборчивостью, неаккуратностью, многочисленными описками и пропусками значимых элементов сообщения.[9,c89]

Одаренные дети находятся  в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны  ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка  процесс развития рассматривается  как аномальная неприспособленность  к жизни в обществе. У таких  детей возникают трудности в  нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх  сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят  казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.

Социальная изоляция —  это не следствие эмоциональных  нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок  при отсутствии группы, с которой  он мог бы общаться.

 

 

II.Пути воспитание и обучение одаренных детей

 

2.1 Проблемы воспитания  и обучения одаренных детей

Проблема воспитания и  обучения одаренных детей обусловлена  необходимостью сохранения и развития интеллектуального потенциала Казахстана.Одним из путей формирования одаренной личности являются специализированные школы, ориентированные на обучение и воспитание детей, проявляющих высокий уровень способностей в различных видах интеллектуальной деятельности или особо одаренных по отдельным предметам.Главная особенность одаренности таких детей – в нестандартном мышлении, часто непохожем на другие взгляды на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Статья 18. Специализированные общеобразовательные учебные программы

Специализированные общеобразовательные  учебные программы разрабатываются  на основе общеобразовательных учебных  программ основного среднего, общего среднего образования и направлены на углубленное освоение обучающимися основ наук, культуры, искусства, спорта, военного дела, развитие их творческого потенциала и дарований.

Специализированные общеобразовательные  учебные программы реализуются  в специализированных организациях образования для одаренных детей, а также в организациях образования с углубленной допризывной подготовкой в специализированных школах Министерства обороны Республики Казахстан.

По инициативе Главы государства, Лидера нации в Казахстане создана  целостная система работы с одаренными детьми. Успешно функционирует сеть специализированных организаций образования  для одаренных детей. Это 115 школ по различным направлениям, которые  из года в год подтверждают свой статус своими достижениями в области образования одаренных детей.

По личному Поручению  Главы государства с 2008 года созданы  шесть организаций образования  «Назарбаев Интеллектуальные школы». В восьми регионах открыты региональные научно-практические центры по работе с одаренными детьми.

 

 




     Интенсификации работы с наиболее способными детьми и молодежью в      Казахстане способствовало Распоряжение Президента «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей» (1996г.). Для его реализации Постановлением Правительства РК № 256 от 24 марта 1998 года было открыто принципиально новое научно-образовательное учреждение – Республиканский научно-практический центр «Дарын» при Министерстве образования и науки, который стал системообразующим звеном в работе с одаренными детьми в республике. Основной целью деятельности республиканского научно-практического центра «Дарын» является создание условий для выявления, развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей Республики Казахстан.В 2005 году Глава государства в Послании народу Казахстана объявил о необходимости ежегодного предоставления трем тысячам молодых и талантливых казахстанцев возможности обучения в ведущих учебных заведениях мира по международной стипендии «Болашак».

Претворение в  жизнь инициативы Главы государства  по увеличению количества стипендиатов международной стипендии «Болашак» было поручено реализовывать Акционерному обществу «Центр международных программ» (далее - Общество), учрежденному в этих целях постановлением Правительства Республики Казахстан № 301 от 4 апреля 2005 года.И многие другие специализированные учереждения в Казахстане.  Об утверждении Правил присуждения и размеров образовательного гранта Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации «Өркен» для оплаты обучения одаренных детей в специализированных организациях образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»

 

 

 Сноска. Заголовок в редакции постановления  Правительства РК от 19.01.2012 № 129(вводится в действие после официального опубликования).В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 Указа Президента Республики Казахстан от 13 января 2009 года № 724 "Об учреждении образовательного гранта Первого Президента Республики Казахстан "Өркен" Правительство Республики Казахстан постановляет:  
1. Утвердить прилагаемые Правила присуждения и размеры образовательного гранта Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации «Өркен» для оплаты обучения одаренных детей в специализированных организациях образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» 
      

 

 

 

 

 

 

Сноска. Пункт 1 в редакции постановления  Правительства РК от 19.01.2012 № 129(вводится в действие после официального опубликования). 2. Настоящее постановление вводится в действие после первого официального опубликования.     

 Премьер-Министр  
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены          
постановлением Правительства  
Республики Казахстан     
от 14 марта 2009 года № 317

 

 

 

 

2.2 Работа с одаренными детьми в Казахстане: проблемы и перспективы

На современном этапе  углубления кардинальных реформ во всех

сферах политической и социально-экономической жизни Республики

Казахстан главным    стратегическим ориентиром образовательной  политики

реформирования является принцип гуманизма,  ставящего  в центр

индивидуальную    личность иеё самореализацию.  Сложившаяся в связи с

этим,  личностно-ориентированная  тенденция системы обучения и

воспитания выдвинула  одну из главных задач современной  школы –

выявление и создание адекватных условий для обучения и развития

одаренных  и талантливых  детей  – это не только одна из сторон подлинного

гуманизма и демократического отношения к уникальности каждой личности,

но и способность цивилизованного  общества воспроизводить

интеллектуальный генофонд нации,  от которого зависит темп развития

научно-технического,  политического,  культурного и управленческого

потенциала страны.

На необходимость совершенствования  системы работы с одаренными

детьми Президент РК Н.А.  Назарбаев особо обратил внимание еще в 1996

году,  издав распоряжение  "О государственной поддержке  и развитии школ

для одаренных детей".Целью данной программы является определение

основной стратегии поиска  и поддержки одаренных детей  и молодежи.

В 1999  году в Законе  "Об образовании" РК впервые вводится термин

"элитарное образование". Это образование, получаемое по  образовательным

программам, реализуемым  в специализированных организациях образования

для особо одаренных граждан. В законе отмечается также, что "государство

создает необходимые условия  для получения элитарного образования  особо

одаренным гражданам,  в  том числе и за рубежом".  Сегодня система

элитарного образования  становится полноправной частью всего  мирового

образовательногопространства.

Элитарное образование,  провозгласившее триумф личности,  строится

на идеях меритократии.  Построение общества на меритократических

принципах представляет сегодня  реальные возможности для

индивидуального развития и  самореализации каждой личности и

дальнейшего ее трудоустройства  в соответствии со способностями  и

достижениями.

В сложившейся ситуации выявление,  поддержка и социализация

одаренных детей как носителей  "золотого"  интеллектуального  генофонда

страны должна стать приоритетной задачей государства и общества в целом.

Значительную роль в развитии ребенка играет школа.  Важно,  чтобыименно здесь сложился психологически необходимый ребенку институт, где

он мог бы разносторонне  развиваться,  учился бы открыто  выражать свои

чувства и мысли.

Школа XXI  века требует  радикальных изменений,  позволяющих

учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески

реализовать интеллектуальный потенциал в будущей профессиональной

деятельности.  В связи  с этим в нашей стране идет становление  своей,

национальной модели образования.  Этот процесс сопровождается

изменением образовательной  парадигмы.  Новая образовательная парадигма

выдвигает на первое место  не знания, умения и навыки, а личность ребенка,

её развитие посредством  образования.  Поэтому    неудивительно  и то,  что

казахстанская средняя общеобразовательная  система за эти последние годы

заметно изменила свой облик:  появились новые типы школ,  изменились

учебные программы и т.д.

Так,  широко развернулась и функционирует сеть инновационных и

альтернативных образовательных  учреждений:  наряду с музыкальными,

языковыми,  физико-математическими,  спортивными появляются

специализированные школы  (в том числе лицеи,  гимназии)  по различным

естественным и гуманитарным циклам  (биологические,  химические,

искусствоведческие и  др.), школы с лицейскими и гимназическими классами

с углубленным изучением  различных предметов, частные и  авторские школы

и т.д.;  интенсивно проводятся олимпиады, турниры,  конкурсы,  фестивали и

т.п.;  организуются летние и зимние школы-лагеря,  центры,  клубы,

экспериментальные площадки при школах вузах;  учреждаются  различные

фонды и программы в  поддержку данной категории детей; внедряются новые

технологии заочной формы  работы с одаренными учащимися

(дистанционное обучение,  электронные научные конференции  и т.п.);

интенсивно развиваются  исследования в данной области.

Важным событием,  оказавшим  значительное влияние на деятельность

образовательных учреждений по выявлению и обучению одаренных  детей ,

явилось создание в 1998 году Республиканского научно-практического центра

«Дарын», который координирует и управляет системой работы с одаренными

Детьми в республике.

Прошедшие годы развития независимой  и суверенной Республики

Казахстан отмечены динамической сменой приоритетов и ориентиров во всех

сферах жизни общества.  Реформа образования,  происходящая в стране в

течение более десяти лет,  прошла несколько периодов от формирования

законодательной  и концептуальной базы,  децентрализации управления

образования, корректировки  содержания образования, разработки учебников

нового поколения, внедрения  в практику новых педагогических технологий,

до интеграции с международным образовательным пространством.

Для решения поставленных задач социально-экономического развития

Республики необходимо наращивать интеллектуальный и творческий

потенциал, создавать цивилизованные условия для развития одаренных  детей

и молодежи.  Сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость выявление особо    способных детей и создание условий для их развития.

Полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для

него самого, но и для  общества в целом.

Общественное,  государственное  внимание к одаренным детям,

подросткам,  юношам и  девушкам обусловлено тем,  что  одаренные люди с

их высокой энергетической активностью,  постоянной интеллектуальной

инициативностью,  в сравнении  с другими своими соотечественниками

Информация о работе Теоретические основы психологического проявления умственной одаренности