Теоретические основы аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:44, лекция

Описание работы

Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности. Обязательный аудит. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту. Подготовка аудиторской проверки. Определение объема проверки. Подготовка к заключению договора на проведение аудиторской проверки. Предварительный этап планирования. Подготовка программы аудита.

Работа содержит 1 файл

лекция по теорет.основам аудита.doc

— 174.50 Кб (Скачать)


ЛЕКЦИЯ

 

 

Раздел I. Теоретические основы аудита

Вопрос 1. Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности,

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

Понятие аудита значительно шире таких понятий как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения: прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др. Виды и методы контроля

Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок.

Существуют различные принципы их классификации. I.     По     организационным      формам      (по     субъектам проведения) контроль подразделяется: на:

•     государственный;

•     ведомственный (внутриведомственный);

•     вневедомственный;



*              аудиторский (независимый);

•              внутрихозяйственный.

Государственный контроль преимущественно осуществляется го­сударственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль проводится министерствами, комитетами, департаментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль реализуется путем проведения ревизий и тематических проверок.

Вневедомственный контроль осуществляется, например, Департаментом государственного финансового контроля МФ РФ в отношении различных предприятий и организаций в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности. Аудит также представляет форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем.

Аудиторский контроль за деятельностью организаций проводится аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований ведется на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами).

II. В зависимости от времени проведения контроль подразделяется

на

•         предварительный,

•         текущий (оперативный),

•         последующий.

Предварительный контроль проводится до принятия управленческих решений

и    совершения    хозяйственных    операций.    Он    носит    профилактический,

упреждающий  характер.   Его   субъектами  могут   быть   внутрихозяйственные

планы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу

денежных средств, на отпуск продукции и др. Цель предварительного контроля —



предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономиче­ски нецелесообразные хозяйственные операции.

Предварительный контроль полезен и необходим на всех уровнях управления. Он способствует предотвращению непроизводительных расходов, неправильному оформлению документации хозяйственных операций.

Текущий контроль, как правило, организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Именно поэтому текущий контроль называют также оперативным контролем. И действительно, этому виду контроля присуща максимальная оперативность. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем предварительного.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим исходя из различных факторов:

задач и целей проверки, финансовых затрат на его осуществление и др. Последующий контроль применяется и при проведении ревизии, и при организации аудиторской проверки.

В качестве субъектов последующего контроля выступают различные финансовые и налоговые органы, органы валютного и таможенного контроля и др. Среди субъектов последующего контроля внешний аудит занимает особое место.

III. В зависимости от источников информации контроль подразделяется на

•         документальный и

•         фактический.

Документальный контроль предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.

Фактическим является контроль, при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и

других способов проверки фактического состояния объектов. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства,



4

товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги.

Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действительное состояние объекта проверки.

Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ревизии, аудит, тематическую проверку, следствие, служебное расследование.

Ревизия — это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором, за деятельностью подведомственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их проведении. Ревизия проводится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля и др.

Аудит — независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов.

Тематическая проверка — это проверка определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации, например, проверка организации учета товарно-материальных ценностей; сохранности денежных средств и ценных бумаг и др.

Следствие представляет собой процессуальное действие, в ходе которого устанавливают виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Следствие осуществляется судебно-следственными органами и регулируется особым процессуальным законодательством.

Служебное      расследование      предусматривает      проверку      соблюдения

работниками  предприятия должностных обязанностей,  а также  соблюдение

должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно

проводится    специальной    комиссией,    создаваемой    приказом   руководителя

предприятия    в    случаях    выявления    хищений,    недостач,    потерь,    порчи



 

5

материальных ценностей и в других случаях.

Приведенные классификации показывают разнообразие подходов к понятиям видов   и   методов   контроля   и,   не   будучи   исчерпывающими,   дают   общее представление о подходах к этой проблеме. Различают внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно пору­чить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Аудит бывает инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Инициативный    аудит    проводится    обычно    по    решению    руководства

экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми

различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или

отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация

делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов



автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.

Проведение инициативного аудита может быть обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, многие предприятия, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, которая, в свою очередь, вызывается различными обстоятельствами — недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др.

В-третьих, низкая квалификация    бухгалтерских    кадров    на    некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и те-матическим. При тематическом аудите контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учет­ных регистрах и отчетности.

Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.

Обязательный   аудит   в   нашей   стране   проводится   в   соответствии   с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (подробнее см. гл. 3). Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по проверке отдельных    статей    бухгалтерской    отчетности,    качественного    состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала   и   другим   вопросам,   непосредственно   связанным   с   финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.



Порядок проведения аудита по специальным аудиторским заданиям: и его виды определены в российском правиле (стандарте) «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям».

К таким видам: услуг можно отнести аудит по проверке отдельных статей отчетности, например состояния дебиторской и кредиторской задолженности, наличия и состояния материально-производственных запасов, основных средств. Сюда относятся и такие услуги. как:

•     заключение по специальному аудиторскому заданию по юридической  и
экономической   экспертизе   договоров,   регулирующих   гражданско-правовые
отношения;

•     заключение   по   специальному   аудиторскому   заданию   о   бухгалтерской
отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности,
отличными от российских правил бухгалтерского учета;

•     заключение     по     специальному     аудиторскому     заданию     об     отчете,
подготовленном за ряд смежных лет;

•     заключение   по   специальному   аудиторскому   заданию,   полученному  от
государственных органов.

Поскольку аудит — деятельность предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы: проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Информация о работе Теоретические основы аудита