Теоретические основы психологического проявления умственной одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— провести психолого-педагогический анализ понятия одаренности;
— рассмотреть методы диагностики одаренных детей
— выявить особенности воспитания и проблемы обучения одаренных детей.

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и  эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», т.е. на основе смешанного обучения при  условии осуществления дифференцированного  и индивидуализированного подходов. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста  квалификации педагогов, внедрения  развивающих и личностно-ориентированных  методов обучения, использования  ресурсов Интернет-технологий, создания обогащенной школьной образовательной среды и т.д. существующие на данный момент варианты «внешней дифференциации», возможно, окажутся сведенными к минимуму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Практическое исследование интеллектуально одарённых детей

 

3.1 Методики изучения детской  одарённости

Одними из применяемых  в педагогической практике для исследования личности диагностических процедур являются тесты интеллекта.

Подобные тесты представляют совокупность заданий, выполнение которых  не требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет  оценить общий уровень интеллекта. Подобные задания должны быть неспецифичны по содержанию и культурно - инвариантны, т.е. независимы от культуры, в которой  функционирует испытуемый. Каждый из подобных тестов основывается на какой - либо модели интеллекта.

Один из наиболее часто  используемых тестов подобного типа: прогрессивные матрицы Равенна.

Эта методика предназначается  для оценивания наглядно-образного  мышления у младшего школьника. Здесь  под наглядно - образным мышлением  понимается такое мышление, которое  связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями  при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно - образное мышление. В данной методике взяты из известного теста Равенна. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц Равенна. (приложение А)

Ребёнку предлагается серия  из 10-ти постепенно усложняющихся задач  одинакового типа: на поиск закономерностей  в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части  указанных рисунков в виде большого четырёхугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей её рисунку (данная часть матрицы представлена внизу  в виде флажков с разными рисунками  на них). Изучив структуру большой матрицы, ребёнок должен указать ту из деталей (тот из 8-ми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует её рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и горизонтали.

На выполнение всех этих заданий ребёнку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент  прекращается и определяется количество правильно решённых матриц, а также  общая сумма баллов, набранных  ребёнком за их решения. Каждая правильно  решённая матрица оценивается в 1 балл.

Полученные данные были подвергнуты  качественному и количественному  анализу.

3.2 Результаты исследования

Исследование проводилось  в непринуждённой атмосфере. Большинство  детей отвечало с большой охотой и с желанием продолжать занятие  дальше. В диагностике принимало  участие 15 человек.

По истечении времени  эксперимент прекратился, и было определено количество правильно решённых матриц каждым ребёнком, а также  общая сумма баллов, набранных  каждым ребёнком за их решение. (приложение Б)

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

На основе полученных данных была составлена диаграмма на которой видно какой уровень развития наглядно - образного мышления у детей.

 

 

Диаграмма 2.1

Из диаграммы видно, что:

очень низкий уровень развития у 1 человека;

средний уровень развития у 11 человек;

высокий уровень развития у 2 человек;

очень высокий уровень  развития у 1 человека.

Ребёнок с высокими показателями выполнил все задания спокойно, чётко, не уточняя полученную инструкцию. При этом он затратил меньше времени чем предлагалось в задании.

Полученные данные могут  быть использованы при изучении природы  мышления, а также в диагностике  при изучении способностей индивидов, при отборе одарённых и талантливых  детей.

Вывод:

 

Диаграмма 2.2

Нами в изучении одаренности  подростков была опробована методика психодиагностики наглядно - образного  мышления мышления "Матрица Равенна".

В целом показатели уровня развития мышления в изучаемом классе оказались довольно средними (диаграмма 2.2): более 73% детей имеют средний  уровень развития мышления, однако один ребёнок с очень высоким  уровнем развития.

Данная методика показала какой уровень развития мышления у детей и позволила выявить наиболее способного ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На протяжении многих веков одаренность  рассматривалась несколько автономно  от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания  были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности  как личностное образование или  социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения (божий дар или земное). Основными  видами одаренности было принято  считать интеллектуальную и творческую одаренности.

Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны  признанием научной деятельности как  высшего вида творчества. Большая  часть филологов, психологов, педагогов  были склонны проявление высшей одаренности  видеть в научном творчестве и  научном мышлении.

В настоящее время наблюдается  повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад  в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность —  познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных  свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов. Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.

Пока нет комплексной  диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

Практическая реальность высвечивает  и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и  программах, в которых учитывались  бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка  за пределы курса. И поэтому большое  значение в развитии одаренного ребенка  играет система дополнительного  образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может  быть, основная роль принадлежит учреждениям  культуры!) дают возможность реализовывать  интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда  не прекращающийся процесс. Он требует  от учителей и воспитателей личностного  роста, хороших, постоянно обновляемых  знаний в области психологии одаренных  и их обучения, а также тесного  сотрудничества с психологами, другими  учителями, администрацией и обязательно  с родителями одаренных. Он требует  постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что  еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Работа с одаренными детьми выступает  одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование  по самой своей природе обязано  заботиться, в первую очередь, о большинстве  учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается  не очень хорошо приспособленной  для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону  меньших, так и больших способностей.

К сожалению, еще очень мало сделано  для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Попова Л.В. Биографический метод в изучении подростков с  разными видами одаренности, М.,1993.

Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников, ЦГЛ, М.,2006.

Терасье Ж.К. Сверходаренные дети, М.,1999.

Закон «Об Образовании» Республики Казахстан 2007 г

Постановление правительства  РК №301 от 4 апреля 2005 года

Комплексно-целевая программа  «Одаренные дети» 2006-2011 г.Костанай

Постановление РК №1125 от 16 сентября 1996г о мерах реализации распоряжения Президента РК «О государственной поддержке  и развитии школ для одаренных  детей»

К.К Жумадирова Особенности учебно-воспитательного процесса в работе с одаренными детьми

Журнал «Современное образование» №2 (82) 2011г с 54

Образовательный портал Павлодарского  государственного университета

Им.С.Торайгырова

Айненбаева Г. Одаренные дети :выявление, обучение и развитие

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы психологического проявления умственной одаренности