Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:06, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— провести психолого-педагогический анализ понятия одаренности;
— рассмотреть методы диагностики одаренных детей
— выявить особенности воспитания и проблемы обучения одаренных детей.
Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых общеобразовательных школ может оказать применение различных форм организации обучения, которые основаны на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит от особенностей школы: ее размера, традиций, наличия квалифицированных кадров, помещений, финансовых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.д.
Обучение детей
в системе дополнительного
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Дополнительное образование
— процесс непрерывный. Он не имеет
фиксированных сроков завершения и
последовательно переходит из одной
стадии в другую. Индивидуально-личностная
основа деятельности учреждений этого
типа позволяет удовлетворять
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1. индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2. работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
3. очно-заочные школы;
4. каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5. система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6. детские научно-практические конференции и семинары.
Благоприятные возможности
дополнительного образования
В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.
Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень важно не создавать у него «чувства исключительности»: и потому, что оно может не получили подтверждения в дальнейшей жизни, и потому, что кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения с ними должны складываться гармонично.
Две другие опасности, к сожалению,
нередко исходят от педагогов. Первая
— это эксплуатация неординарных
способностей ученика (вокальных, сценических,
музыкальных и т.д.) ради престижа
учебного заведения или его
Если всех этих трудностей
удается избежать, то область дополнительного
художественного образования
Обучение в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми (лицеях, гимназиях, нетиповых образовательных учреждениях высшей категории и т.п.)
Если целесообразность обучения
детей с определенными видами
одаренности (например, в области
музыки или балета) в специальных
школах и классах не подвергается
сомнениям, то вопрос о необходимости
создания специальных классов и
школ для обучения детей с общей
одаренностью продолжает оставаться предметом
острых дискуссий. Это связано с
тем, что раздельное обучение детей
с общей одаренностью имеет как
очевидные преимущества, так и
недостатки. Большим преимуществом
однородных групп является возможность
достижения наиболее адекватной скорости
продвижения в обучении. В однородном
классе могут быть созданы условия,
наиболее подходящие для каждого
ученика, в то время как в разнородном
классе самые способные часто
оказываются недогруженными. Во-вторых,
в однородных классах, как правило,
с одаренными детьми работают более
опытные учителя. В разнородных
классах, где среди 20—30 детей находятся
лишь несколько особо способных
учащихся, учителя не успевают накопить
достаточного опыта работы с ними.
В однородных классах, напротив, учителя
имеют возможность стать
В то же время объединение в однородные классы имеет и недостатки, поскольку сужает круг общения детей, создает подобие социальных барьеров, формирует у учащихся элитарное сознание. Следовательно, оптимизация образования для одаренных заключается в нахождении баланса между обучением в однородных и разнородных группах и индивидуальными занятиями. Необходимо подчеркнуть, что целесообразность любой формы дифференциации должна оцениваться с позиций пользы не только для группы одаренных, но и всех учеников.
При принятии решения в создании особых школ и классов следует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики раздельного обучения одаренных детей. Такой анализ позволяет считать целесообразным создание подобного рода школ и классов для детей с общей либо специальной одаренностью только в тех случаях, когда имеются:
1. научно обоснованная программа обучения одаренных детей и положительные результаты ее применения на практике;
2. соответствующая этой программе система выявления детей, в наибольшей мере нуждающихся в применяемом типе обучения;
3. квалифицированные кадры педагогов и психологов, способных обеспечить соответствующее обучение одаренных детей;
4. система обратной связи, позволяющая отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе (в том числе отработанная система экспертизы работы подобных школ, психолого-педагогический мониторинг учащихся и т. д.);
5. гарантии привлечения детей в школы и классы для одаренных на добровольной основе, а также гарантии максимальной гибкости вовлечения детей в эти школы и классы на любой возрастной ступени, в том числе и возможности «нестрессового» выхода оттуда на любом возрастном этапе;
6. бесплатное обучение в школах и классах для одаренных.
Важно иметь в виду, что
независимо от того, в каких условиях
происходит обучение одаренных учащихся
— в условиях специализированной
школы и/или класса, а также
массовой общеобразовательной школы,
принципиальным является то, чему и
как учится одаренный ребенок. Учебные
программы, формы и методы обучения,
так же как и особенности учебного
процесса, ориентированного на обучение
одаренных детей с общей
Программы обучения должны:
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;
4. какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.
В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных.
Следует принимать во внимание то обстоятельство, что дифференциация обучения имеет две формы. Первая — дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой). Вторая — дифференциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды). Первую форму дифференциации обучения условно обозначают как «внешнюю» (или селективную), вторую — как «внутреннюю» (или элективную).
Каждая форма дифференциации
имеет свои плюсы и минусы. Так,
обучение одаренных детей в особых
классах или школах, ориентированных
на работу с одаренными детьми, может
обернуться серьезными проблемами в
силу изменчивости проявлений одаренности
в детском возрасте. Положение
усугубляют нарушение естественного
хода процесса социализации, атмосфера
элитарности и ярлык «
Информация о работе Теоретические основы психологического проявления умственной одаренности