Теоретические основы психологического проявления умственной одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— провести психолого-педагогический анализ понятия одаренности;
— рассмотреть методы диагностики одаренных детей
— выявить особенности воспитания и проблемы обучения одаренных детей.

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

Большую помощь в осуществлении  дифференциации учебного процесса для  одаренных детей в условиях массовых общеобразовательных школ может  оказать применение различных форм организации обучения, которые основаны на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит  от особенностей школы: ее размера, традиций, наличия квалифицированных кадров, помещений, финансовых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.д.

Обучение детей  в системе дополнительного образования

Дополнительное образование  предоставляет каждому ребенку  возможность свободного выбора образовательной  области, профиля программ, времени  их освоения, включения в разнообразные  виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование  — процесс непрерывный. Он не имеет  фиксированных сроков завершения и  последовательно переходит из одной  стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого  типа позволяет удовлетворять запросы  конкретных детей, используя потенциал  их свободного времени.

В системе дополнительного  образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных  детей:

1.    индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2.    работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

3.    очно-заочные школы;

4.    каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5.    система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6.    детские научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности  дополнительного образования четко  проявляются, в частности, в сфере  художественного развития. В эти  учреждения часто приходят дети, одаренность  которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения, необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.

В дополнительном образовании  можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в  обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Очень  важно не создавать у него «чувства исключительности»: и потому, что  оно может не получили подтверждения  в дальнейшей жизни, и потому, что  кружки и студии посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься искусством, и отношения  с ними должны складываться гармонично.

Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика (вокальных, сценических, музыкальных и т.д.) ради престижа учебного заведения или его руководителя, что часто идет во вред самому ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через  учеников, что ведет к кажущейся  успешности результата за счет нивелирования  личного эстетического опыта  и индивидуальности детей. В обоих  случаях одаренный ребенок оказывается  не целью, а средством для решения  задач взрослых.

Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного  художественного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая  его к профессиональному пути в искусстве.

Обучение в школах, ориентированных  на работу с одаренными детьми (лицеях, гимназиях, нетиповых образовательных  учреждениях высшей категории и  т.п.)

Если целесообразность обучения детей с определенными видами одаренности (например, в области  музыки или балета) в специальных  школах и классах не подвергается сомнениям, то вопрос о необходимости  создания специальных классов и  школ для обучения детей с общей  одаренностью продолжает оставаться предметом  острых дискуссий. Это связано с  тем, что раздельное обучение детей  с общей одаренностью имеет как  очевидные преимущества, так и  недостатки. Большим преимуществом  однородных групп является возможность  достижения наиболее адекватной скорости продвижения в обучении. В однородном классе могут быть созданы условия, наиболее подходящие для каждого  ученика, в то время как в разнородном  классе самые способные часто  оказываются недогруженными. Во-вторых, в однородных классах, как правило, с одаренными детьми работают более  опытные учителя. В разнородных  классах, где среди 20—30 детей находятся  лишь несколько особо способных  учащихся, учителя не успевают накопить достаточного опыта работы с ними. В однородных классах, напротив, учителя  имеют возможность стать специалистами  по обучению одаренных.

В то же время объединение  в однородные классы имеет и недостатки, поскольку сужает круг общения детей, создает подобие социальных барьеров, формирует у учащихся элитарное  сознание. Следовательно, оптимизация образования для одаренных заключается в нахождении баланса между обучением в однородных и разнородных группах и индивидуальными занятиями. Необходимо подчеркнуть, что целесообразность любой формы дифференциации должна оцениваться с позиций пользы не только для группы одаренных, но и всех учеников.

При принятии решения в  создании особых школ и классов следует  исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики раздельного обучения одаренных детей. Такой анализ позволяет считать целесообразным создание подобного рода школ и классов для детей с общей либо специальной одаренностью только в тех случаях, когда имеются:

1.    научно обоснованная программа обучения одаренных детей и положительные результаты ее применения на практике;

2.    соответствующая этой программе система выявления детей, в наибольшей мере нуждающихся в применяемом типе обучения;

3.    квалифицированные кадры педагогов и психологов, способных обеспечить соответствующее обучение одаренных детей;

4.    система обратной связи, позволяющая отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений в его работе (в том числе отработанная система экспертизы работы подобных школ, психолого-педагогический мониторинг учащихся и т. д.);

5.    гарантии привлечения детей в школы и классы для одаренных на добровольной основе, а также гарантии максимальной гибкости вовлечения детей в эти школы и классы на любой возрастной ступени, в том числе и возможности «нестрессового» выхода оттуда на любом возрастном этапе;

6.    бесплатное обучение в школах и классах для одаренных.

Важно иметь в виду, что  независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся — в условиях специализированной школы и/или класса, а также  массовой общеобразовательной школы, принципиальным является то, чему и  как учится одаренный ребенок. Учебные  программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной  одаренности (например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся.

Программы обучения должны:

  • включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
  • использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;
  • предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
  • учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
  • содействовать изучению способов получения знаний (процедурных знаний, или «знаний о том, как»);
  • обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
  • поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
  • гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;
  • предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;
  • обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;
  • способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
  • включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей  требует предварительного ответа на следующие вопросы:

1.    с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

2.    в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

3.    какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;

4.    какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в  школе такое образование, которое  позволит ему достигнуть максимально  возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей, и тем  более для детей одаренных.

Следует принимать во внимание то обстоятельство, что дифференциация обучения имеет две формы. Первая — дифференциация на основе раздельного  обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой  школе либо селекции при распределении  в классы с разными учебными программами  и специализированной образовательной  средой). Вторая — дифференциация на основе смешанного обучения одаренных  детей в обычном классе общеобразовательной  школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности  избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды). Первую форму дифференциации обучения условно обозначают как «внешнюю» (или селективную), вторую — как «внутреннюю» (или элективную).

Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных детей в особых классах или школах, ориентированных  на работу с одаренными детьми, может  обернуться серьезными проблемами в  силу изменчивости проявлений одаренности  в детском возрасте. Положение  усугубляют нарушение естественного  хода процесса социализации, атмосфера  элитарности и ярлык «обреченности  на успех». В свою очередь, практика обучения одаренных детей в обычных  школах показывает, что при не учете  специфики этих детей они могут  понести невосполнимые потери в  своем развитии и психологическом  благополучии.

Информация о работе Теоретические основы психологического проявления умственной одаренности