Теоретические основы психологического проявления умственной одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— провести психолого-педагогический анализ понятия одаренности;
— рассмотреть методы диагностики одаренных детей
— выявить особенности воспитания и проблемы обучения одаренных детей.

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия  и развития всех способностей и дарований  с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям  эта цель особенно значима. Следует  подчеркнуть, что именно на этих детей  общество в первую очередь возлагает  надежду на решение актуальных проблем  современной цивилизации. Таким  образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить  рост его способностей — это особо  важная задача обучения одаренных детей.

Понимание одаренности как  системного качества предполагает рассмотрение личностного развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.

Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с  учетом качественной специфики определенного  вида одаренности, а также психологических  закономерностей ее развития. Так, в  качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут  быть выделены следующие:

  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
  • создание условий для развития творческой личности; 
  • развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
  • обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Содержание образования

В обучении одаренных применяются  четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

1.    Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

Систематическое применение ускорения в форме раннего  поступления и/или перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом  имеет более раннее окончание  школы, что может свести на нет  все преимущества продвижения одаренных  учащихся в соответствии с их повышенными  познавательными возможностями. Следует  иметь в виду, что ускорение  обучения оправдано лишь по отношению  к обогащенному и в той или  иной мере углубленному учебному содержанию. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение  интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

2.    Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.

Однако применение углубленных  программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей  одаренностью достаточно рано проявляют  интерес к какой-то одной сфере  знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных  дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.

3.    Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных учебных программ.

4.    Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Важно иметь в виду, что  два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют  максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных  детей.

Содержание учебного плана  и программ учебных дисциплин  могут оказывать существенное влияние  на развитие личностных качеств всех учащихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины. Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.

Методы и средства обучения

Методы обучения, как способы  организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными  являются методы творческого характера  — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные —  в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов  одаренных учащихся. Они исключительно  эффективны для развития творческого  мышления и многих важных качеств  личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Процесс обучения одаренных  детей должен предусматривать наличие  и свободное использование разнообразных  источников и способов получения  информации, в том числе через  компьютерные сети. В той мере, в  какой у обучающегося есть потребность  в быстром получении больших  объемов информации и обратной связи  о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео, ОУО и т.п.).

В целом, в обучении одаренных  эффективность использования средств  обучения определяется главным образом  содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью.

Формы обучения

Обучение одаренных детей  в условиях общеобразовательной  школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп  учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального  учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.). К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуальным программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ребенка от коллектива сверстников.

Работа по индивидуальному  плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование  современных информационных технологий (в том числе дистантного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть  наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т.п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.

Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация  малых групп — в большей  степени, чем работа в классе, позволяют  реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов  работы. Это помогает учесть различные  потребности и возможности одаренных  детей.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских  секций или объединений, предоставляющих  учащимся возможность выбора не только направления исследовательской  работы, но и индивидуального темпа  и способа продвижения в предмете. Как уже было отмечено, программы  работы с одаренными детьми, построенные  на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять  программу, не вызывая перегрузок, можно  только до определенного предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку  формирование творческих способностей осуществляется только через включение  личности в творческий процесс. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Перефразируя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, «кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше».

Сеть творческих объединений  позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов  и учащихся. Одаренные учащиеся могут  привлекаться к совместной работе с  педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских  секций по данному предмету. Межклассные объединения-секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в среде сверстников. Кроме того, совместная исследовательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование детей.

Однако привлечение одаренных  учащихся к работе исследовательских  объединений предполагает предварительную  подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков  исследовательской работы. Данная система  может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью  программы учебных предметов  должны включать изучение личностных стратегий и нравственных поступков, стоящих за научным открытием.

Распространенной формой включения в исследовательскую  деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней  дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение  практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой  своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая  учиться вместе со сверстниками и  оставаясь включенным в привычные  социальные взаимоотношения, вместе с  тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы  в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут  быть как индивидуальными, так и  групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская  направленность проектов имеют немалое  значение для воспитания детей.

В школах, где не применяются  указанные выше формы обучения, для  одаренных детей является целесообразным сочетание школьного и внешкольного обучения. Например, обучение одаренного ребенка в обычной школе по индивидуальному плану может  сочетаться с его участием в работе «школы выходного дня» (математического, историко-археологического, философско-лингвистического профилей), которая обеспечивает общение с талантливыми специалистами-профессионалами, включает в серьезную научно-исследовательскую работу и т.д. Часы занятий в такой школе должны быть компенсированы за счет уменьшения часов по данному предмету в общеобразовательной школе.

Информация о работе Теоретические основы психологического проявления умственной одаренности