Теоретические основы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Цены занимают особое место в экономике. Цена – это понятие, с которым знакомы все. Люди постоянно сталкиваются с ними в повседневной жизни. Цены определяют, сможем ли мы купить то, что захотим, какой бизнес будет успешным, а какой – нет. Цены представляют собой тонкий, гибкий и в то же время довольно мощный инструмент управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены людьми.1 В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют час

Содержание

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________2
1. Теоретические основы ценообразования…………………………………4
1.1. Определение понятия…………………………………………………….4
1.2.Функции и виды цен………………………………………………………7
2.Стратегии ценообразования………………………………………………..20
3. Особенности ценообразования в России, связанные с
внешнеэкономической деятельностью………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________35
Список использованных источников………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсовая ценообразование.doc

— 209.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________2 

1. Теоретические  основы ценообразования…………………………………4

1.1. Определение понятия…………………………………………………….4

1.2.Функции и  виды цен………………………………………………………7 

2.Стратегии ценообразования………………………………………………..20             

 3. Особенности ценообразования в России, связанные с

 внешнеэкономической деятельностью………………………………………31 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________35

Список использованных источников………………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Цены  занимают особое место в экономике. Цена – это понятие, с которым  знакомы все. Люди постоянно сталкиваются с ними в повседневной жизни. Цены определяют, сможем ли мы купить то, что  захотим, какой бизнес будет успешным, а какой – нет. Цены представляют собой тонкий, гибкий и в то же время довольно мощный инструмент управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены людьми.1 В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют часть системы саморегулирования. Будучи широко употребительными, цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а, следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной 2.

     Цены  являются одним из факторов, влияющих на окончательное решение потребителя о покупке того или иного товара, услуги. Рынок сейчас заполнен самыми разными предложениями, новинками, продуктами, идеями и сделать свой выбор в пользу конкретного товара нелегко. Но каким бы развитым и полным не был рынок, успех фирмы зависит только от покупателя. Здесь как раз и имеет место столкновение спроса с предложением: у производителя товар, у покупателя деньги. И он, избалованный обилием предложений со стороны множества конкурирующих фирм, будет тщательно выбирать. А производители должны с его условиями считаться и, в свою очередь, сделать все возможное, чтобы клиент, придя один раз, стал постоянным покупателем. Для этого производители тратят много времени и сил, разрабатывая все новые услуги и программы лояльности. Но, не учитывая очень важный денежный фактор, компания может потерпеть неудачу, несмотря на рекламу и любые программы лояльности.

     Целью данной курсовой работы является анализ значения ценообразования в рыночной экономике.

     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

  • Изучить теорию ценообразования на предприятии и факторы, влияющие на цену
  • Рассмотреть различные стратегии ценообразования
  • Подробно изучить этапы реализации стратегии ценообразования

     Теоретическую основу работы составляет учебная и методическая литература по данной теме, журнальные статьи, сайты  сети Интернет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические основы ценообразования
 
    1. Понятия цены и ценообразования.
 

     Цена  и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики.

     Цена, как и деньги, - экономическая  категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего  натурального обмена цены использовались как обменные пропорции. Такие цены не были универсальными и для каждой из обменивающихся сторон выражались в разных единицах.

     Появление денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах платежного средства. И продавец, и  покупатель рассматривают цену с  точки зрения количества денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.

     Цена - форма выражения полезности блага, проявляющаяся в процессе обмена.

     Однако  возникла другая проблема: сколько  же денежных единиц следует платить  за единицу определенного товара?

     Экономистам пришлось задуматься о способе определения цены. Понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее установления. О ценах стали писать и говорить не с позиций их сути, а сточки зрения их формирования.

     В отечественной экономической литературе долгое время использовалось такое определение:

     Цена - денежное выражение стоимости товара, которая определяется общественно  необходимыми затратами труда (т.е. тем рабочим временем, которое  требуется для производства данного  товара при сложившихся общественно нормальных производственных условиях и среднем в данном обществе уровне сложности и интенсивности труда). Указанное определение отражает "затратный подход" К.Маркса и не может адекватно использоваться в современных условиях.

     Филипп  Котлер, американский экономист, в 1985 году выпустил книгу, ставшую классическим учебником "Основы маркетинга". В ней он дает следующее определение "Цена - денежная сумма, взимаемая за конкретный товар".

     Очевидно, что сложились разные подходы  к определению категории цены.

     При первом подходе определяющими являются производственные затраты, прежде всего  трудовые, связанные с созданием  и реализацией товара. Этот подход отражает "количественный подход" теории цен.

     При втором подходе определяющим фактором ценообразования является рыночная конъюнктура, полезность товара, проявляющаяся в процессе обмена и потребления. Это является отражением "порядкового подхода" теории цен.

     Развитие  рыночных отношений в России стимулирует  развитие конкуренции товаропроизводителей. Одним из показателей конкурентоспособности продукции становится цена. Цена, учитывающая различия в издержках производства и организации сбыта, различия в уровнях спроса, распределение покупок во времени и другие факторы.

     Именно  так считает Е.И. Пунин, который в одном из своих исследований написал: "Цена товара - денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время".

     Группа  исследователей российской экономической  академии им. Г.В.Плеханова считает, что цена - количество денег (или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.  Цена, как правило, в денежной форме, выражает стоимость единицы товара или услуги.

     Цена  – выраженная в деньгах стоимость  вещей и услуг – несет огромное количество информации и оказывает колоссальное влияние на поведение покупателей, производителей и продавцов. Но, помимо выражения стоимости товаров, существует и другая сторона цены – механизм ее формирования. Это очень сложный процесс, и его изучение необходимо для успешного функционирования фирмы.3

     Итак, ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

     Цель  ценообразования: Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности.

     Ценовая стратегия предприятия – понятие  многоплановое. Фирма не просто устанавливает ту или иную цену, она создает свою систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции и учитывающую различные факторы (разные категории потребителей, сезонность товара, конкуренция). Установление цен на продукцию фирмы в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает у покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая исключает возможность приобретения товара многими покупателями. Таким образом, фирма должна детально продумывать свою ценовую стратегию, чтобы не только выживать, но и получать прибыль от своей деятельности 4.

     Цены  и ценообразование составляют ценовой  механизм. В ценовом механизме  следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Именно оно и предопределяет величину цены. Ценообразование от потребителя скрыто, цены он видит наяву5. 

     1.2.Функции  и виды цен. 

     Цены  выполняют следующие функции:  

  1. Учетно-измерительная функция цены  заключается в объективном и  точном отражение в ценах уровней  и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции.

  2. Регулирующая (балансирование спроса  и предложения) функция цены  заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов – уравновешивает спрос и предложение, увязывает их с денежной – платежной способностью производителя и потребителя.

  3. Распределительная (перераспределительная)  функция цены заключается в  том, что по средствам цен  осуществляется распределение и перераспределение национального дохода.

  4. Способствующая рациональному размещению  производства функция цены заключается  в том, что с помощью механизма  формирования цен происходит  перелив сектора экономики в  другой.

  5. Стимулирующая функция цены заключается в том, что по средствам системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом.

  6. Социальная функция цены заключается  в том, что с помощью цен  регулируется объем потребления  товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

     Цена  – очень гибкий элемент, легко  варьируется фирмой. С ценами и  их изменением связаны структура  и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока.

     Под общим широко распространенным названием  «цена» понимается комплекс экономических  понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реально под одним наименованием «цена» существует множество её видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.

     По  ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды:

      1. Виды цен в зависимости от  сфер торговли

     На  цены накладывает отпечаток вид  торговли товарами и услугами, посредством, которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на: оптовые, розничные, закупочные, тарифы.

     Оптовыми  называются цены, по которым продукция  реализуется крупными партиями, в  условиях оптовой торговли. Система  оптовых цен применяется в  торгово-сбытовых операциях между  предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом. Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

     Розничными  называют цены, по которым товары продаются  в  розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства,  граждане. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Информация о работе Теоретические основы ценообразования