Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:45, курсовая работа
Цены занимают особое место в экономике. Цена – это понятие, с которым знакомы все. Люди постоянно сталкиваются с ними в повседневной жизни. Цены определяют, сможем ли мы купить то, что захотим, какой бизнес будет успешным, а какой – нет. Цены представляют собой тонкий, гибкий и в то же время довольно мощный инструмент управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены людьми.1 В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют час
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________2
1. Теоретические основы ценообразования…………………………………4
1.1. Определение понятия…………………………………………………….4
1.2.Функции и виды цен………………………………………………………7
2.Стратегии ценообразования………………………………………………..20
3. Особенности ценообразования в России, связанные с
внешнеэкономической деятельностью………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________35
Список использованных источников………………………………………...36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
1. Теоретические основы ценообразования…………………………………4
1.1. Определение понятия…………………………………………………….4
1.2.Функции и виды цен………………………………………………………7
2.Стратегии ценообразования………………………………………
3. Особенности ценообразования в России, связанные с
внешнеэкономической
деятельностью………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
Список использованных
источников………………………………………...36
Введение
Цены занимают особое место в экономике. Цена – это понятие, с которым знакомы все. Люди постоянно сталкиваются с ними в повседневной жизни. Цены определяют, сможем ли мы купить то, что захотим, какой бизнес будет успешным, а какой – нет. Цены представляют собой тонкий, гибкий и в то же время довольно мощный инструмент управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены людьми.1 В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют часть системы саморегулирования. Будучи широко употребительными, цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а, следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной 2.
Цены являются одним из факторов, влияющих на окончательное решение потребителя о покупке того или иного товара, услуги. Рынок сейчас заполнен самыми разными предложениями, новинками, продуктами, идеями и сделать свой выбор в пользу конкретного товара нелегко. Но каким бы развитым и полным не был рынок, успех фирмы зависит только от покупателя. Здесь как раз и имеет место столкновение спроса с предложением: у производителя товар, у покупателя деньги. И он, избалованный обилием предложений со стороны множества конкурирующих фирм, будет тщательно выбирать. А производители должны с его условиями считаться и, в свою очередь, сделать все возможное, чтобы клиент, придя один раз, стал постоянным покупателем. Для этого производители тратят много времени и сил, разрабатывая все новые услуги и программы лояльности. Но, не учитывая очень важный денежный фактор, компания может потерпеть неудачу, несмотря на рекламу и любые программы лояльности.
Целью данной курсовой работы является анализ значения ценообразования в рыночной экономике.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Теоретическую
основу работы составляет учебная и методическая
литература по данной теме, журнальные
статьи, сайты сети Интернет.
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики.
Цена, как и деньги, - экономическая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена цены использовались как обменные пропорции. Такие цены не были универсальными и для каждой из обменивающихся сторон выражались в разных единицах.
Появление денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах платежного средства. И продавец, и покупатель рассматривают цену с точки зрения количества денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.
Цена - форма выражения полезности блага, проявляющаяся в процессе обмена.
Однако возникла другая проблема: сколько же денежных единиц следует платить за единицу определенного товара?
Экономистам пришлось задуматься о способе определения цены. Понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее установления. О ценах стали писать и говорить не с позиций их сути, а сточки зрения их формирования.
В отечественной экономической литературе долгое время использовалось такое определение:
Цена - денежное выражение стоимости товара, которая определяется общественно необходимыми затратами труда (т.е. тем рабочим временем, которое требуется для производства данного товара при сложившихся общественно нормальных производственных условиях и среднем в данном обществе уровне сложности и интенсивности труда). Указанное определение отражает "затратный подход" К.Маркса и не может адекватно использоваться в современных условиях.
Филипп Котлер, американский экономист, в 1985 году выпустил книгу, ставшую классическим учебником "Основы маркетинга". В ней он дает следующее определение "Цена - денежная сумма, взимаемая за конкретный товар".
Очевидно, что сложились разные подходы к определению категории цены.
При первом подходе определяющими являются производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием и реализацией товара. Этот подход отражает "количественный подход" теории цен.
При втором подходе определяющим фактором ценообразования является рыночная конъюнктура, полезность товара, проявляющаяся в процессе обмена и потребления. Это является отражением "порядкового подхода" теории цен.
Развитие
рыночных отношений в России стимулирует
развитие конкуренции
Именно так считает Е.И. Пунин, который в одном из своих исследований написал: "Цена товара - денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время".
Группа исследователей российской экономической академии им. Г.В.Плеханова считает, что цена - количество денег (или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Цена, как правило, в денежной форме, выражает стоимость единицы товара или услуги.
Цена – выраженная в деньгах стоимость вещей и услуг – несет огромное количество информации и оказывает колоссальное влияние на поведение покупателей, производителей и продавцов. Но, помимо выражения стоимости товаров, существует и другая сторона цены – механизм ее формирования. Это очень сложный процесс, и его изучение необходимо для успешного функционирования фирмы.3
Итак, ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Цель ценообразования: Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности.
Ценовая
стратегия предприятия –
Цены
и ценообразование составляют ценовой
механизм. В ценовом механизме
следует различать и выделять
две взаимодействующие части. Это,
с одной стороны, сами цены, их виды,
структура, величина, динамика изменения
и, с другой – ценообразование как способ,
правила установления, формирования новых
цен и изменения действующих. Ценообразование
выступает активно, задающей частью всего
ценового механизма. Именно оно и предопределяет
величину цены. Ценообразование от потребителя
скрыто, цены он видит наяву5.
1.2.Функции
и виды цен.
Цены выполняют следующие функции:
1.
Учетно-измерительная функция
2. Регулирующая (балансирование спроса и предложения) функция цены заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов – уравновешивает спрос и предложение, увязывает их с денежной – платежной способностью производителя и потребителя.
3.
Распределительная (
4.
Способствующая рациональному
5. Стимулирующая функция цены заключается в том, что по средствам системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом.
6.
Социальная функция цены
Цена – очень гибкий элемент, легко варьируется фирмой. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока.
Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реально под одним наименованием «цена» существует множество её видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды:
1. Виды цен в зависимости от сфер торговли
На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством, которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на: оптовые, розничные, закупочные, тарифы.
Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом. Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.
Розничными называют цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.