Теоретические основы психологического проявления умственной одаренности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— провести психолого-педагогический анализ понятия одаренности;
— рассмотреть методы диагностики одаренных детей
— выявить особенности воспитания и проблемы обучения одаренных детей.

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

способны внести большой вклад в научно-техническое,  информационное и

культурное развитие страны.

В Казахстане осуществляется ряд мероприятий по оказанию

организационной,  психолого-педагогической и социально-экономической

поддержке одаренных и  талантливых детей.

Прежде всего, это дифференциация видов образовательных учреждений:

гимназии, лицеи, школы с  углубленным изучением отдельных  предметов, где

наиболее способные и  талантливые дети могут получить соответствующее их

склонностям и возможностям образование.

Можно констатировать, что  в нашей стране ведется системная  работа по

изучению, поддержке и  развитию одаренных детей.  Вместе с тем эта работа

требует всестороннего подхода  и дальнейшего совершенствования.

Проблема развития одаренности  является весьма сложной:

- во-первых,    серьезным  изучением данной проблемы в  психологии и

педагогике,  занялись сравнительно недавно.  Поэтому многие и многие

теоретические положения  еще не устоялись в науке,  носят  дискуссионный

характер;

- во-вторых, ряд важных  разработок не доведены до логического конца,

до уровня прикладных,  т.е.  не могут явиться непосредственным

руководством для педагогов-практиков;

-  в-третьих,  организации  образования лишь эпизодически  занимались

развитием одаренности детей. Вплотную же, на основе достижений науки  и

мировой практики, учебные  заведения стали решать проблемы, связанные с

поддержкой одаренных  учащихся,  только в последние  годы,  а потому

передовой педагогический опыт в этой области весьма ограничен.

В республике    создана  сеть специализированных      школ      для

одаренных детей.  Это  республиканские и областные специализированные

школы-интернаты для одаренных  детей,  экспериментальные площадки,

региональные научно-практические    центры,  казахско-турецкие лицеи.

Данные школы подтверждают свой статус.  Этому свидетельствуют

достижения учащихся на олимпиадах,   соревнованиях научных проектов и

различных интеллектуальных мероприятиях республиканского и

международного уровней.   Высокий уровень знаний учащихся школ,

входящих в сеть организаций  образования для одаренныхдетей, подтвердило

Единое национальное тестирование,  введенное  Министерством образования

и науки РК. Как было уже  отмечено, все школы для одаренных  детей вошли

в сотню лучших школ по итогам ЕНТ. Вышеназванные результаты являются лишь первым этапом    работы с одаренными детьми.

Если говорить по существу,  то основная цель деятельности

специализированных школ ясна:

• необходимо сформировать оптимальную систему,  обеспечивающую

развитие одаренности  детей посредством апробации  нового содержания

образования для разных типов  одаренности;

• апробация и внедрение  нового диагностического инструментария

выявления одаренных детей, психолого-педагогических программ развития и

поддержки талантливых детей;

• для систематизации работы,  обмена передовым опытом,  развития

инициативы и объединения  педагогов        необходимо создание Ассоциаций

учителей специализированных школы ученых по разным областям науки.

В настоящее   время  для дальнейшей интенсификации системы  работы с

одаренными детьми в Казахстане имеется полное концептуальное,

нормативно-правовое, научно-методическое,  информационно-издательское,

социально-психологическое  и педагогическое обеспечение:  разработана

концепция,  типовые программы,  учебные пособия,  учебники,  критерии

отбора учащихся и учителей для обучения и работы в специализированных

школах: налажена специальная подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми через систему повышения квалификации при РНПЦ «Дарын»; предусмотрена система социальной и материальной защиты особоодаренных детей (гранты, стипендии, финансирование участия школьников в республиканских,  международных олимпиадах,  конкурсах,  соревнованиях;

стимулирование и поощрение  как особо проявивших способности учащихся,

так и педагогов, работающих с ними и пр.); целенаправленно  осуществляется

изучение, обобщение и  распространение передового опыта; ведется научно-

исследовательская и научно-методическая работа по совершенствованию

выявления,  обучения и  развития одаренных детей;  созданы  и успешно

работают уникальные инновационные  формы дополнительного образования:

сменные профильные,  республиканские заочные школы по основам наук,

научные школы,  школы  олимпийского резерва,  летние школы  (лагеря).

Совершенствует свою работу республиканское научное общество учащихся

(НОУ).  Выявлению,  развитию,  обучению наиболее способных  учащихся,

кроме традиционных олимпиад по школьным предметам,  способствуют

совершенно новые конкурсы и игры, такие как национальные соревнования

научных проектов школьников,  интеллектуальный марафон  «Ак бота»,

математический конкурс  «Кенгуру»,  конкурс по русскому языку

«Русский медвежонок – языкознание для всех»,  которые носят

международный характер.

Таким образом,  благодаря  целенаправленным действиям РНПЦ

«Дарын», усилиям государственных и общественных организаций в течение

нескольких лет в Казахстане была создана уникальная на постсоветском

пространстве система выявления,  обучения,  развития и поддержки

одаренных детей и молодежи, которая дала свои положительные  результаты.

В городе Костанае для работы с одаренными детьми создана Комплексно-целевая программа «Одаренные дети» Программа работы с одаренными детьми «Одаренные дети» (2006 – 2011 гг.) имела следующие цели и задачи:  

Цель программы определение комплекса условий для создания целостной системы формирования и развития академической одарённости учащихся школы.

Задачи:

  • создать систему целенаправленного выявления и развития академической одарённости учащихся школы;
  • создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития одарённых детей;
  • разработать и поэтапно внедрить новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми;
  • развитие навыков научно-исследовательской и поисковой деятельности;
  • развитие у одарённых детей высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им уверенно ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
  • формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
  • создать условия для реализации личных творческих способностей одарённых детей.

 

    2.3 Подготовка педагога к работе с одаренными детьми

 

В целом, подготовка специалистов включает в себя следующие аспекты:

1.    формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.

Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения  которых сформировавшиеся ранее  «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для  ребенка, так и для самого учителя.

Одной из причин возникновения  подобных ситуаций является то, что, например, вследствие высокого темпа интеллектуального  развития одаренные дети (а по большому счету и любые другие дети) осознанно  или неосознанно требуют к  себе отношения как к полноправному  субъекту учебной деятельности, общения  и т.д. Между тем один из наиболее распространенных стереотипов традиционного  учительского сознания заключается  в том, что ученик (именно потому, что он ученик) исходно рассматривается  как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного  образовательного процесса.

Это означает, что, работая  с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию  к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями;

2.    комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;

3.    создание системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;

4.    создание психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;

5.    демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы учения;

6.    образовательная ступень и сфера деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т.п.)

7.    особенности контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т.п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей — детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);

8.    профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт педагогов:

a.    опыт педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях; педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах; педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах «для одаренных» и т.п.);

b.    уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.);

9.    специфика образовательной инфраструктуры. Характерные особенности условий, в которых проводится работа с одаренными детьми, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимых учебно-методических материалов, музеев, концертных залов, библиотек, театров, а также ряда специалистов, например психологов, педагогов дополнительного образования и т.п.).

 

2.4 Принципы,цели,содержание и методы обучения

 

Общие принципы обучения к  основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей  школьного возраста, относятся:

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
  •      Принцип учета возрастных возможностей.

Цели образования

Психологические особенности  одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении  этой группы учащихся обусловливают  определенные акценты в понимании  основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного  и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости  от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

Одаренные дети должны усвоить  знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В  то же время психологические особенности  одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую  составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением  определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической  составляющей является высокий (или  повышенный) уровень и широта общеобразовательной - подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных  областях знания в соответствии с  индивидуальными потребностями  и возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности  в отдельных предметных общеобразовательных  областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных  детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.

Информация о работе Теоретические основы психологического проявления умственной одаренности