Роль родителей в нравственном воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучение влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: семейные ценности оказывают влияние на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

– раскрыть теоретические основы изучения влияния родительского воспитания на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста;

– исследовать влияние семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников;

– .статистически обосновать полученные результаты

– разработать рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию.

Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анкетирование, анализ, сравнение.

Содержание

Введение……………………………………………………..………..........……...3

1. Теоретические основы изучения влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста…........5

1.1. Понятия нравственности и нравственного воспитания ………...................5

1.2. Значение семьи в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста………………………………………….....................................................7

1.3. Формирование нравственности ребёнка в семье…………….....................12

2. Исследование влияния семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников………………………....................……………….…..….17

2.1. Организация исследования…………….......…............…….....................…17

2.2. Изучение влияния семейных ценностей на нравственное воспитание школьника………..………………...………………........................................….21

Выводы...................................................................................................................26

Рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию …………...........…………………….....…….……27

Заключение…………………………………………….......………............……..30

Список литературы….……………………………………...........……...........….32

Приложения...........................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

роль родителей в нравственом воспитании школьников курсовая.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
"justify">     Само  нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

     Задачи  педагога – объяснить любящим  родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

     Результаты  исследования показали, что в семьях, где преобладают:

     1. семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение, дети отличаются высоким уровнем нравственной воспитанности.

     2. В семьях, где главенствующую роль занимают следующие ценности: профессионально-творческая, общественная, саморегуляции, принятие других, интеллектуальная ориентации, дети входят в группу со средним уровнем нравственной воспитанности..

     3. В семьях, где главенствующую роль занимают следующие ценности: гедонистические, эстетические, альтруистические, дети отличаются низким уровнем нравственной воспитанности.

     Таким образом, наша гипотеза, что семейные ценности оказывают влияние на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, подтвердилась.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1999. – 672 с.

2. Гребенников И.В. Школа и семья. – М.: Издательство: Просвещение, 1985.– 176 c.

10. Диагностическая  и коордионационная работа школьного психолога./под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987 .

3. Катин-Ярцев Ю. Успехи и трудности в обучении и развитии первоклассников // Начальная школа. – 2000. - №3.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. – М.: Изд-во РОУ, 1996.

5. Куликова В.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания // Образование.– 2004.– № 6.

6. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание, М., Просвящение 1990г.

7. Куликова В.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания// Образование, 2005., № 6

8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 .

9. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., Издательство: Просвещение, 1988 г.

10. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие – М.: Март, 2003.

11. Мухина В.С. Возрастная психология. –  М., Издательство: Академия, 1997.

12. Овчаров Р.В. Справочная книга школьного психолога, 352с., М.: Просвещение, Учебная литература, 1996 г.

13. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология – М.: Педагогика, 1975.

14. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1991.

15.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2001.

16. Рутман Э.М. От соперничества к сотрудничеству //Семья и школа. 1997. – №5. – с.31.

17. Теплюк С. С чего начинается личность // Семья и школа. – 2004.-  № 8. – С. 93-94.

18. Учимся общаться с ребенком /  Под ред. Петровского В.А. –  М, 1993.

19. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – М: Просвещение, Пособ. для учителя, 1986. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1

     Методика  «Ценностные ориентации» М. Рокич

     Инструкция. Перед Вами описок ценностей. Вата задача - оценить их но степени значимости для Вас как принципов жизни. Для этого распределите ценности по местам; на первое место поставьте наиболее значимую, на последнее место - наименее значимую ценность.

     Обработка. Учитываются ценности, занявшие первые пять мест. Приводим ключевые слова, характеризующие  возможные ценностные тины: семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья): профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие); эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре); альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями); гедонистическая (удовольствия, развлечения, здоровье, любовь, свобода); интеллектуальная (образование, познание, приобщение к культуре, развитие); общественная (общение, признание, общественно-политическая деятельность, активная, деятельная жизнь).

     Инструментальные  ценности также можно сгруппировать  по типам. Ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность  в делах); принятия других (терпимость, альтруизм, чуткость, широта взглядов); самоутверждения (высокие запросы, смелость, твердая воля, независимость); саморегуляции, самоорганизации (рационализм, самоконтроль, жизнерадостность); этические (честность, чуткость, непримиримость к недостаткам в себе и других, воспитанность) и т.д. Конечно, выделенные типы - лишь ключевые вехи для структурирования ценностей самим педагогом.

     Список  терминальных ценностей:

     – активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

     – образование;

     – здоровье (физическое и психическое);

     – интересная работа;

     – красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

     – любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

     – материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

     – наличие хороших и верных друзей;

     – общественное признание (уважение окружающих, слава);

     – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

     – общественная и политическая активность, деятельность;

     –    приобщение к культуре и искусству (чтение, посещение музеев, выставок, театров и т.д.);

     – развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение);

     – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

     – счастливая семейная жизнь;

     – счастье других (благосостояние, развитие и «совершенствование других людей, милосердие, помощь нуждающимся);

      творчество (возможность творческой деятельности: технической, литературной, театральной, исполнительской и т.д.);

     – развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенствование).

     Список  инструментальных ценностей:

     – аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

     – альтруизм (бескорыстная забота о благе  других):

     – воспитанность (хорошие манеры);

      высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

     – жизнерадостность (чувство юмора);

     – исполнительность (дисциплинированность);

     – независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

     – непримиримость к недостаткам в себе и других;

     – образованность (широта знаний, высокая общая культура);

     – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

     – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

     – смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

     –    твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

     – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

     – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

     – честность (правдивость, искренность);

     – эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 

     – чуткость (заботливость). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  2 

     Диагностика уровня  нравственной воспитанности школьников

           Фамилия, имя      Уровень нравственной воспитанности
     1      Ахметова Г.      С
     2      Байдуков  Т.      В
     3      Валиахметова  Ш.      С
     4      Гайнутдинов Р.      В
     5      Гарифуллина З.      В
     6      Дементьев С.      В
     7      Зарубина  С.      С
     8      Калимуллин  Р.      В
     9      Кайгородова Л.      Н
     10      Лапочкин  С.      В
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 3 

           Родители  школьника      Ценностные  ориентации
     1      Ахметова  З.      Профессионально-творческая, общественная, саморегуляции
     2      Байдукова Ф.      Семейно-бытовые  ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение
     3      Валиахметова  К.      Профессионально-творческая, общественная, саморегуляции
     4      Гайнутдинова С.      Семейно-бытовые  ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение
     5      Гарифуллина Т.      Семейно-бытовые  ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение
     6      Дементьева  А.      Семейно-бытовые  ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение
     7      Зарубина  Л.      Семейно-бытовые  ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение
     8      Калимуллина М.      Семейно-бытовые  ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение
     9      Кайгородова С.      Гедонистическая, эстетическая, альтруистическая
     10      Лапочкина Д.      Семейно-бытовые  ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение

Информация о работе Роль родителей в нравственном воспитании школьников