Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа
Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: семейные ценности оказывают влияние на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
– раскрыть теоретические основы изучения влияния родительского воспитания на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста;
– исследовать влияние семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников;
– .статистически обосновать полученные результаты
– разработать рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию.
Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анкетирование, анализ, сравнение.
Введение……………………………………………………..………..........……...3
1. Теоретические основы изучения влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста…........5
1.1. Понятия нравственности и нравственного воспитания ………...................5
1.2. Значение семьи в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста………………………………………….....................................................7
1.3. Формирование нравственности ребёнка в семье…………….....................12
2. Исследование влияния семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников………………………....................……………….…..….17
2.1. Организация исследования…………….......…............…….....................…17
2.2. Изучение влияния семейных ценностей на нравственное воспитание школьника………..………………...………………........................................….21
Выводы...................................................................................................................26
Рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию …………...........…………………….....…….……27
Заключение…………………………………………….......………............……..30
Список литературы….……………………………………...........……...........….32
Приложения...........................................................................................................34
Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Результаты исследования показали, что в семьях, где преобладают:
1. семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение, дети отличаются высоким уровнем нравственной воспитанности.
2. В семьях, где главенствующую роль занимают следующие ценности: профессионально-творческая, общественная, саморегуляции, принятие других, интеллектуальная ориентации, дети входят в группу со средним уровнем нравственной воспитанности..
3. В семьях, где главенствующую роль занимают следующие ценности: гедонистические, эстетические, альтруистические, дети отличаются низким уровнем нравственной воспитанности.
Таким
образом, наша гипотеза, что семейные ценности
оказывают влияние на нравственное воспитание
детей младшего школьного возраста, подтвердилась.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
2. Гребенников И.В. Школа и семья. – М.: Издательство: Просвещение, 1985.– 176 c.
10. Диагностическая и коордионационная работа школьного психолога./под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987 .
3. Катин-Ярцев Ю. Успехи и трудности в обучении и развитии первоклассников // Начальная школа. – 2000. - №3.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
5. Куликова В.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания // Образование.– 2004.– № 6.
6. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание, М., Просвящение 1990г.
7. Куликова В.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания// Образование, 2005., № 6
8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 .
9. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., Издательство: Просвещение, 1988 г.
10. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие – М.: Март, 2003.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., Издательство: Академия, 1997.
12. Овчаров Р.В. Справочная книга школьного психолога, 352с., М.: Просвещение, Учебная литература, 1996 г.
13. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология – М.: Педагогика, 1975.
14. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1991.
15.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2001.
16. Рутман Э.М. От соперничества к сотрудничеству //Семья и школа. 1997. – №5. – с.31.
17. Теплюк С. С чего начинается личность // Семья и школа. – 2004.- № 8. – С. 93-94.
18. Учимся общаться с ребенком / Под ред. Петровского В.А. – М, 1993.
19. Урбанская
О.Н. Работа с родителями младших школьников.
– М: Просвещение, Пособ. для учителя, 1986.
Приложение 1
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич
Инструкция. Перед Вами описок ценностей. Вата задача - оценить их но степени значимости для Вас как принципов жизни. Для этого распределите ценности по местам; на первое место поставьте наиболее значимую, на последнее место - наименее значимую ценность.
Обработка. Учитываются ценности, занявшие первые пять мест. Приводим ключевые слова, характеризующие возможные ценностные тины: семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья): профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие); эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре); альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями); гедонистическая (удовольствия, развлечения, здоровье, любовь, свобода); интеллектуальная (образование, познание, приобщение к культуре, развитие); общественная (общение, признание, общественно-политическая деятельность, активная, деятельная жизнь).
Инструментальные ценности также можно сгруппировать по типам. Ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); принятия других (терпимость, альтруизм, чуткость, широта взглядов); самоутверждения (высокие запросы, смелость, твердая воля, независимость); саморегуляции, самоорганизации (рационализм, самоконтроль, жизнерадостность); этические (честность, чуткость, непримиримость к недостаткам в себе и других, воспитанность) и т.д. Конечно, выделенные типы - лишь ключевые вехи для структурирования ценностей самим педагогом.
Список терминальных ценностей:
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
– образование;
– здоровье (физическое и психическое);
– интересная работа;
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
– наличие хороших и верных друзей;
– общественное признание (уважение окружающих, слава);
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
– общественная и политическая активность, деятельность;
– приобщение к культуре и искусству (чтение, посещение музеев, выставок, театров и т.д.);
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение);
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
– счастливая семейная жизнь;
– счастье других (благосостояние, развитие и «совершенствование других людей, милосердие, помощь нуждающимся);
– творчество (возможность творческой деятельности: технической, литературной, театральной, исполнительской и т.д.);
– развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенствование).
Список инструментальных ценностей:
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– альтруизм (бескорыстная забота о благе других):
– воспитанность (хорошие манеры);
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
– жизнерадостность (чувство юмора);
– исполнительность (дисциплинированность);
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
– непримиримость к недостаткам в себе и других;
– образованность (широта знаний, высокая общая культура);
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
– честность (правдивость, искренность);
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
– чуткость
(заботливость).
Приложение
2
Диагностика уровня нравственной воспитанности школьников
№ | Фамилия, имя | Уровень нравственной воспитанности |
1 | Ахметова Г. | С |
2 | Байдуков Т. | В |
3 | Валиахметова Ш. | С |
4 | Гайнутдинов Р. | В |
5 | Гарифуллина З. | В |
6 | Дементьев С. | В |
7 | Зарубина С. | С |
8 | Калимуллин Р. | В |
9 | Кайгородова Л. | Н |
10 | Лапочкин С. | В |
Приложение
3
№ | Родители школьника | Ценностные ориентации |
1 | Ахметова З. | Профессионально- |
2 | Байдукова Ф. | Семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение |
3 | Валиахметова К. | Профессионально- |
4 | Гайнутдинова С. | Семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение |
5 | Гарифуллина Т. | Семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение |
6 | Дементьева А. | Семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение |
7 | Зарубина Л. | Семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение |
8 | Калимуллина М. | Семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение |
9 | Кайгородова С. | Гедонистическая, эстетическая, альтруистическая |
10 | Лапочкина Д. | Семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение |
Информация о работе Роль родителей в нравственном воспитании школьников