Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:39, курсовая работа
Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Дагестанский Государственный
Педагогический
Университет
г. Махачкала
по
психологии
ТЕМА:
НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ
Выполнила: Гитинова М. С.
Актуальность.
На
современном этапе развития нашего
общества активизация человеческого
фактора выступает как одно из
условий дальнейшего
В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
В связи с этим, основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)
Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо координально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор, а в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности.
Поэтому решение главных задач
обучения должно обеспечивать: Формирование
личностного отношения к
В научном основании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур, и просто как ребенка строящего свой возраст в соответствии со своими возможностями.
Начальная
ступень – период, наиболее благоприятный
для интенсивного формирования учебной
деятельности, является фундаментом
развития интеллекта ученика. Содержание
учебной деятельности строится в
задачной форме, усвоение задачной формы
вырабатывается у учеников дисциплиной
ума, движением мысли в заданном
направлении, в системе. При этом
формирование таких основных психологических
свойств личности, как произвольное
внимание, рефлексия, самоконтроль, учащиеся
овладевают общими способами –самостоятельного
решения различных учебных
Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Задачей
учителей современной школы является
воспитание в детях самостоятельности
принятых решениях, целенаправленности
в действиях и поступках, развитие
в них способности к
В
современных условиях, когда динамичная
и порой непредсказуемая
И совершенно очевидно, что движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне нравственного развития общества, и главное, нравственное воспитание подрастающего поколения.
В
педагогической проблеме исследуемая
нами проблематика нашла отражение
в фундаментальных
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания школьников (Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина и др.)
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
В этом заключается актуальность исследования проблемы нравственного воспитания в учебной деятельности.
Ученые Н.И.Болдырев, Л.И.Рувинский, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович, и многие другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах. Но именно осуществление задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не исследовано. В связи с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.
В решении данной цели, мы опираемся на теорию деятельности. А любая деятельность - есть деятельность по решению задач. (Г.И.Вергелес.)
Объект исследования - учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников в формировании учебной деятельности.
ГИПОТЕЗА:
Нравственное воспитание будет осуществлено в формировании учебной деятельности в том случае, если:
а) Учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий;
б) Их действия приобретают осознанный характер;
в) Используют приобретенный опыт для решения учебных задач.
Конкретные
задачи:
а) Ознакомление с соответствующей литературой по проблеме;
б) Подготовка опытно-экспериментальных материалов;
в) Проведение опытно-экспериментальной работы и анализ их результатов;
г) Подготовка на основе результатов педагогических экспериментов методические рекомендации.
В работе использовались следующие педагогические методы и приемы исследования:
а) Изучение научной, психолого-педагогической литературы;
б) Наблюдение;
в) Педагогический эксперимент;
г) Беседа.
Первая
часть работы посвящена теоретическому
анализу нравственного
Во второй части раскрывается опытно-экспериментальная работа.
Затем Заключение и методические рекомендации.
Также
в работу входит Приложение, в котором
содержатся материалы фрагментов уроков.
Школа
является основным звеном в системе
воспитания подрастающего поколения.
Перед школой стоят ответственные
задачи, связанные с нравственной
подготовкой подрастающего
Изучение отечественной и зарубежной научной литературы дает возможность формировать представление о нравственном идеале, о гуманизме и нравственной активности личности.
В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.
Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно. Для этого необходимо познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, факультативных занятиях.
Но надо, к сожалению, отметить, что в практике школы еще недостаточно используются такие формы работы.
Организация
учебного процесса, формы оценки знаний,
оценочные суждения, характеризующие
отношения школьников к учению и
своим товарищам, у вдумчивого учителя
направлены на то, чтобы сильные
стороны каждого ученика были
осознаны им самим и его товарищами.
Это создает благоприятное
Формирование
нравственного опыта школьников
не может быть ограничено только их
учебной деятельностью. Становление
и развитие личности предполагает ее
активное участие в общественно-полезном
труде. Посильный труд ребят вливается
в труд страны: школьники участвуют
в охране природы, помогают в уборке
урожая и т.д. В посильном труде
на благо Родины воспитывается отношение
к труду как важнейшей