Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Работа содержит 1 файл

нравственное воспитание.docx

— 50.62 Кб (Скачать)
 

Дагестанский  Государственный 

Педагогический  Университет  
 
 

г. Махачкала 

Курсовая 

по психологии 

ТЕМА: 

НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнила: Гитинова  М. С.

  
 
 

Введение

Актуальность.

    На  современном этапе развития нашего общества активизация человеческого  фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного  прогресса.

    В связи с этим, перед общеобразовательной  школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить  свою деятельность в соответствии с  интересами окружающих его людей. Решение  этой задачи связано с формированием  устойчивых нравственных свойств личности школьника.

    Значение  и функция начальной школы  в системе непрерывного образования  определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени становления  и развития личности ребенка.

    В связи с этим, основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных  готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

    Для достижения указанных результатов  в психическом и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо координально изменить приоритеты целей  начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются  не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как  это было до сих пор, а в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности.

       Поэтому решение главных задач  обучения должно обеспечивать: Формирование  личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими  и нравственными нормами.

    В научном основании обновления содержания образования начальной ступени  положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур, и просто как ребенка строящего свой возраст в соответствии со своими возможностями.

    Начальная ступень – период, наиболее благоприятный  для интенсивного формирования учебной  деятельности, является фундаментом  развития интеллекта ученика. Содержание учебной деятельности строится в  задачной форме, усвоение задачной формы  вырабатывается у учеников дисциплиной  ума, движением мысли в заданном направлении, в системе. При этом формирование таких основных психологических  свойств личности, как произвольное внимание, рефлексия, самоконтроль, учащиеся овладевают общими способами –самостоятельного  решения различных учебных задач, самоконтроль и самооценка собственных  действий.

    Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в  центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.

    Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности  принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

    В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно  усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в  его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается  на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной  на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.

    И совершенно очевидно, что движение вперед возможно лишь при соответствующем  уровне нравственного развития общества, и главное, нравственное воспитание подрастающего поколения.

    В педагогической проблеме исследуемая  нами проблематика нашла отражение  в фундаментальных исследованиях  А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова  и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного  воспитания, указываются пути дальнейшего  развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

    Имеются работы, в которых дан анализ педагогического  наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в  разработку проблем нравственного  воспитания школьников (Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина и др.)

    Ряд исследователей освещает в своих  работах проблемы подготовки будущих  учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)

    Нравственное  воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю  требуется не только знание предметов  начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить  свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

    В этом заключается актуальность исследования проблемы нравственного воспитания в учебной деятельности.

    Ученые  Н.И.Болдырев, Л.И.Рувинский, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович, и многие другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах. Но именно осуществление  задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной  деятельности не исследовано. В связи  с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.

    В решении данной цели, мы опираемся  на теорию деятельности. А любая  деятельность - есть деятельность по решению  задач. (Г.И.Вергелес.)

    Объект  исследования - учебная деятельность младших школьников.

    Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников в формировании учебной деятельности.

ГИПОТЕЗА: 

    Нравственное  воспитание будет осуществлено в формировании учебной деятельности в том случае, если:

    а) Учащиеся действуют целенаправленно  при выполнении учебных заданий;

    б) Их действия приобретают осознанный характер;

    в) Используют приобретенный опыт для  решения учебных задач.

Конкретные  задачи: 

    а) Ознакомление с соответствующей  литературой по проблеме;

    б) Подготовка опытно-экспериментальных  материалов;

    в) Проведение опытно-экспериментальной  работы и анализ их результатов;

    г) Подготовка на основе результатов педагогических экспериментов методические рекомендации.

    В работе использовались следующие педагогические методы и приемы исследования:

    а) Изучение научной, психолого-педагогической литературы;

    б) Наблюдение;

    в) Педагогический эксперимент;

    г) Беседа.

    Первая  часть работы посвящена теоретическому анализу нравственного воспитания в формировании учебной деятельности.

    Во  второй части раскрывается опытно-экспериментальная  работа.

    Затем Заключение и методические рекомендации.

    Также в работу входит Приложение, в котором  содержатся материалы фрагментов уроков. 
 

          

 

Глава I.   Психолого-педагогические основы  нравственного воспитания   младших школьников в учебной деятельности.

I.1 Состояние исследования нравственного воспитания младших школьников.

    Школа является основным звеном в системе  воспитания подрастающего поколения. Перед школой стоят ответственные  задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения  к участию в труде, характер которого существенно изменится в условиях научно-технической революции. Современный  процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали  определенную сумму знаний, но и  овладели умением самостоятельно ориентироваться  в стремительном потоке научной  и политической информации. Это требует  приведения методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В школе  нравственное воспитание осуществляется в тесной связи и взаимодействии с трудовым. На каждом возрастном этапе  развития ребенка доминирует своя сторона  воспитания (что ни в коем случае не означает единственная). В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных  ситуациях. Учебный процесс, производственная практика тесно связаны с нравственным воспитанием. В условиях современной  школы, когда содержание образования  увеличилось в объеме и усложнилось  по своей внутренней структуре, в  нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона  моральных понятий обусловлена  научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

    Изучение  отечественной и зарубежной научной  литературы дает возможность формировать  представление о нравственном идеале, о гуманизме и нравственной активности личности.

    В процессе обучения происходит систематическое  приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.

    Знания  школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные  жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому  требуется специальная работа, связанная  с обобщением полученных знаний. Формы  работы разные: в начальных классах  это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

    Важное  значение для идейного и нравственного  формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что  и в учебе, и в труде следует  учиться работать коллективно. Для  этого необходимо познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой  форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, факультативных занятиях.

    Но  надо, к сожалению, отметить, что  в практике школы еще недостаточно используются такие формы работы.

    Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие  отношения школьников к учению и  своим товарищам, у вдумчивого учителя  направлены на то, чтобы сильные  стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное  состояние школьника в коллективе, что является одним из условий  его успешного нравственного  развития.

    Формирование  нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление  и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается  в труд страны: школьники участвуют  в охране природы, помогают в уборке урожая и т.д. В посильном труде  на благо Родины воспитывается отношение  к труду как важнейшей жизненной  необходимости, потребность трудиться  на благо общества, уважение к людям  труда, бережное отношение к народному  достоянию. Включаясь в общественно-полезный труд, школьники испытывают на себе нравственное и идейное влияние жизни трудовых коллективов и их социальных отношений.

Информация о работе Нравственное воспитание