Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа
Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: семейные ценности оказывают влияние на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
– раскрыть теоретические основы изучения влияния родительского воспитания на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста;
– исследовать влияние семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников;
– .статистически обосновать полученные результаты
– разработать рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию.
Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анкетирование, анализ, сравнение.
Введение……………………………………………………..………..........……...3
1. Теоретические основы изучения влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста…........5
1.1. Понятия нравственности и нравственного воспитания ………...................5
1.2. Значение семьи в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста………………………………………….....................................................7
1.3. Формирование нравственности ребёнка в семье…………….....................12
2. Исследование влияния семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников………………………....................……………….…..….17
2.1. Организация исследования…………….......…............…….....................…17
2.2. Изучение влияния семейных ценностей на нравственное воспитание школьника………..………………...………………........................................….21
Выводы...................................................................................................................26
Рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию …………...........…………………….....…….……27
Заключение…………………………………………….......………............……..30
Список литературы….……………………………………...........……...........….32
Приложения...........................................................................................................34
Содержание
Введение……………………………………………………..
1. Теоретические основы изучения влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста…........5
1.1. Понятия нравственности
и нравственного воспитания ………
1.2. Значение
семьи в нравственном
1.3. Формирование
нравственности ребёнка в семье……………....................
2. Исследование
влияния семейных ценностей на нравственное
воспитание младших школьников………………………...........
2.1. Организация
исследования…………….......….....
2.2. Изучение
влияния семейных ценностей на нравственное
воспитание школьника………..………………...……………….
Выводы........................
Рекомендации
по работе с детьми младшего школьного
возраста по нравственному воспитанию
…………...........…………………….....……
Заключение……………………………………………...
Список литературы….……………………………
Приложения....................
Введение
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сложная политическая и экономическая обстановка породили самую большую опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушия, справедливости, гражданственности и патриотизма. Высокий уровень детской преступности, вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Целесообразное
влияния и условия жизни
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Основы воспитания ребенок в детские годы приобретает в семье и сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Проблема формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Актуальность её заключается в том, что в данное время дети независимо от степени благополучия их семьи вырастают жестокими, высокомерными и без чувства совести и стыда. В связи с этим, целью семейного воспитания наряду с прочими, является формирование в личности нравственной чистоты.
Вопросы формирования нравственной основы личности в семье рассматривались в трудах учёных-педагогов А.С. Макаренко,
Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: семейные ценности оказывают влияние на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
– раскрыть теоретические основы изучения влияния родительского воспитания на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста;
– исследовать влияние семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников;
– .статистически обосновать полученные результаты
– разработать рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию.
Методы
исследования: теоретическое изучение
состояния исследуемого вопроса по литературным
источникам, анкетирование, анализ, сравнение.
1.
Теоретические основы
изучения влияния семейных
ценностей на осознание
нравственных норм детьми
младшего школьного
возраста
1.1.
Понятия нравственности
и нравственного воспитания
Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [9].
Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает установить против негативных внешних воздействий. Суждение внутренним нравственным убеждением, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет её стержень, и, что выражается в её принципах жизнедеятельности [10].
Воспитание
– навыки поведения, привитые семьёй,
школой, средой и
проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс общечеловеческой морали. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [18].
Основополагающей
базовой категорией нравственного
воспитания является понятие нравственного
чувства – постоянного
Движущей силой нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных факторов, отношений. Нравственные переживания порождаются единством чувственных состояний, отражённых в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуется в единстве все названные компоненты. Нравственное воспитание – это не вдалбливание, не заучивание моральных норм и бездушная отработка привычек, а это есть активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, это процесс постоянных решений, выбор волевых действий в пользу тех или иных моральных норм. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, стыду и сочувствию [20]
Успех
нравственного воспитания детей
во многом зависит от характера субъективного
нравственного пространства, в котором
они живут. В него входят: отношения и общение
в коллективе; отношения и общение на улице;
общение с товарищами; отношение к себе;
отношение к природе, к внешнему миру;
отношение к общественным требованиям;
отношения в семье, которое является самым
важным пространством для ребёнка.
1.2.
Значение семьи в нравственном
воспитании детей младшего
школьного возраста
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал, что лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы [19].
Духовная
атмосфера здоровой семьи призвана привить
ребёнку
потребность в чистой любви, склонность
к мужественной искренности и
способность к спокойной и достойной дисциплине.
Итак,
семья – ребёнок –
Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
1. Мотивационно-побудительный;
2. Эмоционально-чувственный;
3. Рациональный или умственный [9].
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
Мотивационно-
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом –воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится [18].
Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни.
В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. Сочувствие – одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности. Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе. Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию. Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман [19].Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Информация о работе Роль родителей в нравственном воспитании школьников