Роль родителей в нравственном воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучение влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: семейные ценности оказывают влияние на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

– раскрыть теоретические основы изучения влияния родительского воспитания на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста;

– исследовать влияние семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников;

– .статистически обосновать полученные результаты

– разработать рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию.

Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анкетирование, анализ, сравнение.

Содержание

Введение……………………………………………………..………..........……...3

1. Теоретические основы изучения влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста…........5

1.1. Понятия нравственности и нравственного воспитания ………...................5

1.2. Значение семьи в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста………………………………………….....................................................7

1.3. Формирование нравственности ребёнка в семье…………….....................12

2. Исследование влияния семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников………………………....................……………….…..….17

2.1. Организация исследования…………….......…............…….....................…17

2.2. Изучение влияния семейных ценностей на нравственное воспитание школьника………..………………...………………........................................….21

Выводы...................................................................................................................26

Рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию …………...........…………………….....…….……27

Заключение…………………………………………….......………............……..30

Список литературы….……………………………………...........……...........….32

Приложения...........................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

роль родителей в нравственом воспитании школьников курсовая.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение……………………………………………………..………..........……...3

1. Теоретические основы изучения влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми  младшего школьного возраста…........5

1.1. Понятия нравственности  и нравственного воспитания ………...................5

1.2. Значение  семьи в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста………………………………………….....................................................7

1.3. Формирование нравственности ребёнка в семье…………….....................12

2. Исследование влияния семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников………………………....................……………….…..….17

2.1. Организация исследования…………….......…............…….....................…17

2.2. Изучение  влияния семейных ценностей на нравственное воспитание школьника………..………………...………………........................................….21

Выводы...................................................................................................................26

Рекомендации  по работе с детьми  младшего школьного возраста по нравственному воспитанию …………...........…………………….....…….……27

Заключение…………………………………………….......………............……..30

Список литературы….……………………………………...........……...........….32

Приложения...........................................................................................................34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сложная политическая и экономическая обстановка породили самую большую опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушия, справедливости, гражданственности и патриотизма. Высокий уровень детской преступности, вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

     Целесообразное  влияния и условия жизни составляют сложную взаимосвязь необходимых  компонентов нравственного воспитания.

     Традиционно главным институтом воспитания является семья. Основы воспитания ребенок в детские годы приобретает в семье и сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное  воздействие на личность ребенка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье  людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

     Проблема  формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала чрезвычайно актуальна. Актуальность её заключается в том, что в данное время дети независимо от степени благополучия их семьи вырастают жестокими, высокомерными и без чувства совести и стыда. В связи с этим, целью семейного воспитания наряду с прочими, является формирование в личности нравственной чистоты.

     Вопросы формирования нравственной основы личности в семье рассматривались в трудах учёных-педагогов А.С. Макаренко,

     Объект  исследования: нравственное воспитание  детей младшего школьного возраста.

     Предмет исследования: влияние семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

     Цель  исследования: изучение влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

     Гипотеза исследования: семейные ценности оказывают влияние на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

     Задачи  исследования:

     – раскрыть теоретические основы изучения влияния родительского воспитания  на осознание нравственных норм детьми  младшего школьного возраста;

     – исследовать влияние семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников;

     – .статистически обосновать полученные результаты

     – разработать рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию.

     Методы  исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анкетирование, анализ, сравнение.  
 

     1. Теоретические основы изучения влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста 

     1.1. Понятия нравственности и нравственного воспитания  

     Нравственность  – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [9].

     Нравственность  как состояние духа детерминирует  поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает установить против негативных внешних воздействий. Суждение внутренним нравственным убеждением, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет её стержень, и, что выражается в её принципах жизнедеятельности [10].

     Воспитание  – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и 
проявляющиеся в общественной жизни.

     Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

     Мораль  – правила нравственности, а также  сама нравственность. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс общечеловеческой морали. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [18].

     Основополагающей  базовой категорией нравственного  воспитания является понятие нравственного  чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственность для ребенка - прежде всего это живое чувство, реальное состояние. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением. Нравственное чувство является основообразующим началом человеческой морали. Составляющим элементом нравственного чувства является нравственное сознание – это активный процесс отражения ребёнком своих нравственных отношений, состояний. Оно предполагает знание,  моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственно положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

     Движущей силой нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных факторов, отношений. Нравственные переживания порождаются единством чувственных состояний, отражённых в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

     Нравственные  чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуется в единстве все названные компоненты. Нравственное воспитание – это не вдалбливание, не заучивание моральных норм и бездушная отработка привычек, а это есть активный жизненный процесс отношений, взаимодействий,  это процесс постоянных решений, выбор волевых действий в пользу тех или иных моральных норм. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, стыду и сочувствию [20]

     Успех нравственного воспитания детей  во многом зависит от характера субъективного  нравственного пространства, в котором они живут. В него входят: отношения и общение в коллективе; отношения и общение на улице; общение с товарищами; отношение к себе; отношение к природе, к внешнему миру; отношение к общественным требованиям; отношения в семье, которое является самым важным пространством для ребёнка. 

     1.2. Значение семьи в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста 

     Нравственные  ценности, ориентиры и убеждения  личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

     Выдающийся  философ В. В. Розанов отмечал, что лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы [19].

     Духовная  атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку 
потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и 
способность к спокойной и достойной дисциплине.

     Итак, семья – ребёнок – нравственность – вот цепочка, интересующая нас. Среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке. Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё – понятия нравственности [11].

     Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

     1. Мотивационно-побудительный;

     2. Эмоционально-чувственный;

     3. Рациональный или умственный [9].

     Каждый  из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

     Мотивационно-побудительный  уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

     Чувственно-эмоциональный  уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

     Эмоции  необходимо облагораживать, окультуривать одним словом –воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится [18].

     Родительский  дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни.

     В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. Сочувствие – одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности. Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

     Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе. Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию. Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман [19].Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Информация о работе Роль родителей в нравственном воспитании школьников