Роль родителей в нравственном воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучение влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: семейные ценности оказывают влияние на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

– раскрыть теоретические основы изучения влияния родительского воспитания на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста;

– исследовать влияние семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников;

– .статистически обосновать полученные результаты

– разработать рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию.

Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анкетирование, анализ, сравнение.

Содержание

Введение……………………………………………………..………..........……...3

1. Теоретические основы изучения влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста…........5

1.1. Понятия нравственности и нравственного воспитания ………...................5

1.2. Значение семьи в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста………………………………………….....................................................7

1.3. Формирование нравственности ребёнка в семье…………….....................12

2. Исследование влияния семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников………………………....................……………….…..….17

2.1. Организация исследования…………….......…............…….....................…17

2.2. Изучение влияния семейных ценностей на нравственное воспитание школьника………..………………...………………........................................….21

Выводы...................................................................................................................26

Рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию …………...........…………………….....…….……27

Заключение…………………………………………….......………............……..30

Список литературы….……………………………………...........……...........….32

Приложения...........................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

роль родителей в нравственом воспитании школьников курсовая.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     б) контролировать проявление взаимной любви  в присутствии детей [19]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Исследование влияния семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников 

     2.1. Организация исследования 

     Исследование  проводилось в школе № 52 г. Набережные Челны. Общее число учащихся составило 10 человек. В исследовании принимало участие 10 родителей. Исследование проводилось с сентября 2008 г. по ноябрь 2008 г.

     Цель  исследования: выявить и обосновать влияние семейного воспитания на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

     Задачи:

     1) Выявить ценностные ориентации  родителей; 

     2) Выявить уровень нравственной воспитанности учащихся;

     3) Соотнести результаты методик.

     1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич.

     Цель: Определить состояние нравственных ценностей семьи.

     Оборудование: Лист бумаги и шариковая ручка.

     Методика  состоит из двух списков ценностей:

     1. Список терминальных ценностей

     2. Список инструментальных ценностей

     Эти ценности необходимо оценить испытуемому  по степени значимости для него, как принципов жизни.

     Таким образом, учитываются ценности, занявшие первые 5 мест. Чрезвычайно полезно  посмотреть, какие ценности считает незначительными, с тем, чтобы наиболее точно проникнуть в ценностную картину мира родителей.

     По  содержанию ценностей, занявшие первые 5 мест, можно обобщить тип ценностных ориентаций. Приводим ключевые слова, характеризующие возможные ценностные типы: семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья); профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие): эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре); альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями) и т.д. Следует подчеркнуть, что в чистом виде данные типы встречаются редко, чаще всего это комбинированные варианты.

     Инструментальные  ценности также можно сгруппировать  по типам как: ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость) и т.д.

     Критерии  оценки для родителей:

     Критерий      Уровни
     Семейно-бытовая      Работа, здоровье, друзья, любовь, семья.
     Профессионально-творческая      Интересная  работа, образование, творчество, развитие.
     Эстетическая      Красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре.
     Альтруистическая      Любовь, счастье других, общение с друзьями
     Гедонистическая      Удовольствие  развлечения, здоровье, любовь, свобода.
     Интеллектуальная      Образование, познание, приобщение к культуре, развитие.
     Общественная      Общение, признание, общественно-политическая активная деятельная жизнь.
     Ценности  дела      Аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах.
     Принятие  других      Терпимость, альтруизм, чуткость
     Самоутверждение      Высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость.
     Самореализация и  самоорганизация      Рационализм, самоконтроль, жизнерадостность.
     Этические      Честность, чуткость, воспитанность.
 

     2) Методика Ильиной «Методика определения нравственной воспитанности школьников».

     В основу методики Ильиной  положено  тестирование детей.

     Вопросы:

     1. У тебя есть друзья? 

     2. Всегда  ли ты откликаешься на чью-либо просьбу?  

     3. Стараешься ли ты не разражаться по пустякам?     

     4. Ты  прислушиваешься к мнению  взрослых?     

     5. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?     

     6. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?   

     7. Тебе можно доверить любую тайну?     

     8. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?     

     9. Ты всегда говоришь правду?     

     10. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?     

     11. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?     

     12. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?  13. Ты не любишь хвастаться?     

     14. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?   

     15. Говоришь ли ты плохо о ком-нибудь?  

     16. Ты всегда ешь то, что тебе подают?     

     17. Всегда ли ты вежлив с родителями?     

     18. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?     

     19. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?     

     20. Когда кто-нибудь из сверстников кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?  

     Оценка  ответов производилась по трехбалльной системе.

     Это говорит о том, что испытуемый имеет относительно низкий уровень  нравственной воспитанности.

     1 балл присваивается, если нравственная воспитанность ребенка не соответствует норме, отсутствует положительная мотивация.

     Так, при  ответе на  пункт «положительное отношение   к учебной деятельности»,  отношение ребенка к учебе  характеризуется как  отрицательное, занимается он неохотно, отсутствует  учебная мотивация.

     2 балла присваивается, если  нравственная воспитанность ребенка в основном соответствует норме,  в недостаточной степени, или  отсутствует положительная мотивация.

     В целом  нравственная воспитанность у этих детей по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственной воспитанности.

     3 балла присваивается, если при ответе на вопрос присутствовала высокая степень соответствия норме.

     Максимальная  оценка, которую можно набрать  составляет  40 баллов.

     Если  учащийся набрал меньше  20 баллов, то уровень нравственной  воспитанности оценивается как низкий.

     Если  учащийся набрал от 21 до 30 баллов, то уровень нравственной  воспитанности оценивается как средний.

     Если  учащийся набрал 31 балл и выше, то  уровень нравственной воспитанности оценивается как высокий. 
 
 

     2.2. Изучение влияния семейных ценностей на нравственное воспитание школьника 

     При проведении эксперимента по методике М. Рокич «Ценностные ориентации», целью которой является определить состояние нравственных ценностей  родителей, были получены следующие  типы семейных ориентаций.

     Таблица 1

     Ценностные ориентации родителей

     Семейные ценности      Количество семей в %
     1.Семейно-бытовые  ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение      70%
     2.Профессионально-творческая, общественная, самореализация.      20%
     3.Гедонистическая, эстетическая, альтруистическая      10%
 

     Итак, 70% семей ориентированы на семейно-бытовые, эстетические, ценности дела и самоутверждение. Это говорит нам о том, что для данных родителей более предпочтительными ценностями для них являются любовь, здоровье, семья, аккуратность, образованность, твердая воля, приобщение к культуре. 20% семей ориентированы на профессионально-творческие ценности, общественные ценности и на самореализация. Для этих родителей интересная работа, творчество, общественно-политическая активная жизнь являются ценностями стоящими для них на первом месте. 10% семей ориентированы на гедонистические, эстетические, альтруистические ценности. Это говорит нам о том, что для данных родителей более предпочтительны такие ценности как удовольствие, развлечения, свобода. 

     Таблица 2

     Уровни  нравственной воспитанности школьников

     Уровни      Количество  детей в %
     Высокий      60%
     Средний      30%
     Низкий      10%

     Итак, у 60% детей высокий уровень нравственной воспитанности. Эти дети всегда рады помочь товарищу, у них много друзей, они стараються быть вежливыми с родителями и говорить правду. У 30% детей средний уровень развития нравственной воспитанности. Это говорит нам о том, что данные дети стараються не нарушать правила поведения, иногда хвастаються и плохо говорят о ком-нибудь, а так же стараються делать первый шаг первыми чтобы подружиться с кем-нибудь. У 10% детей низкий уровень нравственной воспитанности. Эти дети не прислушиваются к мнению взрослых, часто отвлекаются когда делают уроки, раздражаются по пустякам, нарушают правила поведения в школе.

     Соотнесение результатов исследования по двум методикам  приведены в таблице 3.

     Таблица 3

     Соотнесение результатов исследования по двум методикам

 
 
     Семейные  ценности 
     
     Уровни  нравственной воспитанности школьников      
     Высокий      Средний      Низкий
     количество детей в %
     1.Семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение      60%      40%      0%
     2.Профессионально-творческая, общественная, самореализация.      30%      60%      10%
     3.Гедонистическая,

эстетическая,

альтруистическая

     10%      30%      60%

Информация о работе Роль родителей в нравственном воспитании школьников