Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся, а также разработки его иного содержания в самой школе.
Цель работы: выявить основные направления и особенности процесса нравственного воспитания в современной школе.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Нравственное воспитание как метод воспитания школьников в со-временной шко-ле………………………………………………………………….5
1.2 Принципы организации нравственного воспитания в общеобра-зовательных учреждени-ях…………………………………………………………...10
1.3 Нравственные представления младших школьни-ков………………12
ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРО-ЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКО-ЛЕ
2.1 Формирование нравственной установки младших школьни-ков…..14
2.2 Анализ результатов исследова-ния…………………………………...16
2.3 Необходимые занятия по совершенствованию процесса нрав-ственного воспита-ния…………………………………………………….....................18
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ……………………...26
ПРИЛОЖЕ-НИЯ…………………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Нравственное воспитание.doc

— 169.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

     ГЛАВА I НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     1.1 Нравственное воспитание как  метод воспитания школьников  в современной школе………………………………………………………………….5

     1.2 Принципы организации нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях…………………………………………………………...10

     1.3 Нравственные представления младших  школьников………………12

     ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

     2.1 Формирование нравственной установки младших школьников…..14

     2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...16

     2.3 Необходимые занятия по совершенствованию  процесса нравственного воспитания…………………………………………………….....................18

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...24

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...26

     ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...28

 

ВВЕДЕНИЕ

     На  современном этапе общество поглощено  проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

     Решая задачи воспитания, необходимо опереться  на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание [3, с.42].

     Развитие  у ребенка нравственных представлений  является основой осмысленного поведения, построения отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми. Не только перед взрослыми, но и перед детьми, подростками часто встает вопрос, как лучше поступить в том или ином случае. Такие вопросы иногда более важны или менее значительные – заставляют человека делать выбор. Однако выбор ребенка или подростка определяется еще и тем, как отнесутся к его действиям учитель, класс, коллектив и, конечно же, родители и друзья. Их мнение оказывается во многом решающим. Нравственный выбор  - как последствие правильного поведения – опирается на знание основных принципов морали, общественных законов, которые формируют мировоззрение личности, ее убеждения. Чтобы нравственные правила регулировали поведение личности в любой ситуации, влияли на формирование индивидуальных личностных качеств, необходимо постоянное нравственное совершенствование личности, которое включает и самовоспитание [4, с.3].

     Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся, а также разработки его иного содержания в самой школе [22].

      Одних из таких подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе [19 с.3-4].

     Цель  работы: выявить основные направления и особенности процесса нравственного воспитания в современной школе.

     Объект: воспитание учащихся в современной школе.

     Предмет: выявить и охарактеризовать характерные особенности нравственного воспитания детей младших возрастных групп в современной школе.

     Гипотеза – младшим подросткам соответствуют только нравственные представления, которые в обыденной жизни не применяются или применяются, но редко.

     Опираясь  на выдвинутые цель и гипотезу исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:

    1. Проанализировать педагогическую и методологическую литературу по теме данного исследования.
    2. Определить основные направления и выявить характерные особенности процесса нравственного воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе.
    3. Охарактеризовать особенности нравственного воспитания учащихся.
    4. Разработать методические рекомендации по выявлению и усовершенствованию процесса нравственного воспитания учащихся в современной школе

     Методологическая  основа: положения современной педагогики о процессе нравственного воспитания детей в общеобразовательных учреждениях.

     Методы  исследования: анализ и обобщение теоретических представлений по проблеме исследования; написание сочинений на предложенные темы; анкетирование; констатирующий эксперимент; математико-статистический анализ данных.

     Экспериментальная база исследования: дети младшего подросткового возраста, всего 30 человек.

     Практическая  значимость: Использование полученных результатов в воспитательной работе Зам. Директора по воспитательной работе, учителей в практическом и теоретическом обучении.

     Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

ГЛАВА I НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

     ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1.1 Нравственное воспитание  как метод воспитания  школьников в современной  школе

     Термин  «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/- мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»[1, c.155]. Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде [23]. Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [11, c.104].

     И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.» [20, c.7].

     «Нравственные нормы» - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить  в той или иной конкретной ситуации.

     Нравственная  норма может побуждать ребенка  к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них [11, c.104].

     «Воспитание» - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [2]. Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности» [17, c. 29].

     Нравственное  воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [14].

     Нравственное  воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости  от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек [18].

     «Нравственное воспитание личности» - сложный и  многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко [24].

     Основные  задачи нравственного воспитания:

      1. формирование нравственного сознания;

      2. воспитание и развитие нравственных  чувств;

      3. выработка умений и привычек нравственного поведения [14].

      Нравственное  сознание - активный процесс отражения  нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного  сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением [13]. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления [10]. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни [8]. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения - выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты [2].

      Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми [9]. Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт [20, c. 83].

      Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности [3]. И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

      Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление  необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

      Убеждение - направлено на формирование этических  понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

      Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю [20, c. 84].

Информация о работе Нравственное воспитание