Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 00:22, курсовая работа
Цель - исследование возможностей формирования нравственного воспитания школьников и их экспериментальная апробация.
Задачи:
а) проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
б) рассмотреть сущность нравственного воспитания;
в) раскрыть содержание нравственного воспитания;
г) изучить методы нравственного воспитания;
д) апробировать результаты исследования опытно-экспериментальным путем.
Введение………………………………………….……………………………… 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения……………………………………………………... 6
Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания……………………………………...6
1.2. Содержание нравственного воспитания……….………………11
1.3. Методы нравственного воспитания…………………………… 14
Выводы по первой главе………………………………………………………... 18
Глава 2. Формирование нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………………………………… 19
2.1. Опытно-экспериментальная работа по формированию
нравственной культуры у школьников………………………….19
Выводы по второй главе…………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………………………………………….. 25
Приложение……………………………………………………………………….
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Армавирский
государственный педагогический университет
Кафедра
педагогики
Курсовая
работа
НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила:
студентка 401 группы
факультета иностранных языков
Терекова
М.И
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Соболева
Е.А.
Армавир
2009
Содержание
Введение………………………………………….……………
Глава 1.
Теоретический анализ
проблемы нравственного
воспитания подрастающего
поколения…………………………………………………….
1.2. Содержание нравственного воспитания……….………………11
1.3. Методы нравственного воспитания…………………………… 14
Выводы по первой главе………………………………………………………... 18
Глава 2.
Формирование нравственной
культуры в учебно-воспитательном
процессе…………………………………………………………
2.1. Опытно-экспериментальная работа по формированию
нравственной культуры у школьников………………………….19
Выводы по второй главе…………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….. 25
Приложение……………………………………………………
Введение
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)
Задачей
учителей современной школы является
воспитание в детях самостоятельности
принятых решениях, целенаправленности
в действиях и поступках, развитие
в них способности к
Исследуемая нами проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель. Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания.
Предмет исследования – особенности организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Цель - исследование возможностей формирования нравственного воспитания школьников и их экспериментальная апробация.
Задачи:
а) проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
б) рассмотреть сущность нравственного воспитания;
в) раскрыть содержание нравственного воспитания;
г) изучить методы нравственного воспитания;
д) апробировать результаты
Гипотеза:
Нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если:
В работе использовались следующие педагогические методы исследования:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения
1.1. Психолого-педагогические и исторические аспекты
нравственного воспитания
Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. «Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений». (1, c.155)
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль
исторически конкретна, она изменяется
с развитием общества. Нет морали,
единой для всех времен и народов.
По мере смены общественно-
Л.А.
Григорович дал следующее определение
«нравственность – это
И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.». (11, c.7)
«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них». (5, c.104)
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская - «это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно». (25, c.25)
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». (25, c. 29)
«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали». (12, c. 163)
Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование у школьников сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.
Основные задачи нравственного воспитания:
1.
формирование нравственного
2.
воспитание и развитие
3. выработка умений и привычек нравственного поведения. (12, c. 163)
«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления». (9, c. 266)
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.