Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа
Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: семейные ценности оказывают влияние на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
– раскрыть теоретические основы изучения влияния родительского воспитания на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста;
– исследовать влияние семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников;
– .статистически обосновать полученные результаты
– разработать рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию.
Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анкетирование, анализ, сравнение.
Введение……………………………………………………..………..........……...3
1. Теоретические основы изучения влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста…........5
1.1. Понятия нравственности и нравственного воспитания ………...................5
1.2. Значение семьи в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста………………………………………….....................................................7
1.3. Формирование нравственности ребёнка в семье…………….....................12
2. Исследование влияния семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников………………………....................……………….…..….17
2.1. Организация исследования…………….......…............…….....................…17
2.2. Изучение влияния семейных ценностей на нравственное воспитание школьника………..………………...………………........................................….21
Выводы...................................................................................................................26
Рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию …………...........…………………….....…….……27
Заключение…………………………………………….......………............……..30
Список литературы….……………………………………...........……...........….32
Приложения...........................................................................................................34
Итак, в семьях, где главенствующую роль занимают семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение, дети отличаются высоким уровнем нравственной воспитанности. Можно говорить о том, что дети в таких семьях являются высоконравственными личностями. У них преобладают такие качества как: трудолюбие, уважение к старшим, готовность прийти на помощь, дружелюбие.
В семьях, где главенствующую роль занимают такие ценности как: профессионально-творческая, общественная, саморегуляция, принятие других, интеллектуальная ориентации, дети входят в группу со средним уровнем нравственности. С такими типами ориентации в семьях, дети являются представителями среднего уровня нравственности. У детей в этих семьях доминируют такие качества как: дружелюбие, творческая направленность, физическая активность, коллективизм.
В
семьях, где главенствующую роль занимают
следующие ценности: гедонистические,
эстетические, альтруистические, дети
отличаются низким уровнем нравственности.
Такие дети отличаются вспыльчивостью,
не послушанием, отсутствием самоконтроля
над своими действиями, девиантным поведением,
что в дальнейшем может привести к серьезным
проблемам с ребенком.
По данным таблицы 3 построим диаграмму (рис.1)
Количество учащихся в %
Рис. 1 Соотнесение
результатов исследования по двум методикам
В
связи с полученными данными
можно соотнести уровень
В семьях, где главенствующую роль занимают семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение, дети отличаются высоким уровнем нравственной воспитанности.
В эту группу входят следующие семьи: семья 1 – семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья); этические ценности (честность, чуткость, воспитанность); ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость). Семья 2 – семейно-бытовая, ценности дела, самоутверждение. Семья 3 – семейно-бытовая, ценности дела, этические, интеллектуальная ориентация (образование, познание, приобщение к культуре, развитие). Семья 4 – семейно-бытовая, этические, самоутверждение, профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие).
Из
всего вышесказанного можно сделать
вывод, что дети в таких семьях
являются высоконравственными
В семьях, где главенствующую роль занимают такие ценности как: профессионально-творческая, общественная, саморегуляции, принятие других, интеллектуальная ориентации, дети входят в группу со средним уровнем нравственности. Такими являются семьи. Семья 5 – профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие), общественная (общение, признание, общественно-политическая активная деятельная жизнь), принятие других (терпимость, альтруизм, чуткость), Семья 6 – Эстетическая (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре), саморегуляция (самоконтроль, рационализм, жизнерадостность), профессионально-творческая, самоутверждения. Семья 7 – интеллектуальная (образование, познание, приобщение к культуре), общественная, саморегулиции. Семья 8 – гедонистическая (удовольствие, здоровье, любовь, природа); саморегуляция, семейно-бытовая.
С такими типами ориентации в семьях, дети являются представителями среднего уровня нравственности. У детей в этих семьях доминируют такие качества как: дружелюбие, творческая направленность, физическая активность, коллективизм.
В
семьях, где главенствующую роль занимают
следующие ценности: гедонистические,
эстетические, альтруистические, дети
отличаются низким уровнем нравственности.
Такими являются семьи 9 и 10. Семья 9 –
альтруистическая (любовь, счастье других,
общение с друзьями), профессионально-творческая,
ценности дела. Семья 10 – гедонистическая,
семейно-бытовая, эстетическая, саморегуляции.
Выводы
В семьях, где преобладают:
1. семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение, дети отличаются высоким уровнем нравственной воспитанности.
2. В семьях, где главенствующую роль занимают следующие ценности: профессионально-творческая, общественная, саморегуляция, принятие других, интеллектуальная ориентация, дети входят в группу со средним уровнем нравственной воспитанности.
3. В семьях, где главенствующую роль занимают следующие ценности: гедонистические, эстетические, альтруистические, дети отличаются низким уровнем нравственной воспитанности.
Таким образом, вышеизложенное можно объяснить следующим. Семьи, которые входят в первую группу, высокий уровень нравственной воспитанности объясняется тем, что родители больше времени уделяют детям, отсюда и высокий уровень трудолюбия, уважение к старшим и сверстникам.
В семьях, которые входят во вторую группу, дети имеют средний уровень нравственной воспитанности, т.к. на первом месте у родителей общественная, профессионально-творческая, интеллектуальная деятельность и саморазвитие, следовательно, детям уделяется внимание в меньшем количестве, чем детям первой группы. Из-за этого родители не могут оказать необходимой психологической поддержки ребенку.
В семьях, которые входят в третью группу, дети имеют низкий уровень нравственной воспитанности, т.к. на первом месте у родителей любовь, счастье других, общение с друзьями. Следовательно, родители не обращают внимание на трудности своего ребенка тем самым предоставляют ему полную свободу действий. Детям уделяется внимание в меньшем количестве, чем детям второй группы.
Рекомендации
по работе с детьми
младшего школьного
возраста по нравственному
воспитанию
В
процессе создания условий развития
нравственной основы личности, следует
учитывать некоторые
Наиболее значимые для современного воспитания детей и педагогического просвещения родителей следует обозначить такие пункты как:
1) Для воспитания лучших качеств и чувств можно обратиться за помощью к Культуре и Красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка.
Культура – это сумма поведения выработанных привычек, в основе которых положены нравственные нормы. Культура, если она воспитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она руководит в дальнейшем его поступками.
Красота – доброта, гармония, но так же это не только физическая красота, но и духовная, выраженная в подвигах во имя добра и той же Красоты.
Для
воспитания красотой родители и воспитатели
должны создать условия для
Мы должны говорить ребёнку и объяснять ему значение Красоты для людей, её ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважение к ценностям культуры и искусства.
Таким образом, Красота должна жить в наших домах, вокруг нас, в детских садах. [3]
2)
Приобщение детей к
3)
В нравственном воспитании
4)
Чтобы избежать негативных
– проявлять уважение к личности ребёнка, учитывать его потребности и желания, не насмехаться над ним.
– не допускать ощущение собственной несостоятельности у ребёнка: после порицания обязательно дайте образец правильного поведения.
– ежедневно отводить время для совместных игр и занятий.
– порицая, необходимо адресовать действиям, поступкам ребёнка, но ни в коем случае не его личности. [26-27]
5) Чтобы ребёнок умел правильно вести себя за столом, проявлять к близким внимание, быть добрым, заботливым и вежливым, необходимо вместе в кругу семьи устраивать праздники, где ребёнок побыть в роли гостеприимного хозяина.
Также в этом возрасте дети являются хорошими наблюдателями и чтобы привить ребёнку правила хорошего тона за столом и т.д., родители сами должны выполнять все правила.
Если семье предложили придти на праздник в семью, в которой детей нет, то лучше всего отказаться от этого предложения, чтоб ребёнок не чувствовал себя отрешённым, т.к. за столом, среди взрослых, детям сидеть не рекомендуется. [15]
6) Культура обучения - это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. С детьми нужно говорить ясно, спокойно, сдержана, не повышая голоса. Тогда ваш ребёнок будет добрым и вежливым.
7)
К нравственным качествам
8)
Немаловажное значение в
Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радует общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю.
9)
Необходимо приобщать ребёнка
к религии, посредством
Таким
образом, можно сказать, что если придерживаться
этих рекомендаций родителям, то можно
заложить в ребёнка задатки нравственности,
которые в последующем его воспитании,
их может развить школа.
Заключение
Итак,
семья – это первая инстанция на пути
ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам
культурные и
моральные ценности.
Родители
составляют первую общественную среду
ребёнка. Родители
являются образцами, на которые ребёнок
ориентируется ежедневно. Личности родителей
играют существеннейшую роль в жизни каждого
человека. Цель и мотив воспитания ребёнка
– это счастливая, полноценная,
творческая, полезная людям, а значит нравственно
богатая, жизнь этого
ребёнка. На созидание такой жизни и должно
быть направлено семейное
воспитание. Только при уверенности ребёнка
в родительской любви возможно правильное
формирование психического мира человека,
возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Информация о работе Роль родителей в нравственном воспитании школьников