Роль родителей в нравственном воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучение влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: семейные ценности оказывают влияние на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

– раскрыть теоретические основы изучения влияния родительского воспитания на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста;

– исследовать влияние семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников;

– .статистически обосновать полученные результаты

– разработать рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию.

Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анкетирование, анализ, сравнение.

Содержание

Введение……………………………………………………..………..........……...3

1. Теоретические основы изучения влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста…........5

1.1. Понятия нравственности и нравственного воспитания ………...................5

1.2. Значение семьи в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста………………………………………….....................................................7

1.3. Формирование нравственности ребёнка в семье…………….....................12

2. Исследование влияния семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников………………………....................……………….…..….17

2.1. Организация исследования…………….......…............…….....................…17

2.2. Изучение влияния семейных ценностей на нравственное воспитание школьника………..………………...………………........................................….21

Выводы...................................................................................................................26

Рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию …………...........…………………….....…….……27

Заключение…………………………………………….......………............……..30

Список литературы….……………………………………...........……...........….32

Приложения...........................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

роль родителей в нравственом воспитании школьников курсовая.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
 

     Итак, в семьях, где главенствующую роль занимают семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение, дети отличаются высоким уровнем нравственной воспитанности. Можно говорить о том, что дети в таких семьях являются высоконравственными личностями. У них преобладают такие качества как: трудолюбие, уважение к старшим, готовность прийти на помощь, дружелюбие.

     В семьях, где главенствующую роль занимают такие ценности как: профессионально-творческая, общественная, саморегуляция, принятие других, интеллектуальная ориентации, дети входят в группу со средним уровнем нравственности. С такими типами ориентации в семьях, дети являются представителями среднего уровня нравственности. У детей в этих семьях доминируют  такие качества как: дружелюбие, творческая направленность, физическая активность, коллективизм.

     В семьях, где главенствующую роль занимают следующие ценности: гедонистические, эстетические, альтруистические, дети отличаются низким уровнем нравственности. Такие дети отличаются вспыльчивостью, не послушанием, отсутствием самоконтроля над своими действиями, девиантным поведением, что в дальнейшем может привести к серьезным проблемам с ребенком. 
 
 
 

     По  данным таблицы 3 построим диаграмму (рис.1)

     Количество учащихся в %

      Рис. 1 Соотнесение результатов исследования по двум методикам 

     В связи с полученными данными  можно соотнести уровень нравственной воспитанности детей и состояние ценностных ориентаций родителей.

     В семьях, где главенствующую роль занимают семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение, дети отличаются высоким уровнем нравственной воспитанности.

     В эту группу входят следующие семьи: семья 1 – семейно-бытовая ориентация (работа, здоровье, друзья, любовь, семья); этические ценности (честность, чуткость, воспитанность); ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость). Семья 2 – семейно-бытовая, ценности дела, самоутверждение. Семья 3 – семейно-бытовая, ценности дела, этические, интеллектуальная ориентация (образование, познание, приобщение к культуре, развитие). Семья 4 – семейно-бытовая, этические, самоутверждение, профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие).

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что дети в таких семьях являются высоконравственными личностями. У них преобладают такие качества как: трудолюбие, уважение к старшим, готовность прийти на помощь.

     В семьях, где главенствующую роль занимают такие ценности как: профессионально-творческая, общественная, саморегуляции, принятие других, интеллектуальная ориентации, дети входят в группу со средним уровнем нравственности. Такими являются семьи. Семья 5 – профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие), общественная (общение, признание, общественно-политическая активная деятельная жизнь), принятие других (терпимость, альтруизм, чуткость), Семья 6 – Эстетическая  (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре), саморегуляция (самоконтроль, рационализм, жизнерадостность), профессионально-творческая, самоутверждения. Семья 7 – интеллектуальная (образование, познание, приобщение к культуре), общественная, саморегулиции. Семья 8 – гедонистическая (удовольствие, здоровье, любовь, природа); саморегуляция, семейно-бытовая.

     С такими типами ориентации в семьях, дети являются представителями среднего уровня нравственности. У детей в  этих семьях доминируют  такие качества как: дружелюбие, творческая направленность, физическая активность, коллективизм.

     В семьях, где главенствующую роль занимают следующие ценности: гедонистические, эстетические, альтруистические, дети отличаются низким уровнем нравственности. Такими являются семьи 9 и 10. Семья 9 – альтруистическая (любовь, счастье других, общение с друзьями), профессионально-творческая, ценности дела. Семья 10 – гедонистическая, семейно-бытовая, эстетическая, саморегуляции. 
 
 
 

     Выводы 

     В семьях, где преобладают:

     1. семейно-бытовые ориентации, эстетические ценности, ценности дела и самоутверждение, дети отличаются высоким уровнем нравственной воспитанности.

     2. В семьях, где главенствующую роль занимают следующие ценности: профессионально-творческая, общественная, саморегуляция, принятие других, интеллектуальная ориентация, дети входят в группу со средним уровнем нравственной воспитанности.

     3. В семьях, где главенствующую роль занимают следующие ценности: гедонистические, эстетические, альтруистические, дети отличаются низким уровнем нравственной воспитанности.

     Таким образом, вышеизложенное можно объяснить следующим. Семьи, которые входят в первую группу, высокий уровень нравственной воспитанности объясняется тем, что родители больше времени уделяют детям, отсюда и высокий уровень трудолюбия, уважение к старшим и сверстникам.

     В семьях, которые входят во вторую группу, дети имеют средний уровень нравственной воспитанности, т.к. на первом месте у родителей общественная, профессионально-творческая, интеллектуальная деятельность и саморазвитие, следовательно, детям уделяется внимание в меньшем количестве, чем детям первой группы. Из-за этого родители не могут оказать необходимой психологической поддержки ребенку.

     В семьях, которые входят в третью группу, дети имеют низкий уровень нравственной воспитанности, т.к. на первом месте у родителей любовь, счастье других, общение с друзьями. Следовательно, родители не обращают внимание на трудности своего ребенка тем самым предоставляют ему полную свободу действий. Детям уделяется внимание в меньшем количестве, чем детям второй группы.

     Рекомендации  по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию 

     В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует  учитывать некоторые особенности  работы с детьми младшего школьного возраста. В следствии этого необходимо отметить рад рекомендаций родителям.

     Наиболее  значимые для современного воспитания детей и педагогического просвещения родителей следует обозначить такие пункты как:

     1) Для воспитания лучших качеств  и чувств можно обратиться  за помощью к Культуре и  Красоте, пропуская их через  душу и сердце к душе и  сердцу ребёнка.

     Культура  – это сумма поведения выработанных привычек, в основе которых положены нравственные нормы. Культура, если она воспитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она руководит в дальнейшем его поступками.

     Красота – доброта, гармония, но так же это не только физическая красота, но и духовная, выраженная в подвигах во имя добра и той же Красоты.

     Для воспитания красотой родители и воспитатели  должны создать условия для возникновения  радости, уверенности, эстетических переживаний и других нравственных чувств.

     Мы  должны говорить ребёнку и объяснять  ему значение Красоты для людей, её ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважение к ценностям  культуры и искусства.

     Таким образом, Красота должна жить в наших  домах, вокруг нас, в детских садах. [3]

     2) Приобщение детей к рачительному  ведению хозяйства, т.е. воспитание  трудолюбия также накладывает  некий отпечаток на нравственные  качества личности. Особую пользу  детям приносит тот труд, в  котором они будут чувствовать  необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны.

     3) В нравственном воспитании личности  необходимо приобщать детей к  отечественной культуре, через знакомство  с русской литературой. Необходимо  читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры. Именно они являются первыми учителями и формируют у детей первые представления о законах добра и зла. Так же сюда можно отнести и музыку, традиции русского народа. [26-27]

     4) Чтобы избежать негативных проявлений  в поведении ребёнка, необходимо:

     – проявлять уважение к личности ребёнка, учитывать его потребности и желания, не насмехаться над ним.

     – не допускать ощущение собственной несостоятельности у ребёнка: после порицания обязательно дайте образец правильного поведения.

     – ежедневно отводить время для совместных игр и занятий.

     – порицая, необходимо адресовать действиям, поступкам ребёнка, но ни в коем случае не его личности. [26-27]

     5) Чтобы ребёнок умел правильно  вести себя за столом, проявлять  к близким внимание, быть добрым, заботливым и вежливым, необходимо вместе в кругу семьи устраивать праздники, где ребёнок побыть в роли гостеприимного хозяина.

     Также в этом возрасте дети являются хорошими наблюдателями и чтобы привить  ребёнку правила хорошего тона за столом и т.д., родители сами должны выполнять все правила.

     Если  семье предложили придти на праздник в семью, в которой детей нет, то лучше всего отказаться от этого  предложения, чтоб ребёнок не чувствовал себя отрешённым, т.к. за столом, среди  взрослых, детям сидеть не рекомендуется. [15]

     6) Культура обучения - это та часть  поведения, которая выражается  главным образом в речи. С детьми  нужно говорить ясно, спокойно, сдержана, не повышая голоса. Тогда ваш ребёнок будет добрым и вежливым.

     7) К нравственным качествам личности также относится и культурно-гигиенические навыки. Для того чтобы ребёнок не сопротивлялся гигиеническим требованиям как умывание, что часто встречается в детской среде необходимо, чтоб вода была комнатной температуры, рукава были загнуты. Если вода будет холодной и мокрые рукава, то, конечно же, у ребёнка сформируется негативное отношение  к умыванию.

     8) Немаловажное значение в нравственном  воспитании ребёнка имеет атмосфера  семьи.

     Радостная атмосфера побуждает ребёнка  к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радует общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю.

     9) Необходимо приобщать ребёнка  к религии, посредством посещения  церкви, вследствие чего у ребёнка  развивается духовная нравственность. [1]

     Таким образом, можно сказать, что если придерживаться этих рекомендаций родителям, то можно заложить в ребёнка задатки нравственности, которые в последующем его воспитании, их может развить школа. 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Итак, семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. 
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и 
моральные ценности.

     Родители  составляют первую общественную среду  ребёнка. Родители 
являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, 
творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого 
ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное 
воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

     Нравственность  ребёнка – это необходимое  условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Информация о работе Роль родителей в нравственном воспитании школьников