Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:01, реферат

Описание работы

Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим разработка новых методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед психологами педагоги и родители.

Работа содержит 1 файл

Нравственное формирование.docx

— 45.90 Кб (Скачать)

Еще только ожидая ребенка, мечтают матери и отцы о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, трудолюбивым человеком, преданным своей Родине, готовым постоять за своего товарища, умеющего жить в коллективе, жизнерадостного, доброжелательного в отношении к людям…Периодом зарождения и формирования этических инстанций является дошкольный возраст

 

Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически  всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. В связи с этим разработка новых методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед психологами педагоги и родители.

Решение этой задачи предполагает изучение психологической природы  этического развития. Такое исследование сопряжено с рядом трудностей, поскольку морально-нравственное поведение включает различные психологические основания: моральное сознание, моральную саморегуляцию, социальные эмоции. В многочисленных психолого-педагогических работах данные аспекты этического развития изучаются, как правило, изолировано.

Нравственное  формирование – это сложный процесс, который требует постоянного  педагогического вмешательства  со стороны взрослых. Поэтому, мы решили, что особенно эффективным является формирование ребенка в игровой  деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами  и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая  игра) ребенок приобретает новый  социальный опыт, который переносит  в жизнь.

Игровое занятие было направлено на формирование этических представлений ребенка (в частности: умения сочувствовать, видеть взаимосвязь своего поведения  с реакцией окружающих и нести  за него ответственность).

 

 

Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

  • познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;
  • воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель  дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. В случае нашего исследования цель– развитие сочувствия, вежливости, чуткости. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной  особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый  организует игру и направляет ее –  он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.

Дидактические игры являются осмысленной для ребенка  деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить  и в других условиях.

Игра  должна давать ребенку возможность  применять на практике то, что ему  знакомо и побуждать к усвоению нового. Среди дидактических игр  можно выделить:

  1. игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.(Глава 2)
  2. игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины). Они актуальны для младших дошкольников, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов. Играя, ребенок учится приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качества и обозначать соответствующим словом, т.е. у него формируются сенсорные эталоны, которые являются основой для полноценного восприятия окружающей действительности.
  3. игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь).

В каждой дидактической игре есть два начала: одно носит развлекательный, другое – серьезный характер. Соотношение  этих двух начал определяет вид игры.(1)

 

 

 

 

Учитывая, огромное значение сюжетно-ролевой  игры для формирования личности дошкольника, рассмотрим подробнее уровни развития ролевых отношений:

1. На  самом низком уровне роли не  называются и дети не называют  себя именами лиц, которые они  на себя взяли. Даже если  в игре имеется ролевое разделение функций дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.

2. Намечается  разделение функций. Выполнение  роли сводится к реализации  действий, связанных с данной  ролью.

3. Начинают  выделяться специальные действия, передающие характер отношений  к другим участникам игры. Появляется  специфическая ролевая речь, обращенная  к товарищу по игре в соответствии  со своей ролью и ролью выполняемой  товарищем.

4. Выполнение  действий, связанных с отношениями  к другим людям, роли которые  выполняют другие дети. Ролевые  функции детей взаимосвязаны.  Речь носит явный ролевой характер, определяется и ролью говорящего  и ролью того, к кому она  обращена.

Раскрытие ребенком нравственного смысла поступков, подлинное присвоение нравственных отношений невозможно, ведь ребенок  действует под влиянием – он действует  как взрослый. Содержательная сторона  роли выступает в игровой деятельности как объект верного отражения  представлений ребенка, как средство более углубленного проникновения  в действительность мира взрослых. “Манипуляции” ребенка с содержанием  отвечают познавательной потребности  ребенка, направленной на сферу человеческих взаимоотношений. Чтобы данное нравственное содержание действительно стало  руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых  ребенок будет действовать от своего имени, а не с позиции роли, которую он выполняет в игре.

Некоторые исследователи основным источником нравственного развития детей, считают  отношения, складывающиеся вокруг сюжета.  Эти отношения понимаются как  сложная система, включающая отношение  каждого ребенка к роли, к выполнению ролей другими детьми, вместе с  тем “оценку” этих отношений к  личности других детей и оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень развития этих взаимоотношений  связан со структурными особенностями  сюжета и со степенью развития игровой  деятельности в данном коллективе.

А.В.Запорожец  выделил два плана сюжетно-ролевой  игры:

– сюжетно-ролевые  отношения;

– реальные отношения по поводу игры.

Сюжетно-ролевые  отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера  человеческих взаимоотношений, преимущественно  определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать  те стороны своих взаимоотношений  с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.

Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок  формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и  при общении  со сверстниками в  реальных отношениях по поводу игры.       

 

 

 

Нашей задачей  является формирование нравственных представлений  дошкольника в дидактической  игре. Мы не оставили без внимания пути формирования нравственного поведения  дошкольника и учли тот факт, что  формирование – это длительный процесс, требующий постоянного влияния  со стороны родителей и педагога. Наша задача ознакомить дошкольника  со способами нравственного поведения:

– углублять  представления детей о значении доброжелательного отношения в  семье;

– упражнять  в определении настроения по выражению  лица;

– упражнять  детей в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены  настроения близких людей;

– упражнять  в составлении фраз-комплиментов, коротких рассказов о добрых поступках  по отношению к родным и близким  людям;

– учить  проявлять внимание к родным и  знакомым.

 

 

 

В игровой ситуации

«Определение настроения членов семьи».

“Закончи  предложение”.

Папа расстроен  из-за...

Мама огорчилась потому что...

Дедушка посмотрел  на меня строго, потому что...

Младший брат расплакался из-за...

“Чудо-дерево”. (Приложение 2)

Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение  можете взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему Чудо-дереву!

 

 

“Сделай комплимент”.

 

Игровой комплекс был нацелен на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками. Мы стремились в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него. Умение прочувствовать эмоции других людей и нести за них ответственность при совершении поступков является, на наш взгляд, прочной предпосылкой усвоения норм нравственного поведения (т.е. поведение, которое не должно усугублять состояние других людей, приводить к разочарованию).

 

 

Культура внешнего вида.

  1. Санитарно-гигиенические навыки. Ребенок должен знать основные правила ухода за отдельными частями тела и органами; уметь самостоятельно выполнять основные гигиенические процедуры, пользоваться гигиеническими приемами и предметами ухода; придерживаться эстетики жестов, поз, ходьбы.
  2. Внешность. Придерживаться опрятности, аккуратности внешнего вида; следить, чтоб волосы были чистыми, хорошо зачесанными, чтоб прическа соответствовала обстоятельствам; иметь представление о значении одежды, ее соответствие месту, возрасту, времени (праздничная, рабочая одежда).

Правила поведения  в общественных местах.

  1. Поведение в детском садике. Ребенок с уважением относится у воспитателям, другим сотрудникам дошкольного заведения, исполняет их требования; придерживается норм культуры общения в отношениях с ровесниками, бережно относится к общественному имуществу; принимает активное участие в подготовке к праздникам.
  2. Город и мы. Дети придерживаются правил безопасности жизнедеятельности (знают правила поведения на дороге в разное время года, в критических ситуациях обращаются за помощью к взрослым, знают основные правила поведения в экстремальных условиях, считают недопустимым причинить какой-либо вред себе или другим); придерживаются порядка в общественных местах, элементарных правил поведения в магазине, кафе, транспорте, театре и т. д.
  3. Правило гостеприимства. Ребенок умеет проявлять гостеприимство, правило дарения и принятия подарков, знакомства гостей; имеет элементарные навыки сервировки стола, культурного поведения за столом.

Этикет межличностных  отношений.

  1. Твоя семья. Каждый ребенок имеет представление про свой род, осознаёт правила сожительства в семье, добросовестно исполняют свои обязанности (уважают старших, заботятся о них; уважают родителей, уступают своим желаниям, потребностям, интересами ради них, удовлетворяют их желания, прислушиваются к советам, указаниям; заботятся о младших, внимательно относятся к их потребностям, просьбам, учат их); соблюдают чистоту и порядок в помещении; любят и уважают семейные праздники, участвуют в их организации.
  2. Этика взаимоотношений со сверстниками. Дети проявляют интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, придерживаются демократических отношений с ними, хотят быть справедливыми, морально выдержанными, проявляют ответственность, обращают внимание на индивидуальность; придерживаются норм общения, владеют выразительными (вербальными и невербальными) приемами общения; поддерживают общую для всех цель деятельности, согласовывают собственные действия с действиями партнеров ради достижения общей цели; избегают конфликтов, умеют их предотвратить.
  3. Этика взаимоотношений со старшими. Ребенок проявляет вежливость, сдержанность, толерантность в отношениях со старшими, разговаривает тихо, не обижает людей чрезмерным рассматриванием; замечает положение, интересы, потребности людей, учитывает их и желает удовлетворить; без разрешения близких не рассказывает незнакомым про свою семью и место проживания; знает про существование у людей физических и психических недостатков, корректно относится к людям, которые имеют такие недостатки.

Информация о работе Нравственное воспитание