Роль родителей в нравственном воспитании школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучение влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: семейные ценности оказывают влияние на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

– раскрыть теоретические основы изучения влияния родительского воспитания на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста;

– исследовать влияние семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников;

– .статистически обосновать полученные результаты

– разработать рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию.

Методы исследования: теоретическое изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анкетирование, анализ, сравнение.

Содержание

Введение……………………………………………………..………..........……...3

1. Теоретические основы изучения влияния семейных ценностей на осознание нравственных норм детьми младшего школьного возраста…........5

1.1. Понятия нравственности и нравственного воспитания ………...................5

1.2. Значение семьи в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста………………………………………….....................................................7

1.3. Формирование нравственности ребёнка в семье…………….....................12

2. Исследование влияния семейных ценностей на нравственное воспитание младших школьников………………………....................……………….…..….17

2.1. Организация исследования…………….......…............…….....................…17

2.2. Изучение влияния семейных ценностей на нравственное воспитание школьника………..………………...………………........................................….21

Выводы...................................................................................................................26

Рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по нравственному воспитанию …………...........…………………….....…….……27

Заключение…………………………………………….......………............……..30

Список литературы….……………………………………...........……...........….32

Приложения...........................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

роль родителей в нравственом воспитании школьников курсовая.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

     Потребность – это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.

     Для возникновения нравственной потребности  ребёнка необходима 
моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

     Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая  речь и поступки 
взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями. Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят [6].

     Нравственные  потребности начинаются с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и 
других понятиях.

     Другой  важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается 
врождённый эгоизм или эгоцентризм.

     Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к 
людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь 
к Родине, к своему народу.

     Нравственную  установку у ребёнка нужно  воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу 
искусства и живой мир природы.

     И последним, важным структурным элементом  нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла [11].

     Действенность добра успешно формируется у  детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего 
не расходилось слово с делом.

     Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму [19]. Одно из центральных понятий  нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

     Начинать  формировать совесть нужно с  воспитания у ребёнка чувства 
стыда. Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, 
ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в 
случае невыполнения каких-либо обязательств.

     Осознание ребёнком сущности понятия «совесть»  подготавливается 
совокупностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь 
играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.

     Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, 
надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного 
мира. Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу [15].

     Нравственные  потребности человека теснейшим  образом связаны с 
нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого 
поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие. 
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача 
родителей. Задача вполне выполнимая.

     Родители  должны осознавать важность этой задачи. Им необходимо:

     – Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как 
совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, 
которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а 
сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с 
анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

     – Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные 
потребности [9].
 

     1.3. Формирование нравственности ребёнка в семье 

     Выделяют следующие методы и условия нравственного воспитания 
ребёнка в семье [11].

     1) Атмосфера любви. Лишённый этого  чувства человек не способен 
уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. 
Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости 
членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую 
психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, 
формирования и реализации его нравственных потребностей. 
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень 
нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе 
людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и 
чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, 
которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой 
особый характер, свои традиции».

     При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская 
любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека 
безнравственным потребителем.

     2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий 
обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой 
и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и 
подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то 
всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести 
определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом 
запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть 
изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: 
«Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие 
ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. 
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый 
человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих 
секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и 
искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и 
деликатности…»[19].

     3) Разъяснение. Воздействие словом.

     В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к 
конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь 
глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, 
оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого 
надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать 
на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно 
перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию 
обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, 
но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их 
незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано 
высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений 
подростки постигают нравственные понятия [6].

     Как правильно говорить с ребёнком? Всё  дело в том, что необходимо 
знать, что сказать и как сказать.

     Во-первых, не надо говорить ребёнку то, что  он очень 
хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

     Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой  нашего разговора, 
чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни 
другое не западает в душу ребёнка.

     В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, 
какого практического результата мы хотим добиться.

     И содержание, и тон, и место, и время  разговора – всё важно. Словом 
мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. 
В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы 
разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, 
переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатство духовной 
жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, 
сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В. 
А. Сухомлинский [8].

     Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с 
детьми сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость 
утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает 
взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

     4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни 
упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, 
другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно 
поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости 
их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность 
успеха. Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

     5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. 
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно 
убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над 
отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство 
человека, выражать неверие в него [11].

     6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных 
качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя 
ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его 
действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании 
строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании 
взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

     7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает 
запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит 
детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и 
подростков очень много, но их все невозможно и не нужно 
удовлетворять. Если старшие стремятся удовлетворять любое желание 
ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран 
ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа 
«садовода» – воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и 
безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими 
желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя [15].

     8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом 
вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая 
соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку. 
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, 
что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает 
тончайшие переживания другого и отвечает на них своими 
собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить 
их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

     9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за 
работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а 
затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, 
как самостоятельный исполнитель.

     10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

     11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит 
освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные 
нравственные основания и может оценивать поведение и поступки 
окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают 
ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не 
послужить ему примером безнравственного поведения.

     12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:

     а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, 
которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными 
физическими ласками;

Информация о работе Роль родителей в нравственном воспитании школьников