Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:33, контрольная работа
Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности, и следовательно, связано с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке.
Введение 3
1.1 Особенности общения школьника начального обучения 5
1.2 Особенности поведения младшего школьного возраста 8
Заключение 10
2.Диагностический этап. Исследование индивидуально психологических особенностей личности и познавательных процессов. 11
2. Эмпирическое исследование 14
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования 14
2.2 Характеристика методики исследования: 14
Исследование «Потребность в общении» 15
Результаты исследования: 16
Задание 3. Программа развивающих упражнений и игр для учащихся с высокой потребностью в общении. 17
Список используемой литературы: 35
Один стрелою мчится - румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду.
«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»
Гроза дружков застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал - согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами -
«Кха-кха!.. Апчхи!»
Дети дают оценку поведению обоих ребят, распределяют ли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.
. Этюд «Так будет справедливо»
Цель: эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учить понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.
Ход этюда. Психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить .поступок братьев.
«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку.
Вдруг щелкнул замок - это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.
Почему ты встал в угол? Я тебя не наказывала! - сказала мама.
Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын. - Ведь это я придумал кидаться подушкой.
Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев».
5. «Хоровод».
Дети встают в круг, берутся за руки. Ребята совершают одновременно плавные движения вправо, влево.
III этап - закрепляющий
Важное место в
Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми.
Эффекты детской игровой психокоррекции можно разделить на специфические и неспецифические.
Неспецифические эффекты проявляются прежде всего в изменениях самооценки, приведении ее в соответствие с реальными возможностями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же время есть ряд специальных индивидуализированных эффектов, относящихся непосредственно к проблеме каждого ребенка. Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.
На III этапе, заключительном, проводятся три последних занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, ко взрослому, закрепляется уверенность в себе, приемы общения со сверстниками.
Занятие 10
1. Игра «Разведчики».
Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.
Ход игры. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.
Гимнастика.
Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения надо повторить.
2. Игра «Дружная семья».
Цель: развитие эмоционально-выразительных
движений рук и адекватного
Ход игры. Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто рисует или вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.
Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р.Паулса «Золотой клубочек».
Свободное время.
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу.
Тема рисования: «Наша дружная группа».
Цель рисования: влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляется в рисунке впечатление, полученное от игры, вы-, являются страхи.
3. «Хоровод».
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передавая мимикой свое настроение.
Занятие 11
1. Игра «Четыре стихии».
Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
Ход игры. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Гимнастика.
Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра - дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).
На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад.
2. Этюд «Встреча с другом».
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразительные движения.
Ход этюда. Психолог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг
другу!» По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.
3. Игра «Кораблик».
Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.
Ход игры. Двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло - это кораблик. При словах «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду.
При слове «Буря!» они
начинают создавать шум, кораблик качается
все сильнее. Ребенок, находящийся
в кораблике, должен перекричать
бурю: «Я не боюсь бури, я самый
сильный матрос!» Для
4.«Хоровод».
Занятие 12.
1. Игра «В магазине зеркал»
Цель: развивать наблюдательность, внимание положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчинять требованиям одного.
Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала - дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркала погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Гимнастика.
1) Ледышки.
) Ручейки.
) Дождик.
) Фонтанчик.
) Холод, лед.
) Жара, солнце.
2. Этюд «Очень худой ребенок».
Цель: умение выразить страдание и печаль.
Ход этюда. Психолог объясняет детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей может его повалить с ног. Послушайте:
Это кто там печально идет
И печальную песню поет?
Муравей пробежал,
Повалил его с ног.
Митя из дому шел, до калитки дошел,
Но дальше идти он не смог!
Он каши, он каши, он каши не ел,
Худел, худел, болел, слабел!
И вот он лежит одинок,
Муравей повалил его с ног!
(Э.Мошковская)
Психолог предлагает детям показать по очереди, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, Мити и муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня 3Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его усиком (пальцем) - Митя падает (приседает).
3. Игра «Три характера»
Цель: игра на сопоставление различных характеров. Коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Ход игры. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с психологом дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а сами дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает.
Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.
4. «Хоровод».
Психолог предлагает детям:
«Хватит играть со злыми
и страшными. Мы-то с вами добрые,
веселые и очень дружные
До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры».
Дети водят хоровод под музыку польки из кинофильма «Золушка» (или любую другую музыку):
Станьте, дети, станьте в круг,
Станьте в круг, станьте в круг.
Я твой друг, и ты мой друг,
Самый добрый друг.
Ля-ля-ля...
Информация о работе Роль и специфика поведения и общения в младшем школьном возрасте