Роль и специфика поведения и общения в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности, и следовательно, связано с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке.

Содержание

Введение 3
1.1 Особенности общения школьника начального обучения 5
1.2 Особенности поведения младшего школьного возраста 8
Заключение 10
2.Диагностический этап. Исследование индивидуально психологических особенностей личности и познавательных процессов. 11
2. Эмпирическое исследование 14
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования 14
2.2 Характеристика методики исследования: 14
Исследование «Потребность в общении» 15
Результаты исследования: 16
Задание 3. Программа развивающих упражнений и игр для учащихся с высокой потребностью в общении. 17
Список используемой литературы: 35

Работа содержит 1 файл

младший школьный возраст.docx

— 87.90 Кб (Скачать)

Один стрелою мчится - румянец на щеках!

Другой стоит растерянный у друга на виду.

«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала  однажды на лугу.

Один пробежку сделал - согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами -

«Кха-кха!.. Апчхи!»

Дети дают оценку поведению  обоих ребят, распределяют ли. Ведущий  снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.

. Этюд «Так  будет справедливо»

Цель: эмоциональное осознание  детьми отрицательных черт своего характера. Учить понимать, какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.

Ход этюда. Психолог предлагает детям послушать рассказ и  оценить .поступок братьев.

«Мама ушла в магазин. Как  только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку.

Вдруг щелкнул замок - это  вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел  на диван. А младший не заметил  маминого прихода и продолжал  играть с подушкой. Он подбросил  подушку вверх и попал в  люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

Почему ты встал в угол? Я тебя не наказывала! - сказала мама.

Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын. - Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев».

5. «Хоровод».

Дети встают в круг, берутся  за руки. Ребята совершают одновременно плавные движения вправо, влево.

III этап - закрепляющий

Важное место в психокоррекционной работе занимает задача по развитию навыков произвольности. Это решается на III этапе.

Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной  атмосферы открытого общения, в  котором широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность  пережить новый опыт взаимоотношений  со взрослыми.

Эффекты детской игровой  психокоррекции можно разделить на специфические и неспецифические.

Неспецифические эффекты  проявляются прежде всего в изменениях самооценки, приведении ее в соответствие с реальными возможностями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же время есть ряд специальных индивидуализированных эффектов, относящихся непосредственно к проблеме каждого ребенка. Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.

На III этапе, заключительном, проводятся три последних занятия  с целью закрепления новых  форм переживаний, чувств по отношению  к сверстникам, к самому себе, ко взрослому, закрепляется уверенность в себе, приемы общения со сверстниками.

Занятие 10

1. Игра «Разведчики».

Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

Ход игры. В комнате расставлены  стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а  другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.

Гимнастика.

Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, их движения надо повторить.

2. Игра «Дружная  семья».

Цель: развитие эмоционально-выразительных  движений рук и адекватного использования  жеста, отразить сложившиеся взаимоотношения  в игровой группе.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят  каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку  маленькие гвоздики, кто рисует или  вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так  дружно работают.

Дети должны производить  руками манипуляции так, словно в  руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой  Р.Паулса «Золотой клубочек».

Свободное время.

Для эмоционального сближения  и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом  листе бумаги, который расстилается на полу.

Тема рисования: «Наша  дружная группа».

Цель рисования: влияние  на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляется в рисунке впечатление, полученное от игры, вы-, являются страхи.

3. «Хоровод».

Дети встают в круг, берутся  за руки, смотрят друг другу в  глаза, передавая мимикой свое настроение.

Занятие 11

1. Игра «Четыре  стихии».

Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового  аппарата и двигательного анализатора.

Ход игры. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Гимнастика.

Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра - дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

На звук, взятый в верхнем  регистре, становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута  назад.

2. Этюд «Встреча  с другом».

Цель: развивать способность  понимать эмоциональное состояние  другого человека и умение адекватно  выразить свое. Развивать выразительные  движения.

Ход этюда. Психолог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в  городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик  по улице и вдруг видит, как  на остановке из автобуса выходит  его товарищ. Как же обрадовались они друг

другу!» По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные  движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

3. Игра «Кораблик».

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.

Ход игры. Двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло - это кораблик. При словах «Тихая, спокойная погода, светит солнышко»  все дети изображают хорошую погоду.

При слове «Буря!» они  начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся  в кораблике, должен перекричать  бурю: «Я не боюсь бури, я самый  сильный матрос!» Для объяснения этой игры в первое «плавание» можно  отправить игрушку.

4.«Хоровод».

Занятие 12.

1. Игра «В магазине  зеркал»

Цель: развивать наблюдательность, внимание положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчинять требованиям  одного.

Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел  человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела  себя в зеркалах (зеркала - дети) и  подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки  ответили ей тем же. Она погрозила  им кулаком, и ей из зеркала погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки  топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли  ее движения.

Гимнастика.

1) Ледышки.

) Ручейки.

) Дождик.

) Фонтанчик.

) Холод, лед.

) Жара, солнце.

2. Этюд «Очень  худой ребенок».

Цель: умение выразить страдание  и печаль.

Ход этюда. Психолог объясняет  детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей  может его повалить с ног. Послушайте:

Это кто там печально идет

И печальную песню поет?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног.

Митя из дому шел, до калитки  дошел,

Но дальше идти он не смог!

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, слабел!

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с  ног!

(Э.Мошковская)

Психолог предлагает детям  показать по очереди, какое худое  лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, Мити и  муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, одевает  Митю и отправляет его гулять. Звучит песня 3Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему  выбегает муравей и трогает его  усиком (пальцем) - Митя падает (приседает).

3. Игра «Три  характера»

Цель: игра на сопоставление  различных характеров. Коррекция  эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают три  музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с психологом дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а сами дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает.

Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.

4. «Хоровод».

Психолог предлагает детям:

«Хватит играть со злыми  и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры».

Дети водят хоровод  под музыку польки из кинофильма «Золушка» (или любую другую музыку):

Станьте, дети, станьте в  круг,

Станьте в круг, станьте  в круг.

Я твой друг, и ты мой друг,

Самый добрый друг.

Ля-ля-ля...

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 1992. № 3; 4. С. 14 -- 19.
  2. Калмыкова Л. Преемственность и перспективность в развитии речи дошкольников и младших школьников // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 12. С. 36-41
  3. 1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении: научное издание. СПб: Питер, 2009. – 318 с.
  4. 2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. М.: Академия, 2011. – 656 с.
  5. 3. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взросление. Старость (полный курс психологии развития). СПб.: АСТ, Прайм-ЕВРОЗНАК. 2010. – 656 с.
  6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005;
  7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., «Сфера», 2006;
  8. Крайг Г. Психология развития, СПб, Питер, 2006;
  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 2007;
  10. Леонтьев А. А, Психология общения. Тарту, 1973г.
  11. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. М., 1984г.
  12. Актуальные проблемы психопедагогики начального образования. (Под ред. Бережковской Е.Л., Кравцовой Е.Е., Корепановой К.М.). - М., 2007.
  13. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 2007.
  14. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=510192#1

 


Информация о работе Роль и специфика поведения и общения в младшем школьном возрасте