Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить агрессивное поведение как социально-психологический феномен.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессии с учетом особенностей и закономерностей развития в младшем школьном возрасте. Точнее.
Изучить лучше провести теоретический анализ коррекцию как вид психологической помощи.
На основе полученных данных разработать программу коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста.
Применитьапробировать разработанную программу коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Оценить эффективность применения методик программы.

Работа содержит 1 файл

1. Агрессивное поведение в младшем школьнов возрасте.doc

— 502.50 Кб (Скачать)

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

 

    ВВЕДЕНИЕ

     Неустойчивость  социально-экономической ситуации в современном обществе, снижение уровня жизни, кризис института семьи, навязчивая пропаганда насилия средствами массовой информации, отход современной школы от патриотического и нравственного воспитания, кризис культурных и нравственных ценностей общества ведут к росту агрессивных проявлений среди детей.

     Отражением  существующей проблемы служат многочисленные публикации и исследования отечественных и зарубежных ученых: Антонян Ю.М., Бережкова Е.И., Горьковая И.А., Ениколопов С.Н., Ковалев П.А., Левитов Н.Д., Пинчук Н.В., Реан А.А., Румянцева Т.Г., Слотина Т.В., Соловьева С.Л., Осницкий А.К., Фурманов И.А., Ярмоленко Г.П. и др.

     При рассмотрении проблемы детской агрессивности  особое внимание уделяется биологическим  факторам, влияющим на её развитие. Изучение данного аспекта рассмотрено в исследованиях Глейзера Б., Гаспаровой Е.М., Левитова Н.Д., Сирса Р., Хекхаузена X. и др.

     Однако, анализ научной литературы показывает, что биологические факторы действуют только в контексте социального окружения. Разделяя точку зрения Берковица Л., мы считаем, что в последнее время намечается тенденция к исследованию феномена агрессивности как сложного явления, формирующегося под влиянием не только биологических, но и социальных, а также психологических факторов. В отечественной и зарубежной литературе данный вопрос рассматривают такие авторы, как Гарбузов В.И., Захаров А.И., Реан А.А., Сагатовская Л., Хоментаускас Г.Т., Шилов И.Ю., Юстицкис В.В., Эйдемиллер Е.Г.

     Так, например, Бандура А.И. описывает факты, позволяющие утверждать, что грубое обращение с ребенком, жестокость по отношению к нему повышают вероятность того, что ребенок и сам станет грубым и жестоким. Таким образом, если у детей не сформированы прочные эмоционально-личностные связи в микросоциуме то, возможно, они будут вести себя агрессивно, как по отношению к взрослым, так и по отношению к сверстникам.

     В современном обществе, особый интерес представляет проблема психолого-педагогической коррекции детской агрессивности, причиной которой является влияние СМИ. Так, в исследовании Бережковой Е.И1., значимыми индивидуально-психологическими характеристиками, влияющими на агрессивность при экспозиции средствами массовой информации социальной агрессии, являются пол и субъект отношения к предлагаемым фрагментам.

     Традиционно проблема агрессивности и агрессивного поведения рассматривалась как характеристика подросткового возраста и взрослости. Однако, новая социально-экономическая ситуация приводит к развитию этого феномена и в детском возрасте. Так, например, исследование агрессивности младших школьников осуществлялось в работах отечественных (Бережковой Е.И., Копового А.С., Коротченковой Н.И.) и западных психологов психологов (Берковиц Л., Бютнер К., Миллер А., Поппер П., Раншбург И.).

     Актуальность  исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, нo и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры.

     Таким образом, анализ теоретических данных по проблеме исследования показывает, что научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что проблема агрессивности младших школьников рассматривалась с точки зрения изучения его социального окружения.

     В соответствии с изложенными позициями нами определена цель исследования – изучение особенностей проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, разработка и применение программы коррекции агрессии у детей.

     Объектом исследования является – агрессивное поведение младших школьников.

     В качестве предмета исследования нами выделяются особенности коррекции детской агрессивности в младшем школьном возрасте.

     Гипотеза  исследования связана с предположением о том, что коррекционная работа способствует снижению агрессивности младшего школьника. Очень банально!!!

     Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить агрессивное поведение как социально-психологический феномен.
  2. В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессии с учетом особенностей и закономерностей развития  в младшем школьном возрасте. Точнее.
  3. Изучить лучше провести теоретический анализ коррекцию как вид психологической помощи.
  4. На основе полученных данных разработать программу коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста.
  5. Применитьапробировать разработанную программу коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Оценить эффективность применения методик программы.

     Теоретико-методологической основой исследования явились: подходы отечественных а зарубежных авторов к пониманию агрессии, агрессивности и их связи с личностными свойствами человека (Ениколопов С.Н., Реан А.А., Соловьёва С.Л., Фурманов И.А. и др.); идеи Мясищева В.Н. о формировании личности как системы отражения сущности объективно существующих социальных отношений; теория социального научения агрессии А. Бандуры о влиянии первичных посредников социализации на обучение детей агрессивному поведению; отдельные положения ситуативной теории агрессии (Берковиц Л., Доллард Д., Миллер Н., Розенцвейг С). Обязательно про коррекцию

     Методы  исследования.

    • Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
    • Эмпирические методы – проективные методики «Несуществующее животное», «Три оценки», беседа, наблюдение.
    • Методы обработки данных: 1) контент-анализ.2) методы описательной статистики
  • Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе МОУ Гимназия №11 Дзержинского района г. Волгоград. Выборку испытуемых составили 48 детей, ученики 1 и 2 классов. Коррекционная работа проведена с 21 младшими школьниками.

     Структура и объем дипломной  работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы - 46 источников, 6 приложений, 3 таблицы. 
 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Теоретический анализ агрессии как  социально-психологического феномена

     До  начала XIX века агрессивным считалось  любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

     Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем дошкольном возрасте, для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

     Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

     1. Агрессия обязательно подразумевает  преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

     2. В качестве агрессии может  рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

     3. Жертвы должны обладать мотивацией  избегания подобного обращения с собой.2

     Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.3

     Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред4.

     Несмотря  на разногласия относительно определений  агрессии, в настоящее время большинством авторов принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.5

     Существует  множество теоретических обоснований  возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. При этом разделятся агрессия как специфическая форма поведения и агрессивность как свойство личности. Под агрессивностью традиционно понимается относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному нападению. Агрессивность выступает как устойчивая личностная черта, которая может предопределять общую стратегию поведения человека. Что касается младшего школьного возраста, можно говорить о проявлениях агрессивности как форме поведения, поскольку агрессивность как личностная черта еще не сформирована.6

     Различают два основных типа агрессивных проявлений:

  • Целевая агрессия - выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту.
  • Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

     Структуру агрессивного проявления предложили в  своих работах Заградова М.Е., Осницкая А.К., Левитов Н.Д.: 7

  1. По направленности:
    • Агрессия, направленная вовне;
    • Аутоагрессия - направленная на себя, характеризующаяся выражением обвинений или требований, адресованными самому себе
  2. По цели:
    • Интеллектуальная агрессия;
    • Враждебная агрессия.
  3. По методу выражения:
    • Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
    • Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через словесные ответы.
  4. По степени выраженности:
    • Прямая агрессия - открытое проявление агрессии в адрес конкретных лиц;
    • Косвенная агрессия - действия, косвенно направленные на другое лицо или не имеющие адресата;
    • Смещенная - направленность на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение
    • Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства.
  5. По наличию инициативы:
    • Инициативная агрессия;
    • Оборонительная агрессия.
  6. по способу выражения:
    • произвольная - возникающая из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить,
  • непроизвольная - представляющая собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта.

     Изучение  связи агрессии и ряда психологических  состояний и свойств личности, которые могут, как способствовать развитию агрессии, так и препятствовать ее проявлениям, заслуживает особого внимания. Агрессия возникает на фоне определенного психологического состояния, в данном случае - агрессивного.

     Н.Д. Левитов выделяет познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния. Познавательный - представляет собой ориентировку в ситуации (ее понимание), также выделение объекта для нападения, идентификацию своих "наступательных" средств. Эмоциональный компонент характеризует появление гнева, принимает иногда форму аффекта, ярости, способствуя утрате контроля над совершаемыми действиями. Волевой компонент выражает в агрессивном действии все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность. Возникая на самых ранних этапах развития ребёнка, агрессия долгое время не осознаётся в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения и часто отражает неспособность адекватно оценивать ситуацию, последствия своих действий или неумение справиться с эмоциями8.

     Немаловажным вопросом является определение факторов агрессии, которые в теоретических направлениях освещаются различно. В частности, это современное общество, в котором преобладает атмосфера конкуренции, характер и система воспитания, возрастные и индивидуально-психологические особенности, физические условия окружающей среды, специфическое влияние алкоголя и наркотиков.9

     Существует  несколько точек зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов. Рассмотрим некоторые из них, как наиболее известные теоретические положения.

     1.Теория  влечения или инстинкта. 

     Основоположником  этой теории является Зигмунд Фрейд. З.Фрейд предположил существование второго основного инстинкта, танатоса – влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что всё человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом (инстинкт жизни, направленный на сохранение и упрочнение жизни), и что существует постоянное взаимодействие этого инстинкта с эросом и постоянное напряжение. Таким образом, тонатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.  

Информация о работе Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте