Роль и специфика поведения и общения в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности, и следовательно, связано с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке.

Содержание

Введение 3
1.1 Особенности общения школьника начального обучения 5
1.2 Особенности поведения младшего школьного возраста 8
Заключение 10
2.Диагностический этап. Исследование индивидуально психологических особенностей личности и познавательных процессов. 11
2. Эмпирическое исследование 14
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования 14
2.2 Характеристика методики исследования: 14
Исследование «Потребность в общении» 15
Результаты исследования: 16
Задание 3. Программа развивающих упражнений и игр для учащихся с высокой потребностью в общении. 17
Список используемой литературы: 35

Работа содержит 1 файл

младший школьный возраст.docx

— 87.90 Кб (Скачать)

Заключение

Младший школьный период - это "этап интенсивного социального  развития психики, её основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в  новообразовании в личностной сфере  и в формировании субъекта деятельности". На данном периоде у учащихся начальных  классов основными новообразованиями  являются личностная и интеллектуальные рефлексии, становление внутренней речи, самоконтроль, произвольность и  осознанность познавательных процессов  и поведения .

Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных  знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного  аппарата, развитием психических  функций. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё  и потому, что этот "период обучения в школе является качественно  новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое  развитие осуществляется главным образом  в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника". Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей.

Результат решения этих новых, вставших перед ним задач, имеет  большое влияние на дальнейшую жизнь  школьника. События, происходящие с  младшим школьником в школе, сказываются  на его дальнейшем личностном развитии. Этот отрезок жизни обладает высокой  значимостью.

2.Диагностический этап. Исследование индивидуально психологических особенностей личности и познавательных процессов.

Название  методики.

Ее  автор (авторы)

Теория,  
в рамках которой создана данная  
методика.

Метод

Возрастные  ограничения.  
Тестовые нормы

Данные  
о валидности,

надежности

Литературные  источники,  
в которых опубликована данная методика или имеется информация  
о ней

Примечания

(например, достоинства или  
недостатки методики; шкалы и т.д.)

Рекомендуемая сфера применения

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

«Адаптация  детей к школе» методика А.М. Ковалёвой, Н.Н. Тарасенко.

 

 

 

 

 

 

 

Адаптация первоклассников, готовность к школьному обучению,выявление групп риска , дезадаптация.

 

 

 

 

 

Дошкольники(перед поступлением в школу,учащиеся 1-2 класса)

 

 

 

 

 

 

получают  достаточно полные и чёткие сведения о ребёнке.

 

 

 

 

 

 

 

журнал Начальная  школа №7 1996

 

 

 

 

 

 

 

 

опросник помогает учителю систематизировать своё представление о ребёнке, выявить совместно с психологом факторы, лежащие в основе неуспешности ребёнка.

Диагностику по методике рекомендовано проводить  дважды: в начале учебного года и  в середине.

 

 

 

2

«Диагностика уровня эмоционального стресса»

А.Амен. модифицированная методика.

определение страхов особенности эмоционально - волевой сферы, особенности поведения, которые являются предпосылкой неустойчивости к стрессу.

Младший школьный возраст

Получают достаточно точные,надежные данные, на их основании ведется коррекционная работа

сборник Головань Н.А.

Позволяет определить особенности поведения, которые являются предпосылкой неустойчивости к стрессу,позволяет помочь в адаптации ребенка

Методику рекомендовано  проводить для определения уровня эмоционального стресса,выявления страхов,причин дезадаптации 

3

Проективный модифицированный тест Дж. Бука «Дом, дерево, человек».

личностное неблагополучие,трудности в общении,депрессивность.

Младший школьный возраст

Получают достаточно полную информацию по рисунку о внутренних переживаниях ребенка,на основе которой можно проводить коррекционную работу

 

позволяет выявить степень  выраженности, незащищённости,

тревожности, недоверия к  себе, трудности в общении, депрессивности - то есть уровня личностного неблагополучия.

Считается, что рисунок  дома, дерева, человека - это своеобразный автопортрет рисующих человека, так как в рисунке он отражает те объекты и черты, которые значимы для него. Школьники,у которых отмечается дезадаптация.

               

4

Карта наблюдения для оценки свойств, влияющих на отношение, модификация теста Т.Лири. «Диагностика межличностных отношений»

взаимоотношение и общение в малых группах.

Дошкольный возраст,младший школьный возраст.

Методика предоставляет  лишь субъективные данные,исходящие из наблюдений психолога

 

С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношения к людям.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемых поведения людей.

5

Адаптированный вариант методики О.П.Елисеева «Потребность в общении».

психологическая совместимость в группе,самооценка

Дошкольный возраст,младший школьный возраст,школьный возраст

Методика предоставляет  достаточно точные,верные данные

 

Методика выявляет направленность на общение, даёт представление о  психологической совместимости  в группе, позволяет оценить адекватность самооценки ребёнка, определить расположенность  к окружающим, выявить негативные проявления в общении.

Рекомендуется проводить  в группе для выявления психологической  совместимости,так же индивидуальное тестирование для определения потребности в общении,негативных проявлений в общении


 

 

2. Эмпирическое исследование

2.1 Характеристика выборки  и этапов исследования

Исследование проводилось  в 3 «ж» классе МБОУ- НОШ № 5 городского округа Среднеуральск. В исследовании приняло участие 5 человек, из которых 3 девочки и 2 мальчика в возрасте 9-10 лет.

Можно выделить следующие  три этапа исследования:

1. Подготовительный этап, на котором прошел подбор методик  для исследования, подготовка раздаточного  материала, выбор группы исследуемых.

2. Полевой этап, на котором  пошло непосредственное проведение  исследования, сбор данных для  последующей их обработки.

3. Подсчет данных и  математическая обработка.

2.2 Характеристика методики  исследования:

2.2.1Диагностика «Потребность в общении» - модификация методики О.П. Елисеева, вариант для детей младшего школьного возраста.

Методика выявляет направленность на общение, даёт представление о  психологической совместимости  в группе, позволяет оценить адекватность самооценки ребёнка, определить расположенность  к окружающим, выявить негативные проявления в общении.

Методика содержит 22 вопроса, отражающих отношение к окружающим и самому себе, доверие к людям, проявление интереса к близким.

Ключ к тесту

Сумма баллов за ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику:за каждый совпадающий ответ ставится 1 балл,затем вычисляется коэфициент потребности в %

Складывается сумма ответов  «да» за 1, 2, 3,6,7,12,13,14,16,18,19,20,22.

Складывается сумма ответов  «нет» за 4,5,8,9,10,11,15,17,21,

Вычисляется коэффициент  потребности в общении КП по формуле  КП = (n / 22) * 100%.

 

Интерпретация результатов  теста:

Показатели КП = 70% и выше - высокая потребность;

КП от 70% до 50 % - нормальная потребность;

КП ниже 49 % - низкая потребность  в общении.

Исследование  «Потребность в общении»

Таблица 1. Данные исследования  «Потребность в общении» - модификация методики О.П. Елисеева, вариант для детей младшего школьного возраста

№ п/п

пол

баллы

Коэффициент потребн. в общен.%

Лада

жен

13

54

Мария

жен

14

63

Никита

муж

15

68

Данил

муж

18

81

Валерия

жен

20

90


 

Рис.1. Диаграмма: «Потребность в общении»

Результаты исследования:

После проведения диагностики  по методики О.П. Елисеева, вариант для детей младшего школьного возраста «Потребность в общении» были получены следующие результаты: у 2 человек из 5 (40%) выявлена высокая потребность в общении . Коэффициенты потребности от 70% до 100% говорят о неудовлетворенности детей в общении, об отсутствии позитивных контактов. В младших классах ведущая мотивация -общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки». У младших школьников основание общения нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом» и т. д. Удовлетворению потребности общения может препятствовать такое личностное качество субъекта, как застенчивость,в ходе наблюдения,установлено,что у этих детей ярко выражено это качество. В группе людей застенчивый человек обычно держится обособленно, редко вступает в общий разговор, еще реже начинает разговор сам. При беседе ведет себя неловко, пытается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда больше слушает, чем говорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычно высказывает робко и нерешительно.Его трудно вызвать на разговор, часто он не может выдавить из себя ни слова, ответы обычно односложны. Застенчивый человек часто не может подобрать для разговора нужные слова, нередко заикается, а то и вовсе замолкает; для него характерна боязнь предпринять что-либо на людях. При всеобщем внимании к нему — теряется, не знает, что ответить, как реагировать на реплику и шутку; застенчивому общение нередко бывает в тягость. Характерным для таких людей является трудность принятия решения.Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается в себе, а это, в свою очередь, нередко ведет к одиночеству. У 60 % детей диагностирована средняя потребность в общении, удовлетворенность имеющимися контактами.

Задание 3. Программа развивающих упражнений и игр для учащихся с высокой потребностью в общении.

Содержание программы.

I этап – ориентировочный

Занятие 1

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети сели полукругом на стульчики вместе с психологом. Всем участникам взрослый предложил  назвать себя любым именем, которое  сохраняется за ребенком «а все время  занятий. Психолог предлагает выбрать  детям любое имя или название животного, что имеет коррекционный  и диагностический смысл.Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого Я и надеть на себя другую личину. Дети часто выбирают имя друзей, название животного, которое бывает глубоко символичным.

В диагностическом смысле выбор не своего имени - признак неприятия  себя. Таким образом проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Психолог также называет себя.

На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по- другому, так как можно его отпугнуть. Этот вопрос можно обсудить потом.

После такого знакомства психолог предлагает веселую игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра - хороший диагностический  прием, выявляющий исходный уровень  самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие  групповые иерархии. Если дети играют активно, т. е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна, и психолог позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Затем психолог предлагает детям игру «Паровозик».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности  в себе, устранение страхов, сплочение  группы, формирование произвольного  контроля, умения подчиняться требованиям  одного.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик  везет детей, преодолевая с вагончиками  различные препятствия. Концовка занятия  должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно предложить детям  встать в круг («хоровод») и взять  друг друга за руки. Выбранная форма  окончания занятий останется  неизменной и превратится в

Занятие 2

Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в  детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся  иерархия поддерживает других и таким  образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям.

Психолог находится в  групповой комнате, но никак не вмешивается  в детские игры.

Через три занятия уже  можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

) лидер;

) товарищ лидера (прихвостень);

) неприсоединившийся оппозиционер;

) покорный конформист (баран);

) «козел отпущения».

Значит, первый уровень I этапа  групповой психокоррекции заканчивается, так как окончание этого уровня отличают 3 признака:

  • укрепившиеся роли,
  • стереотипные интеракции,
  • появление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа - это этап направленных игр, формирование осознаваемых навыков и действий; целенаправленно задается ведущим. Тем не менее необходимо включать спонтанные игры на определенное время в каждое занятие. Это называется «свободное время». Обычно на него отводится 20 минут в конце занятия.

Занятие 3

1. Игра «Жмурки».

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры. Все дети идут, приплясывая  и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными  глазами. Подводят к двери, ставят его  на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

-Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

На развязывая глаз!

Как только пропоют последние  слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят  его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

2. Игра «Жучок».

Цель: раскрытие групповых  отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу  за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек  свою руку с раскрытой ладонью. Водящий  должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Свободное время.

Предложить детям сюжетно-ролевые  игры, настольные игры.

. «Хоровод».

Дети встают в круг и  берутся за руки, смотрят друг другу  в глаза, улыбаются.

При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а  на установление равенства и пересечение  привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуемая  групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать  направленную на них агрессию, которая  хорошо видна в таких играх, как  «Крепость» и «Жучок».

Во-вторых, возникают спонтанные тактильные ласковые интеракции между  членами группы. В-третьих, появилось  серьезное, уважительное отношение  к ритуалу окончания занятия.

Тогда, когда возникла групповая  структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, II этапу группового курса, в котором  большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр  и других приемов.

Информация о работе Роль и специфика поведения и общения в младшем школьном возрасте