Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:33, контрольная работа
Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности, и следовательно, связано с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке.
Введение 3
1.1 Особенности общения школьника начального обучения 5
1.2 Особенности поведения младшего школьного возраста 8
Заключение 10
2.Диагностический этап. Исследование индивидуально психологических особенностей личности и познавательных процессов. 11
2. Эмпирическое исследование 14
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования 14
2.2 Характеристика методики исследования: 14
Исследование «Потребность в общении» 15
Результаты исследования: 16
Задание 3. Программа развивающих упражнений и игр для учащихся с высокой потребностью в общении. 17
Список используемой литературы: 35
Младший школьный период - это
"этап интенсивного социального
развития психики, её основных подструктур,
выраженного как в процессе социализации
индивидных образований, так и в
новообразовании в личностной сфере
и в формировании субъекта деятельности".
На данном периоде у учащихся начальных
классов основными
Младший школьник приступает
к усвоению человеческого опыта,
представленного в форме
Результат решения этих новых, вставших перед ним задач, имеет большое влияние на дальнейшую жизнь школьника. События, происходящие с младшим школьником в школе, сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Этот отрезок жизни обладает высокой значимостью.
№ |
Название методики. Ее автор (авторы) |
Теория, Метод |
Возрастные
ограничения. |
Данные надежности |
Литературные
источники, |
Примечания (например,
достоинства или |
Рекомендуемая сфера применения | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||||||||
1. |
«Адаптация детей к школе» методика А.М. Ковалёвой, Н.Н. Тарасенко.
|
Адаптация первоклассников, готовность к школьному обучению,выявление групп риска , дезадаптация.
|
Дошкольники(перед поступлением в школу,учащиеся 1-2 класса)
|
получают достаточно полные и чёткие сведения о ребёнке.
|
журнал Начальная школа №7 1996
|
опросник помогает учителю систематизировать своё представление о ребёнке, выявить совместно с психологом факторы, лежащие в основе неуспешности ребёнка. |
Диагностику по методике рекомендовано проводить дважды: в начале учебного года и в середине.
| ||||||||
2 |
«Диагностика уровня эмоционального стресса» А.Амен. модифицированная методика. |
определение страхов особенности эмоционально - волевой сферы, особенности поведения, которые являются предпосылкой неустойчивости к стрессу. |
Младший школьный возраст |
Получают достаточно точные,надежные данные, на их основании ведется коррекционная работа |
сборник Головань Н.А. |
Позволяет определить особенности поведения, которые являются предпосылкой неустойчивости к стрессу,позволяет помочь в адаптации ребенка |
Методику рекомендовано
проводить для определения | ||||||||
3 |
Проективный модифицированный тест Дж. Бука «Дом, дерево, человек». |
личностное неблагополучие, |
Младший школьный возраст |
Получают достаточно полную информацию по рисунку о внутренних переживаниях ребенка,на основе которой можно проводить коррекционную работу |
позволяет выявить степень выраженности, незащищённости, тревожности, недоверия к себе, трудности в общении, депрессивности - то есть уровня личностного неблагополучия. |
Считается, что рисунок дома, дерева, человека - это своеобразный автопортрет рисующих человека, так как в рисунке он отражает те объекты и черты, которые значимы для него. Школьники,у которых отмечается дезадаптация. | |||||||||
4 |
Карта наблюдения для оценки свойств, влияющих на отношение, модификация теста Т.Лири. «Диагностика межличностных отношений» |
взаимоотношение и общение в малых группах. |
Дошкольный возраст,младший школьный возраст. |
Методика предоставляет лишь субъективные данные,исходящие из наблюдений психолога |
С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношения к людям. |
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемых поведения людей. | |||||||||
5 |
Адаптированный вариант методики О.П.Елисеева «Потребность в общении». |
психологическая совместимость в группе,самооценка |
Дошкольный возраст,младший школьный возраст,школьный возраст |
Методика предоставляет достаточно точные,верные данные |
Методика выявляет направленность на общение, даёт представление о психологической совместимости в группе, позволяет оценить адекватность самооценки ребёнка, определить расположенность к окружающим, выявить негативные проявления в общении. |
Рекомендуется проводить в группе для выявления психологической совместимости,так же индивидуальное тестирование для определения потребности в общении,негативных проявлений в общении |
Исследование проводилось в 3 «ж» классе МБОУ- НОШ № 5 городского округа Среднеуральск. В исследовании приняло участие 5 человек, из которых 3 девочки и 2 мальчика в возрасте 9-10 лет.
Можно выделить следующие три этапа исследования:
1. Подготовительный этап,
на котором прошел подбор
2. Полевой этап, на котором
пошло непосредственное
3. Подсчет данных и математическая обработка.
2.2.1Диагностика «Потребность в общении» - модификация методики О.П. Елисеева, вариант для детей младшего школьного возраста.
Методика выявляет направленность на общение, даёт представление о психологической совместимости в группе, позволяет оценить адекватность самооценки ребёнка, определить расположенность к окружающим, выявить негативные проявления в общении.
Методика содержит 22 вопроса, отражающих отношение к окружающим и самому себе, доверие к людям, проявление интереса к близким.
Ключ к тесту
Сумма баллов за ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику:за каждый совпадающий ответ ставится 1 балл,затем вычисляется коэфициент потребности в %
Складывается сумма ответов «да» за 1, 2, 3,6,7,12,13,14,16,18,19,20,22.
Складывается сумма ответов «нет» за 4,5,8,9,10,11,15,17,21,
Вычисляется коэффициент потребности в общении КП по формуле КП = (n / 22) * 100%.
Интерпретация результатов теста:
Показатели КП = 70% и выше - высокая потребность;
КП от 70% до 50 % - нормальная потребность;
КП ниже 49 % - низкая потребность в общении.
Таблица 1. Данные исследования «Потребность в общении» - модификация методики О.П. Елисеева, вариант для детей младшего школьного возраста
№ п/п |
пол |
баллы |
Коэффициент потребн. в общен.% |
Лада |
жен |
13 |
54 |
Мария |
жен |
14 |
63 |
Никита |
муж |
15 |
68 |
Данил |
муж |
18 |
81 |
Валерия |
жен |
20 |
90 |
Рис.1. Диаграмма: «Потребность в общении»
После проведения диагностики по методики О.П. Елисеева, вариант для детей младшего школьного возраста «Потребность в общении» были получены следующие результаты: у 2 человек из 5 (40%) выявлена высокая потребность в общении . Коэффициенты потребности от 70% до 100% говорят о неудовлетворенности детей в общении, об отсутствии позитивных контактов. В младших классах ведущая мотивация -общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки». У младших школьников основание общения нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом» и т. д. Удовлетворению потребности общения может препятствовать такое личностное качество субъекта, как застенчивость,в ходе наблюдения,установлено,что у этих детей ярко выражено это качество. В группе людей застенчивый человек обычно держится обособленно, редко вступает в общий разговор, еще реже начинает разговор сам. При беседе ведет себя неловко, пытается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда больше слушает, чем говорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычно высказывает робко и нерешительно.Его трудно вызвать на разговор, часто он не может выдавить из себя ни слова, ответы обычно односложны. Застенчивый человек часто не может подобрать для разговора нужные слова, нередко заикается, а то и вовсе замолкает; для него характерна боязнь предпринять что-либо на людях. При всеобщем внимании к нему — теряется, не знает, что ответить, как реагировать на реплику и шутку; застенчивому общение нередко бывает в тягость. Характерным для таких людей является трудность принятия решения.Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается в себе, а это, в свою очередь, нередко ведет к одиночеству. У 60 % детей диагностирована средняя потребность в общении, удовлетворенность имеющимися контактами.
Содержание программы.
I этап – ориентировочный
Занятие 1
Занятие посвящено знакомству
детей друг с другом. Дети сели полукругом
на стульчики вместе с психологом.
Всем участникам взрослый предложил
назвать себя любым именем, которое
сохраняется за ребенком «а все время
занятий. Психолог предлагает выбрать
детям любое имя или название
животного, что имеет коррекционный
и диагностический смысл.
В диагностическом смысле выбор не своего имени - признак неприятия себя. Таким образом проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Психолог также называет себя.
На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по- другому, так как можно его отпугнуть. Этот вопрос можно обсудить потом.
После такого знакомства психолог предлагает веселую игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра - хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют активно, т. е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна, и психолог позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.
Затем психолог предлагает детям игру «Паровозик».
Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, формирование произвольного контроля, умения подчиняться требованиям одного.
Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий останется неизменной и превратится в
Занятие 2
Если группа активна, то продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям.
Психолог находится в групповой комнате, но никак не вмешивается в детские игры.
Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:
) лидер;
) товарищ лидера (прихвостень);
) неприсоединившийся
) покорный конформист (баран);
) «козел отпущения».
Значит, первый уровень I этапа групповой психокоррекции заканчивается, так как окончание этого уровня отличают 3 признака:
Второй уровень I этапа - это этап направленных игр, формирование осознаваемых навыков и действий; целенаправленно задается ведущим. Тем не менее необходимо включать спонтанные игры на определенное время в каждое занятие. Это называется «свободное время». Обычно на него отводится 20 минут в конце занятия.
Занятие 3
1. Игра «Жмурки».
Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
Ход игры. Все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:
-Кот, кот Ананас,
Ты лови три года нас!
Ты лови три года нас,
На развязывая глаз!
Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.
2. Игра «Жучок».
Цель: раскрытие групповых отношений.
Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.
Свободное время.
Предложить детям сюжетно-
. «Хоровод».
Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.
При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а на установление равенства и пересечение привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок».
Во-вторых, возникают спонтанные тактильные ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.
Тогда, когда возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, II этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр и других приемов.
Информация о работе Роль и специфика поведения и общения в младшем школьном возрасте