Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель курсовой работы:
доказать, что игра - не только важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.
Задачи:
1. изучение роли игры в процессе обучения;
Игра - уникальный феномен
общечеловеческой культуры, её исток
и вершина. Безусловно, культуру нельзя
сводить к игре и наоборот, ибо
внутри культуры возникают принципиальные
различия между нерациональной, игровой
и неигровой, рациональной деятельностью,
прежде всего между трудом и игрой.
С самых ранних начал цивилизации
игра стала контрольным мерилом
проявления всех важнейших черт личности.
Ни в одном из видов своей деятельности
человек не демонстрирует такого
самозабвения, обнажения своих
Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.
Выдающийся нидерландский мыслитель 20 столетия Йохан Хёйзинга (1872-1945) утверждает, что понятие "человек играющий" выражает такую же существенную функцию, как "человек созидающий", что анализ любой человеческой деятельности до самых пределов сознания человека свидетельствует, что это не более чем игра, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире. Хёйзинга во многих своих блестящих работах понятие игры настойчиво интегрирует в понятие культуры.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизация процесса познания мира и т.п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развития".
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.
Цель курсовой работы:
доказать, что игра - не только важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.
Задачи:
1. изучение роли игры в процессе обучения;
2. выявление форм и способов игровой деятельности, влияющих на тот или иной аспект процесса познания
Объект исследования:
влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.
Предмет исследования:
учебные игры на уроках как средство повышения эффективности учебного процесса при изучении нового и усвоения пройденного материала.
Игра является эффективным
средством формирования личности школьника,
его морально - волевых качеств, в
игре реализуются потребность
1. Теоретические основы игры как формы обучении
1.1 Что такое игра
Игра является инструментом
преподавания, который активизирует
мыслительную деятельность обучаемых,
позволяет сделать учебный
Игра позволяет поддерживать
работоспособность каждого в
течение урока, снимает утомляемость,
восполняет дефицит общения на иностранном
языке. Упражнения игрового характера
обогащают учащихся новыми впечатлениями,
придают оттенок
Игра на уроке - один из способов разнообразия применяемых приемов обучения. Она развивает умственную и волевую активность учащихся. Быстрый темп, в котором проводится игра, заставляет их быть внимательнее, тренирует память, развивает речь, вызывает необходимость высказывания на иностранном языке. Игра, кроме того, способствует созданию естественных коммуникативных ситуаций. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Игра рассматривается
как ситуативно-вариативное
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
· Созданию психологической готовности детей к речевому общению,
· Обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала,
· Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Педагоги и психологи разных научных школ выделили ряд общих положений:
1. Игра выступает
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с реальностью. Отсюда естественно возникает рвение самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- крупная связь её с обучением. Задача учителя – поддержать это рвение дитя к самостоятельному обучению и помочь ему в этом.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состояния, от незрелости к зрелости. В этом смысле ребенок – полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила.
Переход от детства к взрослости
пронизывает все стороны
Игра всё ещё имеет
огромное значение в жизни ребенка
и нужно сделать так, чтоб он не
растерял энтузиазм к ней. Так
как игра – явление многогранное,
её можно разглядывать как необыкновенную
форму существования всех без
исключения сторон жизнедеятельности
коллектива, который совсем важен
для ребенка. В нём развивается
чувство долга и
Внедрение развивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных действий и положительной мотивации к обучению школьников.
Отсюда следует, что внедрение развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.
1.2 История развития игры
Игра как одно из удивительных
явлений человеческой жизни привлекала
к себе внимание философов и исследователей
всех эпох. Уже Платон считал игру одним
из полезнейших занятий, а Аристотель
видел в игре источник душевного
равновесия, гармонии души и тела. Определенные
этапы развития обусловили негативное
отношение к игре и сделали
почти невозможной
Игра начинает рассматриваться
как важное средство формирования и
тренировки навыков, необходимых для
психофизического и личностного
развития, как первичная форма
приобщения человека к социуму, а
так же как один из способов формирования
способности к обучению и воспитания
чувства ответственности за свои
поступки и за свою группу. Одним
из первых исследователей, высказавшим
подобные взгляды на игру, был К.Гросс.С
начала XX века интерес к изучению
игры возникает с новой силой.
Ряд исследователей (У. Макдауголл,
Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх) выдвинули
тезис, что игра – это это "некий
социальный инстинкт", рписущий каждому
человеку. Большой популярностью
до сих пор пользуется теория инра
как самовыражение(Ж.Пиаже). Представители
культуроведческого подхода к игре
считают, что игра украшает жизнь, дополняет
ее и является жизненно необходимой
каждому человеку. Известный советский
психолог А.Н.Леонтьев считал игру ведущей
деятельностью дошкольного
Один из ведущих современных
психологов России Р.С.Немов определил
игру как "вид деятельности, выполняющий
две функции: психологическое развитие
человека и его отдыха" [16]. Многие
выдающиеся педагоги обращали внимание
на эффективность использования
игр в процессе обучения. А.С. Макаренко
считал, что игра обеспечивает высокую
эффективность любой
Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными функциями: средство развития мотивационно – потребностной сферы, средство развития умственных действий, средство познания и средство развития произвольного поведения.
Современное состояние трудности
В публичной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Может быть, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.
Большая роль в развитии
и воспитании дитя принадлежит игре
– важнейшему виду детской деятельности.
Она является эффективным средством
формирования личности школьника, его
морально-волевых свойств, в игре
реализуется потребность
А что игра даёт детям? . Перерыв
в повседневности, с её утилитаризмом,
с её монотонностью, с её твердой
детерминацией вида жизни. Игра это
неординарность. Выход в другое состояние
души. Подчиняясь только правилам игры,
человек свободен от всяческих сословных,
меркантильных и иных условностей.
Игра снимает то твердое напряжение,
в котором пребывает ребенок
в собственной настоящей жизни,
и заменяет его добровольной и
удовлетворённой мобилизацией духовных
и физических сил. Порядок: система
правил в игре абсолютна и несомненна.
Нереально нарушать правила и
быть в игре. Это качество порядок,
совсем ценно сейчас в нашем нестабильном,
беспорядочном мире. Создает гармонию.
Сформировывает рвение к совершенству.
Игра имеет тенденцию становиться
прелестной. Хотя в игре существует
элемент неопределенности, противоречия
в игре стремятся к разрешению.
Увлеченность: в игре нет частичной
выгоды. Она интенсивно вовлекает
всего человека, активизирует его
способности. Возможность сделать
и сплотить коллектив. Привлекательность
игры столь велика и игровой контакт
людей друг с другом столь полон
и глубок, что игровые содружества
обнаруживают способность сохраняться
и после окончания игры, вне
её рамок. Элемент неопределенности,
который возбуждает, активизирует разум,
настраивает на поиск хороших
решений. Понятие о чести. Она
противоборствует корыстным и узкогрупповым
интересам. Для нее не значительно,
кто конкретно победит, но принципиально,
чтоб победа была одержана по всем правилам,
и чтоб в борьбе были проявлены
с наибольшей полнотой мужество, разум,
честность и благородство. Игра дает
понятие о самоограничении и
самопожертвовании в пользу коллектива,
поскольку лишь "сыгранный" коллектив
добьется фуррора и совершенства
в игре. Компенсацию, нейтрализацию
недостатков реальности. Противопоставляет
твердому миру действительности иллюзорный
гармоничный мир - антипод. Игра дает
романтизм. Физическое улучшение, поскольку
в активных собственных формах она
предполагает обучение и применение
в деле игрового фехтования, умения
ориентироваться и двигаться
по пересеченной местности, причем в
доспехах и с игровым орудием.
Возможность проявить либо совершенствовать
свои творческие навыки в разработке
нужной игровой атрибутики. Это орудие,
доспехи, одежда, разные амулеты, идолы
и прочее. Развитие воображения, поскольку
оно нужно для сотворения новейших
миров, легенд, ситуаций, правил игры. Стойкий
энтузиазм к хорошей