Роль и специфика поведения и общения в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности, и следовательно, связано с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. С рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. Знание о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке.

Содержание

Введение 3
1.1 Особенности общения школьника начального обучения 5
1.2 Особенности поведения младшего школьного возраста 8
Заключение 10
2.Диагностический этап. Исследование индивидуально психологических особенностей личности и познавательных процессов. 11
2. Эмпирическое исследование 14
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования 14
2.2 Характеристика методики исследования: 14
Исследование «Потребность в общении» 15
Результаты исследования: 16
Задание 3. Программа развивающих упражнений и игр для учащихся с высокой потребностью в общении. 17
Список используемой литературы: 35

Работа содержит 1 файл

младший школьный возраст.docx

— 87.90 Кб (Скачать)

II этап - реконструктивный.

К моменту начала II этапа  психологу уже видны трудности  общения каждого ребенка, а также  неадекватные компенсаторные способы  поведения каждого.

Индивидуальная психологическая  коррекция происходит тогда, когда  ребенок осуществляет новые формы  поведения и накапливает новый  опыт общения. Это становится возможным  тогда, когда ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат источниками и обусловливают его неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в безопасности и принятии признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе коррекции, во время направленной игры.

Удовлетворение потребности  в признании невозможно без построения полного образа самого себя. Каждый ребенок получает обратную связь  в специально организованных для  этого; играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты».

Умело организуя обратную связь, психолог помогает сформировать более продуктивный образ Я. Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи, с особенным акцентом на положительные стороны ребенка.

Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например трусость. Это игры «Необитаемый остров», «Страшные сказки».

После этих игр ребенок  может сказать себе: «Вот я какой, не всегда, конечно, хороший, но зато я  могу слушать страшные сказки в темноте, сам их выдумать; я могу играть в  необитаемый остров, владеть собой».

Ключевой момент II этапа - это игра «День рождения». Во время  этой игры и происходит усвоение требуемых  качеств, «спускание» нужной характеристики личности, т. е. авансом.

Таким образом, очерчивается зона ближайшего развития ребенка.

Отработка новых навыков  общения особенно целенаправленно  осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан делать.

Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждого  ребенка, который ставится постепенно, в течение всего периода работы группы. Составляя психологические  портреты детей, психолог особенно внимателен к тому, чего не может сделать  ребенок, что ему не удается или  чего он не умеет.

Занятие 4

1. Игра «Ассоциации».

Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение жестами изобразить человека.

Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.

2. Игра «Страшные  сказки».

Цель: развивается смелость, уверенность в себе, снимается  тревога. Игра направлена на объединение  группы.

Ход игры. Гасится свет или  зашторены шторами окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия  в группе высок, то дети воспроизводят  свои реальные страхи. Очень полезно  их тут же разыграть, также в темноте.

Гимнастика.

3. Спортивная игра  «Турнир».

Цель: воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное  поведение, развивается смелость, уверенность  в себе, ребенок становится в разные позиции: соревнующегося; судьи; зрителя.

Ход игры. Дети выбирают судью  и спортсменов. Проводятся спортивные игры:

а) «Попади в кеглю». Ребенку  предлагается сесть и опереться  руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть  мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3-4 шагов.

б) «Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать  пролезть через руки так, чтобы они  оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская.

в) «Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.

г) «Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.

. Игра «Хоровод».

Занятие 5

1. Игра «Бип».

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами  ходит по кругу, садится по очереди  на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, кого назвали, говорит: «Бип».

Гимнастика.

2. «Семейный портрет».

Цель: игра служит социометрии  детской игровой группы, а также  отражает сложившиеся отношения  в собственной семье, опирается  на групповое взаимоотношение.

Ход игры. В семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто  с кем дружит в этой семье.

3. Игра «Зеркало».

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям. Ход  игры. Выбирается один водящий, остальные  дети - зеркала. Водящий смотрится  в зеркала, и они отражают все  его движения. Психолог следит за правильностью  отражения.

Свободное время.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры.

4. «Хоровод».

Дети встают в круг и  берутся за руки, смотрят друг другу  в глаза, улыбаются.

Занятие 6

1. Игра «День  рождения».

Цель: для сплочения группы детям дается возможность высказать  все обиды, снять разочарование.

Ход игры. Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки  жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить  это. Детям предлагается пофантазировать  и придумать будущее имениннику.

. Игра «Путаница».

Цель: игра поддерживает групповое  единство.

Ход игры. Выбирается считалкой  водящий. Он выходит из комнаты. Остальные  дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как умеет. Когда  образовалась путаница, водящий заходит  в комнату и распутывает, также не разнимая рук у детей.

Гимнастика.

. Игра «Мальчик (девочка) - наоборот».

Цель: в игре развивается  произвольный контроль за своими действиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм.

Ход игры. Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик, наоборот, должен делать не так, как все.

Свободное время (забавы за столом).

а) «Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного  тенниса. Детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох, наклониться  над чашкой и дунуть в нее так  сильно, чтобы шарик вылетел из чашки.

б) «Силачи». Играющие упираются  локтями о стол и соединяют  кисти. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить ее на стол, но локтя от стола, заставит партнера положить уку на стол.

в) Различные настольные игры: «Лото», «Цирк», колпачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры, надо соблюдать правила.

4. «Хоровод».

Можно предложить одновременное  легкое покачивание вправо, влево.

Занятие 7

1. Игра «Крепость»

Цель: игра дает детям возможность  проявить агрессию. Интересна диагностика - кто с кем захочет быть в  команде.

Ход игры. Группа детей делится  на две команды (по желанию самих  ребят). Каждая команда строит из мебели крепость. Одна команда защищает крепость, другая команда штурмует. Основное оружие - надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

Гимнастика.

. Игра «Изображение  предметов»

Цель: воспитывает наблюдательность, воображение, умение видеть

другого.

Ход занятия. Ребенок мимикой, жестами изображает предмет,

остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

3. Игра «Щит  и меч».

Цель: выход агрессии, эмоционального напряжения.

Ход игры. Психолог держит щит, дети бьют об него мечами.

Свободное время.

Предложить детям настольные, сюжетно-ролевые игры, строительный материал.

. «Хоровод».

Дети встают в круг, берутся  за руки.

Занятие 8

1. Игра «Чунга-Чанга»

Цель: коррекция эмоциональной  сферы ребенка, развитие способности  понимать эмоциональное состояние  другого человека и умение адекватно  выразить свое.

Ход игры. Путешественник (психолог) пристал на своем корабле к  Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел  на берег, как его окружили жители чудесного острова - маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках надеты одинаковые пестрые юбочки, на шее - бусы, а в волосах - перья. С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и петь:

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и  просто,

Жить на нем легко и  просто, Чунга-Чанга!

Путешественник решил  навсегда остаться на этом острове. Гимнастика.

) Попугай.

) Лебеди.

) Тюлень на суше.

) Тюлень в воде.

) Мартышка.

) Змея.

2. Игра «Баба  Яга».

Цель: коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия  детей друг на друга.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Психолог просит показать, какое бывает выражение  лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, воспитателя), когда они  злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки.) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят  и показывают.) Что вы делаете  в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки.)

3. Спортивные игры.

а) «Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка Д. Нуриева «Восточный танец», первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.

б) «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки - это  белые медведи. Со словами «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех, игра кончается.

в) «Расставить посты». Дети маршируют под музыку Ф. Шуберта  «Марш» друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет  в ладоши, идущий последним ребенок  должен немедленно остановиться. Так  командир расставляет всех детей  в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.д.).

4. «Хоровод».

Дети берутся за руки и  встают в круг, улыбаются друг другу.

Занятие 9

1. Игра «Узнай  по голосу».

Цель: игра на внимание, на умение узнавать друг друга по голосу.

Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр  круга и старается узнать детей  по голосу.

. Игра «Передай  по кругу».

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности. Ход игры. Дети идут

по кругу, передают горячую  картошку, ледышку, бабочку (пантомимикой).

Гимнастика.

) Фокусник.

) Силач с гирями.

) Клоуны с гирями.

) Змея.

) Клоун и змея.

) Воздушные акробаты.

) Акробаты на батуте.

) Клоун на батуте.

) Йог ходит по разбитому  стеклу, углям.

3. Игра «Два  друга».

Цель: игра на сопоставление  различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное  состояние другого человека и  умение адекватно выразить свое, коррекция  эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают в  исполнении психолога стихотворение  Т. Волиной «Два друга»:

Пришли два юных друга  на речку загорать.

Один решил купаться - стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке  и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг  я утону?»

Пошли зимой два друга  кататься на коньках.

Информация о работе Роль и специфика поведения и общения в младшем школьном возрасте