Процесс развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:44, доклад

Описание работы

Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличии от понятия «человек»-социальная характеристика человека, указывающие на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания.

Работа содержит 1 файл

для сайта.docx

— 13.61 Кб (Скачать)

Процесс развития личности.

 

Если человек  достигает такого уровня развития, который позволяет считать его  носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую  деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается  личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличии от понятия «человек»-социальная характеристика человека, указывающие на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные  природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Развитие человека-очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Характерная особенность развития — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, духовных и психических характеристик личности. Движущая сила развития-борьба противоречий. Различают противоречия внутренние, внешние и общие(универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные — характерные для отдельно взятого человека. Универсальный характер имеют противоречия между возникающими под влияние объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутреннее противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуаьных побуждениях человека, а внешние — стимулируются силами извне, отношениями чеовека с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных внутренних противоречий — расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.

 

 

 

Влияние среды  на развитие личности

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие личности, называют средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние  условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности  контактов выделяется ближняя и  дальняя среда. К отдаленной среде  относят социальную среду, в нее  входят такие общие характеристики, как общественный строй, система  производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов  и некоторые другие. Ближняя среда  — это семья, родственники, друзья.

Огромное влияние  на развитие человека, особенно в детском  возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становление, развитие и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

 

 

 

Развитие и  воспитание

Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность  воспитательного воздействия заключается  в целенаправленности, систематичности  и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно  основывается на сознании человека и  требует его участия, в то время  как наследственность и среда  действует бессознательно и подсознания. Этим определяется роль, место, возможности  воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень  широк — от утверждения его  полной бессильности и бессмысленности до признания его единственным средством изменения человеческой природы. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту — от самой незначительной до максимально возможной. Воспитание — это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Воздействие на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.  


Информация о работе Процесс развития личности