Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение природы творческого, дивергентного мышления и разработка способов диагностики творческих способностей детей

Содержание

1.. Введение........................................................................………..3
2. Краткий литературный обзор...........................................……..4
3. Описание батареи тестов-методик по изучению
творческого мышления...................................................……........7
3.1. Батарея тестов "Творческое мышление"...........….................8
3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов
творческого мышления............................................….................24
3.2.1. Качественное описание полученных данных...................24
3.2.2. Сравнение первичных статистик отдельных
субтестов. Взаимокорреляции между субтестами ...................28
3.2.3. Выводы....................................................................……....29
3.2.4. Связь успешности в учебе и творческости......................30
4. Заключение.....................................................................……..31
Литература........................................................................…….…33

Работа содержит 1 файл

Методика Е.Е.Туник.docx

— 303.79 Кб (Скачать)

Т =n+5k

где Т - суммарный показатель седьмого субтеста.  
 

22

случае - k. Оригинальное определение - приведенное  всего 1 раз на

выборке из 30-40 человек.

1 оригинальное  определение - 5 баллов

О = 5 k ( показатель оригинальности)

Т   =n+ 3m+5k

где Т - суммарный показатель 4 субтеста

Субтест 5. Составление изображении

Задача - нарисовать заданные объекты, пользуясь  определенным набором фигур.

Инструкция

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим  набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры, но нельзя добавлять  другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором - дом, в третьем -клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый  рисунок.

    Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1 и образец выполнения задания - лампа - рис.2. Образец незаполненного тестового бланка приведен на рте.3 Время выполнения всех рисунков -1=8 минут.

 Длина стороны квадрата = 8 см. (для тестового  бланка) Оценивание производится по двум показателям.

Оценивание

1. Беглость - Гибкость. В данном показателе учитываются:

п - число  изображенных элементов (деталей), 1 деталь - 0.1 балла;

п - число  использованных классов фигур ( из 4 заданных, a, b, c, d), 1 класс фигур - 1 балл п - изменяется от 0 до 4;

п - число  ошибок, ошибкой считается использование  в рисунке незаданной фигуры или  линии, 1 ошибка - 0.1 балла

Б =£ (n + п - п )   (беглость)

i - номер рисунка. Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.

2. Оригинальность

k - число оригинальных элементов рисунка. 
 
 
 

15 

 
 
 

Рис.4 Образец  тестового бланка (субтест 6 - Эскизы) 

16 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.5 Пример рисунка для предварительного показа (субтест 6 - Эскизы) 
 

21 
 

Рис.4 Образец тестового бланка (субтест 6 - Эскизы) 
 
 

20

 

Рис.2 Пример выполненного изображения  к субтесту 5 - Изображения (для предварительного предъявления) 
 
 
 

Рис.3 Образец  тестового бланка (субтест 5 - Изображения). 
 
 

17

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной  формы или необычное расположение элемента, необычное использование  элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.

    1 оригинальный элемент - 3 балла.  В одном рисунке может быть  несколько оригинальных элементов. (см. рис.7)

    k   - оригинальность рисунка 4 ( по теме, по содержанию).(Может встречаться 1 раз на выборку в 30-40 человек). k может принимать значения 0 или 1.

    За  оригинальный сюжет = 5 баллов (относится  только к рисунку 4) 

О =5k + E3k

Ор - оригинальность,

i - номер рисунка (от 1 до 4)

Т =Б+0 

Б - беглость         Ор - оригинальность  

Т - суммарный  показатель 5 субтеста 

Субтест 6. Эскизы

    Задача - в квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в  различные изображения.

    Инструкция:

    Добавь  любые детали или линии к основному  изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй  эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши  название каждого рисунка. Время  выполнения 20 картинок -10 минут.

    На  рис.4 изображена часть неиспользованного  тестового бланка для данного  субтеста. Размер квадрата 5х5 см.

    Испытуемому предъявляется в качестве примера  нарисованная рожица (рис.5).

Тестовый  бланк состоит из 2 листов стандартной  бумаги, на каждом листе изображено по 10 квадратов с кругом посередине (рис.4) (5х5 см.)

    Оценивание  по 3 показателям:

    1) Беглость - число адекватных задаче изображенных рисунков. 
 
 
 

18

п  -  число рисунков  (изменяется от  0 до  20).  За 1 рисунок - 1 балл

Б=п

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал - круги. ( пр. Круги игнорируются - рис.9 - вверху)

    2) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. m - число категорий, за одну категорию - 3 балла

Г = 3 m      (гибкость)

Список  категорий (6 субтест)

1. Война  (военная техника, солдаты, взрывы...)

2. Географические  объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна...)

3. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки  (буквы, цифры, нотные знаки,  символы...)

5. Игрушки,  игры (любые)

6. Космос (ракета, спутник, космонавт...)

7. Лицо (любое человеческое лицо)

8. Люди (человек)

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда

11. Предметы  домашнего обихода

12. Природные  явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние...)

13. Растения (любые - деревья, травы, цветы...)

14. Спортивные  снаряды

15. Съедобные  продукты (еда)

16. Узоры,  орнаменты

17. Украшения  ( бусы, серьги, браслет...)

    Если  рисунок не соответствует ни одной" категории, ему присваивается новая  категория.

    3). Оригинальность

    k - число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 чел.) 1 оригинальный рисунок - 5 баллов.

О =5k 

О - показатель оригинальности

Т = n+3m+5k

где Т -суммарный  показатель 6 субтеста.  
 
 
 

19

Информация о работе Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты