Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение природы творческого, дивергентного мышления и разработка способов диагностики творческих способностей детей

Содержание

1.. Введение........................................................................………..3
2. Краткий литературный обзор...........................................……..4
3. Описание батареи тестов-методик по изучению
творческого мышления...................................................……........7
3.1. Батарея тестов "Творческое мышление"...........….................8
3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов
творческого мышления............................................….................24
3.2.1. Качественное описание полученных данных...................24
3.2.2. Сравнение первичных статистик отдельных
субтестов. Взаимокорреляции между субтестами ...................28
3.2.3. Выводы....................................................................……....29
3.2.4. Связь успешности в учебе и творческости......................30
4. Заключение.....................................................................……..31
Литература........................................................................…….…33

Работа содержит 1 файл

Методика Е.Е.Туник.docx

— 303.79 Кб (Скачать)

Креативность  неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряет свою спонтанную бесстрашность, когда они становятся "окультуренными", как писал  Водсворт 161 "Обычаи (правила) давят на детей - крепкие, как мороз и почти такие же глубокие,

5

как жизнь".

В первых трех классах школ учителя более  спонтанны, детоцентрированы, позже, когда  академические требования становятся более жесткими, учителя становятся более критичными по отношению к  детям.

Гетзелс и Джаксон разработали батарею  тестов, с помощью которой можно  было дифференцировать высококреативных (творчески-мыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы взрослых и учителей, а высококреативные предпочитали особые достижения, отличающиеся от общепринятых - это дети нонконформные, мятежные, бунтующие. Гетзелс и Джаксон  установили, что учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом  и низкой креативностью (творческостью). Креативные дети - фантазеры, любят  юмор и проявляют юмор и игривость  в ответах при исследовании неструктурированной  ситуации, любят идти в новых направлениях. Учителя и одноклассники часто  так характеризуют креативных детей:"0ни выражают дикие и глупые идеи и  агрессивно ведут себя".

Тесты дивергентного мышления являются частью общей системы тестов, нацеленных на раскрытие творческого потенциала личности, и связаны, в основном с  именем Гилфорда. Гилфорд /7/ различает  дивергентное и конвергентное мышление:

1) Дивергентная  продукция - поиск и генерирование  новых информационных объектов;

2) Конвергентная  продукция - поиск вполне определенных  ответов на вполне определенные  задачи.

Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция  требует более открытого типа мышления. Дивергентное мышление необходимо в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы.

По мнению большинства психологов творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко  отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является IQ -показатель интеллекта. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались, в основном, Дж.Гилфордом, применялись и модифицированные тесты для детей, разработанные Торрансом. 

6

успешностью в учебе. Наблюдался большой разброс  данных по всей области определения, т.е. одинаковому показателю творческости могут соответствовать как низкий - 3.0, так и высокий школьный балл

- 4.8. Правда, можно отметить существование  закономерности в области высоких  значений интегральных показателей  творческости:

- высоким  значениям интегральных показателей  твоческости соответствуют высокие  значения показателей школьной  успешности. Т.е. можно сделать  вывод, что ребенок обладающий  высоким творческим потенциалом  будет чаще всего хорошо учиться,  т.е. соблюдается достаточное  условие. Обратное утверждение  неверно (необходимое условие  не выполняется), т.е. высоким значениям  показателя успешности в учебе  не всегда соответствуют высокие  значения показателя творческости, они могут быть и очень низкими,  что свидетельствует о том,  что для достижения успешности  в учебе не обязательно наличие  творческого потенциала. Т.е. нет  двусторонней связи, а существует  только однонаправленная связь,  да и то только в области  высоких значений показателя  творческости. Здесь даны пока  только предварительные выводы. Наши выводы ооб отсутствии  однозначной связи между успешностью  в учебе и творческостью согласуются  с многочисленными данными зарубежных  авторов. Этот вывод еще раз  подтверждает необходимость включения  тестов творческого мышления  при отборе одаренных детей,  т.к. творческое мышление не  является синонимом успешности  в учебе. 

4. Заключение.

Развитие  и воспитание творческого мышления детей составляет новую задачу совершенствования  системы народного образования, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки  и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Но вопрос о творческом (дивергентном ) мышлении остается недостаточно изученным.

В связи  с этим нами была поставлена цель - изучение природы творческого мышления и  разработка способов диагностики и  развития творческих способностей детей.

Полученные  дынные могут быть использованы психологами  и педагогами (после консультации с психологом) при изучении природы  творческого мышления, а также  в психодиагностике при изучении творческих способностей индивидов  и при оборе одаренных и  талантливых людей.

31

мышления  были получены результаты: наибольшее число ответов и наибольшее число  оригинальных ответов испытуемые дают в субтестах 4 ( Определение) и 7 ( Спрятанная форма).

5. Субтесты 2 (Заключения), 3 (Выражения), 4 (Определение), 7 ( Спрятанная форма) обладают  наибольшей различительной способностью, лучшим образом дифференцируют  испытуемых.

В целом  можно отметить, что вербальные тесты  обладают большей различительной способностью, чем образные; а показатель оригинальности большей, чем показатель беглости.

6. Была  изучена корреляция субтестов  между собой и интегральными  показателями творческости:

- Субтесты  вербальной области -1,2,3,4 значимо  коррелируют между собой и  со всеми интегральными показателями  и с субтестом 7 из образной  области;

- Субтесты  образной области - 5, 6, 7 - не коррелируют  между собой; субтесты 5,6 не коррелируют  с вербальными тестами, но значимо  коррелируют с интегральными  показателями.

- Следует  особо выделить субтест 6, который  коррелирует только с интегральными  образными показателями.

7. Для  изучения корреляции между успешностью  в учебе и творческостью были  подсчитаны коэффициенты корреляции  Спирмена между средним школьным  баллом, полученным в конце обучения  в 1 классе, и показателями творческости, все полученные коэффициенты  не значимы. Этот вывод еще  раз подтверждает необходимость  включения тестов творческого  мышления при диагностировании  детей. 

3.2.4 Связь успешности  в учебе и творческости

Для решения  вопроса о том, существует ли связь  между школьной успешностью и  уровнем творческости были подсчитаны парные коэффициенты корреляции Спирмена между уровнем успешности в учебе (средний школьный балл) и данными  каждого субтеста, а также между  уровнем успешности в учебе и  рядом интегральных показателей:

интегральный  показатель беглости, интегральный показатель вербальной творческости, образной творческости и общий интегральный показатель творческости. Все полученные значения коэффициентов линейной корреляции незначимы для данной выборки.

     Не  удалось получить никакой явной  функциональной завис: smooth ( графическим путем), что также свидетельствует об отсутствии функциональной связи между творческостью и

30

Ш. ОПИСАНИЕ  БАТАРЕИ  ТЕСТОВ - МЕТОДИК  ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

В данной главе предлагается батарея тестов по изучению творческости. Большинство  тестов является модификацией тестов Гилфорда и Торранса.

В нашем  исследовании показатели по всей батарее  определяются факторами, установленными в исследованиях Дж.Гилфорда, а  именно:

    1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов;

    2) Гибкость - 4'актор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов;

    3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа;

    4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Поскольку трудно создать факторно чистые тесты, а мы пытаемся получить модели творческих процессов, отражающие их природную  сложность, показатель каждого теста  отражает два или три упомянутых фактора. Более того, если показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8-0,9, а  коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм 0,7-0,9 /8/, то с факторным анализом дело обстоит сложнее. Факторный анализ выполнения тестов Торранса не подтверждает интерпретацию этих показателей  на остове единичных, конструктов. Взаимокорреляции разных показателей единичного теста  были выше взаимокорреляции аналогичного показателя (например беглость) по разным тестам. Два показателя оригинальности, полученные в батарее образного  творческого мышления /9/дают корреляцию на уровне 0,30 и 0,40 друг с другом и  еще н»'же с показателями оригинальности тестов вербальной и образной батарей. Отсюда, по мнению А.Анастази, нецелесообразно  рассматривать одинаково названный  показатель из различных тестов, как  меру одного и того же свойства личности.

По нашему мнению, этот вопрос однозначно не решен  и требует дальнейшего изучения.

7

Что следует  отметить относительно процедуры проведения тестов. Тесты можно проводить  как в индивидуальной, так и  в групповой форме. С тем, чтобы  избежать беспокойства испытуемых и  создать благоприятную психологическую  атмосферу, тесты называются занятиями, и как все время подчеркивается, занятиями веселыми. Часто занятия  проводятся в игровой форме. В  предварительной инструкции, которая  дается в свободной форме, мы предлагаем испытуемым давать как можно больше разнообразных ответов на наши задания, проявлять свой юмор и воображение, постараться придумать такие  ответы, которые не сможет придумать  никто другой.

III.1.Батарея тестов "Творческое мышление"

    Данная  батарея тестов была предложена автором  этой брошюры. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торранса. Время проведения батареи тестов ~40 минут. Тесты предназначены для  возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в  индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует  отметить, что субтест 3 (Слова или  Выражение) имеет две модификации, одна модификация - Слова - предназначена  для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация -Выражение - предназначена для 9-15 лет.

Субтест 1. Использование  предметов (варианты употребления)

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция  испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?         

Инструкция  зачитывается устно.

Время выполнения субтеста t=3 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание. Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя:

1 )Беглость( беглость воспроизведения идей) - суммарное число

8

- Между  показателями отдельных субтестов  и областей и интегральным  показателем, характеризующим творческое  мышление.

Информация о работе Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты