Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:53, курсовая работа
Целью данной работы являлось изучение природы творческого, дивергентного мышления и разработка способов диагностики творческих способностей детей
1.. Введение........................................................................………..3
2. Краткий литературный обзор...........................................……..4
3. Описание батареи тестов-методик по изучению
творческого мышления...................................................……........7
3.1. Батарея тестов "Творческое мышление"...........….................8
3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов
творческого мышления............................................….................24
3.2.1. Качественное описание полученных данных...................24
3.2.2. Сравнение первичных статистик отдельных
субтестов. Взаимокорреляции между субтестами ...................28
3.2.3. Выводы....................................................................……....29
3.2.4. Связь успешности в учебе и творческости......................30
4. Заключение.....................................................................……..31
Литература........................................................................…….…33
4. Выделение
из предлагаемой батареи тех
тестов, которые наиболее информативны
и хорошо дифференцируют
Полученные результаты были подвергнуты количественному и качественному анализу, математике - статической обработке, включающей в себя: вычисление средних значений, стандартных отклонений и других первичных статистик, проведен корреляционный анализ данных.
Были
подсчитаны первичные статистики показателей
творческости: среднее, стандартное
отклонение и коэффициент вариации.
Также был проведен расчет коэффициентов
корреляции Спирмена между показателями
отдельных субтестов и
Были введены интегральные показатели беглости, оригинальности, гибкости, интегральный вербальный показатель (1-4 тесты), интегральный образный показатель (5-7 тесты) и общий интегральный показатель.
Из-за большого объема полученных данных, а также необходимости рассмотрения числовых данных только для узкого круга специалистов, экспериментальные данные в данной работе не приводятся. С ними можно ознакомиться непосредственно у автора брошюры.
В следующем параграфе описаны выводы, полученные в результате проделанной работы.
3.2.3. Выводы
1. Разработана
батарея тестов творческого
- вербальное творческое мышление (4 субтеста) 1 -4
- образное творческое мышление (3 субтеста) 5-7
2. Была
изучена связь двух факторов -
гибкости и оригинальности с
интегральными показателями
3. Полученные
данные были подвергнуты
4. При
анализе показателей беглости (суммарное
число ответов) и
29
ошибкой, если испытуемый не использовал круг для построения своего рисунка (рис.8), учитывается оригинальность изображения, редкость его появления, небольшое значение частоты изображения, в нашем случае частота равна 1 для выборки с объемом = 30-40 человек ( пример оригинального изображения приведен на рисунке 8), а также учитывается оригинальность подхода, а именно: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция рисунка и т.д. ( пример оригинального подхода на рис.8). (не количественно, а на качественном уровне, при подсчете показателей оригинальность подхода не учитывается ).
Субтест 7. Спрятанная форма (образная область)
Этот субтест предпочитаем детьми, все испытуемые работают с данным заданием с большим интересом. Среднее число ответов по этому тесту - 12, размах от 5 до 25 ответов. Всего дано 190 различных ответов. т.е. по этому субтесту получено самое большое число ответов.
Ответы с наибольшей частотой: зонт, рыба, кувшин, ведро, птица, шляпа, человек, солнце, лампа, лодка, облако. Редкие, оригинальные ответы: баскетбольная корзина, взрыв, кактус, банан, якорь, мина, дядя Степа, таракан, каштан, круг для плавания, кувшин из под старика Хоттабыча, сосиска, забор и т.д.
3.2.2. Сравнение первичных статистических характеристик отдельных субтестов. Взаимокорреляция между субтестами.
Комплексное исследование по предложенной методике проводилось на базе средней школы 295 г. Ленинграда (экспериментальный класс), средней школы 399 ( обычный класс) и шахматного клуба городского Дворца Пионеров г. Ленинграда. Всего обследовано 100 человек в возрасте~7 лет. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1.
Разработка батареи методик,
- вербальное - творческое мышление
- образное - творческое мышление
2.
Изучение взаимокорреляции
3. Изучение взаимных корреляций
- между
показателями отдельных
- между
показателями отдельных
вербальным и образным творческим мышлением
28
ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б=1 п
п - число уместных ответов Б - беглость
2) Гибкость - число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты - шапку, корабль, игрушку и т.д., можно отнести к одному классу - Создание поделок и игрушек.
Далее перечисляются основные категории ответов.
Категории ответов -(субтест 1)
1. Использование
для записей( записать телефон,
2. Использование
для ремонтно-строительных
3. Использование в качестве подстилки ( постелить на грязную скамейку и сесть, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка...)
4. Использование
в качестве обертки (завернуть
покупку, обернуть книги,
5. Использование для животных (подстилка кошке, подстилка хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использовать как средство для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, туалетная бумага...)
7. Орудие агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газет...)
8. Переработка (сдать в макулатуру...)
9. Получение
информации ( смотреть рекламу, давать
и смотреть объявления, делать
вырезки, проверить номер
10. Покрытие
(сверху)'(укрываться от дождя,
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел)
12. Создание поделок, игрушек ( сделать корабль, шапку, папье-маше...)
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списки, затем, если несколько ответов будут относится к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, т.е. учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категории. В
9
принципе,
число категорий может
Г=3m
Г - показатель гибкости, m - число использованных категорий. Ответам не подходящим ни к какой категории присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным списком категории.
3) Оригинальность - число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке объемом 30-40 человек. 1 оригинальный ответ - 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
Ор = 5k,
Ор- показатель оригинальности, k- число оригинальных ответов.
Строгий подсчёт суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, т.е. перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае, мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчёт в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Т =Б +Г +0р =n+3m+5k
где Т - суммарный балл по 1 субтесту,
Б - беглость по 1 субтесту,
Г' - гибкость по 1 субтесту,
Ор - оригинальность по 1 субтесту
n - общее число уместных ответов
m - число категорий
k - число оригинальных ответов
Следует
обратить особое внимание на термин уместные,
адекватные ответы. Первое - следует
исключать из числа учитываемых
те ответы, которые упоминались в
инструкции - очевидные способы
10
Рис.8 Примеры
рисунков, выполненных испытуемыми
в субтесте 6 (Эскизы)
27
Рис.7 Примеры
рисунков, выполненных испытуемыми
в субтесте 5 (Изображения)
26
сути только вышеприведенные. Второе - следует исключать повторяющиеся ( полностью), дублирующие друг друга ответы.
Субтест 2. Заключения
Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция испытуемому - Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Время выполнения субтеста 3 минуты.
Оценивание. Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах:
Имеются два показателя:
1) Беглость ( беглость воспроизведения идей) п- общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) - 1 балл. Б = п
2) Оригинальность - число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведенный только один раз (на выборке-~30-40 человек).
1 оригинальный ответ - 5 баллов
Ор = 5 k
Ор - показатель оригинальности,
k - число оригинальных ответов
Т =n+5k
Т - Суммарный показатель 2 субтеста.
Как и в первом субтесте следует обратить внимание на исключение неуместных ( неадекватных ) ответов; а именно:
повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.
Субтест 3. Слова.
Модификация для детей 5-8 лет.
Субтест проводится индивидуально.
Задача- Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
Инструкция.
1 часть. Придумай слова, которые начинаются
на слог - "По", например "Полка".
Даем 2 минуты. 2 часть. Придумай слова,
которые оканчиваются на cлoг "Ka",
11
например "Сумка".
Даем 2 минуты.
Время выполнения всего субтеста - 4 минуты.
Оценивание. Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах. Имеются два показателя:
Б=п
п - общее число слов
Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитываются неадекватные слова - в данном случае слова, которые не начинаются или не оканчиваются на заданный в инструкции слог.
2) Оригинальность. Число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30-40 человек- k.
Информация о работе Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты