Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение природы творческого, дивергентного мышления и разработка способов диагностики творческих способностей детей

Содержание

1.. Введение........................................................................………..3
2. Краткий литературный обзор...........................................……..4
3. Описание батареи тестов-методик по изучению
творческого мышления...................................................……........7
3.1. Батарея тестов "Творческое мышление"...........….................8
3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов
творческого мышления............................................….................24
3.2.1. Качественное описание полученных данных...................24
3.2.2. Сравнение первичных статистик отдельных
субтестов. Взаимокорреляции между субтестами ...................28
3.2.3. Выводы....................................................................……....29
3.2.4. Связь успешности в учебе и творческости......................30
4. Заключение.....................................................................……..31
Литература........................................................................…….…33

Работа содержит 1 файл

Методика Е.Е.Туник.docx

— 303.79 Кб (Скачать)

4. Выделение  из предлагаемой батареи тех  тестов, которые наиболее информативны  и хорошо дифференцируют различия  в уровне творческого мышления.

Полученные  результаты были подвергнуты количественному  и качественному анализу, математике - статической обработке, включающей в себя: вычисление средних значений, стандартных отклонений и других первичных статистик, проведен корреляционный анализ данных.

Были  подсчитаны первичные статистики показателей  творческости: среднее, стандартное  отклонение и коэффициент вариации. Также был проведен расчет коэффициентов  корреляции Спирмена между показателями отдельных субтестов и показателями отдельных субтестов и интегральными  характеристиками.

Были  введены интегральные показатели беглости, оригинальности, гибкости, интегральный вербальный показатель (1-4 тесты), интегральный образный показатель (5-7 тесты) и общий  интегральный показатель.

Из-за большого объема полученных данных, а также  необходимости рассмотрения числовых данных только для узкого круга специалистов, экспериментальные данные в данной работе не приводятся. С ними можно  ознакомиться непосредственно у  автора брошюры.

В следующем  параграфе описаны выводы, полученные в результате проделанной работы.

3.2.3. Выводы

1. Разработана  батарея тестов творческого мышления (состоящая из семи субтестов). С помощью данных субтестов  изучалось:

- вербальное  творческое мышление (4 субтеста) 1 -4

- образное  творческое мышление (3 субтеста) 5-7

2. Была  изучена связь двух факторов - гибкости и оригинальности с  интегральными показателями творческого  мышления.

3. Полученные  данные были подвергнуты качественному  и количественному анализу, математике- статистической обработке, вычислены  первичные статистики, проведен  корреляционный анализ данных.

4. При  анализе показателей беглости (суммарное  число ответов) и оригинальности ( число необычных, оригинальных  ответов) 

29

ошибкой, если испытуемый не использовал круг для построения своего рисунка (рис.8), учитывается оригинальность изображения, редкость его появления, небольшое  значение частоты изображения, в  нашем случае частота равна 1 для  выборки с объемом = 30-40 человек ( пример оригинального изображения  приведен на рисунке 8), а также учитывается  оригинальность подхода, а именно: необычное  выполнение рисунка, удачное использование  круга, необычная композиция рисунка  и т.д. ( пример оригинального подхода  на рис.8). (не количественно, а на качественном уровне, при подсчете показателей  оригинальность подхода не учитывается ).

    Субтест 7. Спрятанная форма (образная область)

    Этот  субтест предпочитаем детьми, все  испытуемые работают с данным заданием с большим интересом. Среднее  число ответов по этому тесту - 12, размах от 5 до 25 ответов. Всего дано 190 различных ответов. т.е. по этому  субтесту получено самое большое  число ответов.

    Ответы  с наибольшей частотой: зонт, рыба, кувшин, ведро, птица, шляпа, человек, солнце, лампа, лодка, облако. Редкие, оригинальные ответы: баскетбольная корзина, взрыв, кактус, банан, якорь, мина, дядя Степа, таракан, каштан, круг для плавания, кувшин из под старика Хоттабыча, сосиска, забор и т.д.

    3.2.2. Сравнение первичных  статистических характеристик  отдельных субтестов.  Взаимокорреляция  между субтестами.

    Комплексное исследование по предложенной методике проводилось на базе средней школы 295 г. Ленинграда (экспериментальный  класс), средней школы 399 ( обычный  класс) и шахматного клуба городского Дворца Пионеров г. Ленинграда. Всего  обследовано 100 человек в возрасте~7 лет. В связи с поставленной целью  были сформулированы следующие задачи:

    1. Разработка батареи методик, позволяющих  оценить различные параметры  творческого мышления

- вербальное - творческое мышление

- образное - творческое мышление

    2. Изучение взаимокорреляции между  показателями отдельных факторов - беглости, гибкости и оригинальности  творческого мышления.

    3. Изучение взаимных корреляций

- между  показателями отдельных субтестов

- между  показателями отдельных областей:

вербальным  и образным творческим мышлением

28

ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все  баллы суммируются.

Б=1 п

п - число  уместных ответов Б - беглость

    2) Гибкость - число классов (категорий) ответов.

    Все ответы можно отнести к различным  классам. Например, ответы типа: сделать  из газеты - шапку, корабль, игрушку  и т.д., можно отнести к одному классу - Создание поделок и игрушек.

    Далее перечисляются основные категории  ответов.

    Категории ответов -(субтест 1)

1. Использование  для записей( записать телефон,  решать примеры, рисовать...)

2. Использование  для ремонтно-строительных работ  (заклеить окна, клеить под обои...)

3. Использование  в качестве подстилки ( постелить  на грязную скамейку и сесть,  положить под обувь, постелить  на пол при окраске потолка...)

4. Использование  в качестве обертки (завернуть  покупку, обернуть книги, завернуть  цветы...)

5. Использование  для животных (подстилка кошке,  подстилка хомяку, привязать на  нитку бантик из газеты и  играть с кошкой).

6. Использовать  как средство для вытирания  (вытереть стол, протирать окна, мыть  посуду, туалетная бумага...)

7. Орудие  агрессии (бить мух, наказывать  собаку, плеваться шариками из  газет...)

8. Переработка  (сдать в макулатуру...)

9. Получение  информации ( смотреть рекламу, давать  и смотреть объявления, делать  вырезки, проверить номер лотерейного  билета, посмотреть дату, посмотреть  программу TV и т.д.) -

10. Покрытие (сверху)'(укрываться от дождя,  прикрыть что-то от пыли, укрыться  от солнца...)

11. Сжигание (для растопки, для разведения  костра, сделать факел)

12. Создание  поделок, игрушек ( сделать корабль,  шапку, папье-маше...)

    Следует приписать каждому ответу номер  категории из вышеприведенного списки, затем, если несколько ответов будут  относится к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, т.е. учитывать каждую категорию  только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категории. В

9

принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12. Кто-то может дать много  ответов, т.е. иметь высокий показатель по фактору беглость, но вес ответы могут относиться к одной категории, например к категории N 13 - Создание поделок, игрушек. За одну категорию  даём - 3 балла.

Г=3m

Г - показатель гибкости, m - число использованных категорий. Ответам не подходящим ни к какой категории присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным списком категории.

    3) Оригинальность - число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке объемом 30-40 человек. 1 оригинальный ответ - 5 баллов.

Все баллы  за оригинальные ответы суммируются.

Ор = 5k,

Ор- показатель оригинальности, k- число оригинальных ответов.

    Строгий подсчёт суммарного показателя по каждому  субтесту следует проводить после  процедуры стандартизации, т.е. перевода сырых баллов в стандартные. В  данном случае, мы предлагаем проводить  суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчёт в том, что  такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т =Б +Г +0р =n+3m+5k

где Т - суммарный балл по 1 субтесту,

Б - беглость по 1 субтесту,

Г' - гибкость по 1 субтесту,

Ор - оригинальность по 1 субтесту

n - общее число уместных ответов

m - число  категорий

k - число  оригинальных ответов

    Следует обратить особое внимание на термин уместные, адекватные ответы. Первое - следует  исключать из числа учитываемых  те ответы, которые упоминались в  инструкции - очевидные способы использования  газет: читать газету, узнавать новости  и т.д., помимо специально оговоренных  в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные  способы использования газеты, по

10

 
 
 
 

Рис.8 Примеры  рисунков, выполненных испытуемыми  в субтесте 6 (Эскизы) 
 
 

27 

 

Рис.7 Примеры  рисунков, выполненных испытуемыми  в субтесте 5 (Изображения) 
 
 

26

сути  только вышеприведенные. Второе - следует исключать  повторяющиеся ( полностью), дублирующие  друг друга ответы.

Субтест 2. Заключения

    Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

    Инструкция  испытуемому - Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Время выполнения субтеста 3 минуты.

    Оценивание. Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах:

Имеются два  показателя:

    1) Беглость ( беглость воспроизведения идей) п- общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) - 1 балл. Б = п

    2) Оригинальность - число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведенный только один раз (на выборке-~30-40 человек).

1 оригинальный  ответ - 5 баллов

Ор = 5 k

Ор - показатель оригинальности,

k - число оригинальных  ответов

Т =n+5k

Т -   Суммарный   показатель   2   субтеста.

    Как и в первом субтесте следует обратить внимание на исключение неуместных ( неадекватных ) ответов; а именно:

повторяющихся ответов и ответов, не имеющих  отношения к поставленной задаче.

Субтест 3. Слова.

Модификация для  детей 5-8 лет.

Субтест проводится индивидуально.

    Задача- Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

    Инструкция. 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог - "По", например "Полка". Даем 2 минуты. 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются на cлoг  "Ka", 
 

11

например "Сумка".

Даем 2 минуты.

Время выполнения всего субтеста - 4 минуты.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах. Имеются два показателя:

  1. Беглость - общее число приведенных слов. 1 слово - 1 балл

Б=п

п - общее  число слов

Как и  ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся  слова, а также не учитываются  неадекватные слова - в данном случае слова, которые не начинаются или  не оканчиваются на заданный в инструкции слог.

      2) Оригинальность. Число оригинальных  слов, приведенных один раз на  выборку 30-40 человек- k.

Информация о работе Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты