Творческое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:35, реферат

Описание работы

Методы стимуляции творческой активности широко применяются в практической психологии. В большинстве случаев в основе конкретной помощи психолога лежит представление, какими должны быть идеальные условия возникновения творчества.
В настоящей работе мы определим понятие творческого мышления,его особенности, факторы препятствующие творческому мышлению. И узнаем какие применяются методы стимуляции.

Содержание

Введение.............................................................................................................
Глава 1. Творческое мышление........................................................................
1.1 Что такое творческое мышление?.............................................................
1.2 Особенности творческого мышления.......................................................
1.3 Развитие творческого мышления у человека...........................................
Глава 2. Методы стимуляции творческого мышления...................................
2.1 «Мозговой штурм».....................................................................................
2.2 Синектика и другие инструментальные методы.....................................
2.3 Личностные методы стимулирования творческого мышления..............
Заключение.........................................................................................................
Приложение.......................................................................................................
Литература............

Работа содержит 1 файл

творчекое мышление.doc

— 503.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение.............................................................................................................

Глава 1. Творческое мышление........................................................................

1.1 Что   такое творческое мышление?.............................................................

1.2 Особенности  творческого мышления.......................................................

1.3 Развитие  творческого мышления у человека...........................................

Глава 2. Методы стимуляции творческого мышления...................................

2.1 «Мозговой  штурм».....................................................................................

2.2 Синектика  и другие инструментальные методы.....................................

2.3 Личностные  методы стимулирования творческого  мышления..............

Заключение.........................................................................................................

Приложение.......................................................................................................

Литература.........................................................................................................

3

4

4

7

8

10

10

12

16

20

22

23

 
 
 

    Введение 

  Творческое  мышление  –  один  из  интереснейших феноменов,  выделяющих человека из мира  животных.  Уже в начале  жизни у человека  проявляется настоятельная потребность самовыражения  через  творчество,  человек  учится мыслить  творчески,  хотя  способность  к  такому   мышлению  не   является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из  способов активного познания  мира,  и именно  оно делает  возможным прогресс,  как отдельного индивида, так и человечества в целом.

 "Научить" человека мыслить творчески, делать открытия, конечно, невозможно. Но можно ли хоть как-то влиять на ход мыслительного процесса, делая его более продуктивным и увеличивая вероятность получения нужного результата? Актуальность этого вопроса не давал и не дает покоя нескольким поколениям исследователей научного творчества.

  Отсутствие  надежной методологии и теории творчества не мешает им, как это часто бывает, разрабатывать различные конкретные приемы повышения эффективности  творческого процесса, опираясь на эмпирические данные и результаты наблюдений. В основе всех методов развития способности к продуктивному мышлению лежит мысль о том, что любой ученый (да и вообще любой человек) реализует в жизни и деятельности лишь ничтожную часть своего творческого потенциала. Значит, нужно найти способы активизации этой нереализованной части своего "Я".

  Методы  стимуляции творческой активности широко применяются в практической психологии. В большинстве случаев в основе конкретной помощи психолога лежит  представление, какими должны быть идеальные  условия возникновения творчества.

  В настоящей  работе мы определим понятие  творческого мышления,его особенности, факторы препятствующие творческому  мышлению. И узнаем какие применяются  методы стимуляции.

  Глава 1. Творческое мышление 

     1.1 Что такое творческое мышление?  

  Для начало определим что такое мышление. Мышление - течение мыслей, образов  и ощущений. Когда-то это стихийный  и бессмысленный процесс, когда-то целенаправленная переработка информации, рождение новых жизненных смыслов.

   Большим  достоинством это не является: мыслят все и всегда, включая ворон, а переработка информации может быть и пустым, и деструктивным процессом. Когда-то мысли щекучут, когда-то тяготят, когда-то развлекают...

  И инсайт, и бред - все это показатели наличия мышления. Ценность представляет только качественное, грамотное мышление, где течение мыслей, образом и ощущений организовано специальным образом под те или иные жизненные задачи.

  В психологии существует множество определений  мышления.

   Итак, мышление можно определить как один из познавательных, психических процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непосредственному восприятию с помощью естественных, данных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов. Когда, например, человек при помощи своих ощущений узнает элементарные свойства окружающего мира или когда он с помощью восприятия узнает о том, как устроен окружающий его мир, воспринимая его в виде отдельных предметов и явлений — это, по определению, не будет мышлением, так как данные познавательные процессы предоставляют человеку непосредственные знания. Если человек что-либо извлекает из памяти, мы также имеем дело с теми знаниями, которые уже есть у человека и, следовательно, являются в любой момент потенциально доступными. Для того чтобы их получить и пользоваться ими, нет необходимости думать, размышлять. Мышление же открывает для нас еще не доступные знания, которые иным путем, кроме мышления, получить невозможно.

  Мышление — это также процесс опосредствованного познания человеком действительности. Это высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний каждый раз использует не только органы чувств, но и какие-либо специальные средства.

  Мышление  — это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных  ответов. Задачи имеют исходные условия, в которых нужные знания потенциально заданы. Путем преобразования исходных условий по определенным правилам, например по законам логики, эти знания можно получить. Примером получения неизвестного через известное с помощью мышления являются математические задачи. Всякий раз, когда мы вначале имеем дело с чем-то известным, заданным, а затем, преобразуя его, получаем то, что не известно (не задано), мы имеем дело с мышлением.

   Творческое  мышление можно определить как  такое мышление, в результате  которого человеком успешно решается  новая задача, раньше никогда  им не решавшаяся, причем эта  задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Отвечая данному выше определению, его продукты, вместе с тем, будут различными.

  Продуктом творческого наглядно-действенного мышления может стать нахождение решения некоторой новой, практической задачи или применение оригинального  способа действий в некоторой  практической ситуации, связанного с  поиском решения соответствующей задачи. Например, ребенок, безуспешно пытавшийся раньше достать недоступный для него привлекательный предмет, может вдруг вполне самостоятельно найти решение соответствующей задачи, причем применить для этого необычный способ решения, который он никогда раньше не видел и не использовал. Продуктом творческого наглядно-образного мышления обычно выступает некоторый необычный образ, построенный к тому же весьма оригинальным способом.    Примером такого мышления может стать новая картина, нарисованная художником, новое литературное произведение, созданное писателем. При определении мышления как творческого ученые сталкиваются с проблемой выделения специфических особенностей именно творческого мышления и отделения творческого мышления от нетворческого. Суть этой проблемы можно выразить следующими вопросами:

  - Какое мышление следует считать  творческим: то, в котором рождается  нечто новое только для данного  человека, или то мышление, в котором  появляется нечто новое для  всех людей?

  - Можно ли считать творческим мышление того человека, который впервые для себя самостоятельно нашел новое решение задачи, или так можно называть мышление только тех людей, которые решают задачи, с которыми никто и никогда до них не справился?

  В двух первых случаях, упомянутых в этих вопросах, оценка мышления как творческого будет относиться только к данному человеку, а в двух других случаях — ко всем без исключения людям.

  Воспользуемся для иллюстрации обсуждаемой  проблемы следующим примером. Допустим, что на уроке математики учащийся впервые открыл для себя новый способ решения задачи, которым он раньше никогда не пользовался и который ему никто не мог подсказать. Будет ли в этом случае его мышление творческим? Очевидно, что будет, но при условии, что мы не станем оценивать новизну найденного им решения. Вполне возможно, что кто-то из людей раньше уже решил подобную задачу таким же способом, следовательно, по отношению ко всем людям, владеющим математикой, мышление данного учащегося, очевидно, нельзя будет назвать творческим. В психологии не существует вполне удовлетворительного решения данной проблемы, но в большинстве случаев творческим все же называется такое мышление, которое необычно именно для данного человека и к которому он неожиданно обращается сам, без внешней помощи и подсказки. Так, по крайней мере, обстоит дело с так называемыми творческими задачами, которые психологами используются в экспериментальных исследованиях, направленных на изучение мышления человека. Некоторые примеры подобного рода задач приведены на рисунке 1. 

    1.2 Особенности творческого  мышления 

  Творческое  мышление отличается от мышления, которое  обычно не называют творческим. Первая особенность собственно творческого  мышления заключается в том, что  в решении известных или типичных задач такое мышление почти никогда не идет уже изведанными путями. Всякий раз, сталкиваясь с новой задачей, даже если эта задача мало чем отличается от ранее уже решенных задач, творчески мыслящий человек старается подойти к ее решению по-другому, не так, как все, и не так, как сам он действовал раньше. В этом выражается важнейшая особенность творческого мышления — его постоянное стремление к новому, необычному, оригинальному, своеобразному.

  В отличие от этого нетворческое мышление практически никогда специально не стремится к нахождению новых решений известных задач и в первую очередь пробует известные способы решения на новых задачах. Даже если человек, для которого характерно нетворческое мышление, сталкивается с совершенно новой для него задачей, он все равно многократно пытается решать ее по-старому и не прекращает своих попыток применения старых, известных способов решения задачи до тех пор, пока они не будут полностью исчерпанными. Лишь после этого, да и то далеко не всегда, он будет пытаться найти новый способ решения соответствующей задачи. Вторая особенность творческого мышления состоит в том, что творчески мыслящий человек не довольствуется одним единственным, уже фактически найденным им способом решения задачи, почти всегда стремится отыскать все возможные способы решения одной и той же задачи. В отличие от этого, нетворчески мыслящий человек почти всегда довольствуется единственным найденным способом решения задачи.

  Третья  характерная черта творческого  мышления состоит в стремлении творчески  мыслящего человека среди всех возможных, доступных ему способов решения задачи найти самое лучшее решение или максимально усовершенствовать известное решение. Эта тенденция не характерна для нетворческого или репродуктивного мышления.

  Четвертая особенность творческого мышления заключается в умении творчески мыслящего человека искать, находить и эффективно использовать различного рода подсказки, опираясь на которые можно быстро решить задачу. Под подсказкой в данном случае понимается дополнительная, не входящая в условия задачи, информация, умело воспользовавшись которой, можно найти нужное решение — такое, которое без этой подсказки отыскать трудно. Нетворческое мышление, как правило, не ищет и не использует подсказки, даже если они очевидны. 

1.3 Развитие творческого  мышления у человека 

  Среди множества обычных людей встречается  не так уж много творчески мыслящих, одаренных, и совсем мало таких, чей  творческий потенциал способствовал  великим открытиям. Это, по-видимому, говорит о том, что стать по желанию творческой личностью не так уж просто. Кроме того, до сих пор неоднократно предпринимавшиеся попытки развивать творческое мышление у детей и взрослых людей, которые с детства не проявляли склонности к творчеству, не привели к сколько-нибудь значительным успехам. Во всяком случае, никому еще в мире и никогда еще не удалось бесталантного человека превратить в гения или хотя бы в творчески мыслящую личность, которая впоследствии бы достигла выдающихся результатов в каком-либо виде деятельности.

  Нередко творческий потенциал передается от поколения к поколению по наследству. Известно, например, что в семье Бахов (Иоганн Себастьян Бах — признанный в мире композитор) и в семье Бернулли (Я.Б.Бернулли — известный математик) было немало одаренных в музыке и в математике родственников, представлявших несколько поколений людей. Все это говорит в пользу того, что талант и творческие способности, а следовательно, и творческое мышление человека могут быть врожденными. Поскольку генетически предопределенное не развивается под влиянием обучения и воспитания, можно сделать вывод о том, что возможности развития творческого мышления являются ограниченными. Но есть и другая группа фактов, рассмотрение которых приводит нас к иному, противоположному выводу.

  Во-первых, творческое мышление обычно проявляется  уже в зрелом возрасте, намного позднее того периода времени, когда практически завершается созревание и развитие организма человека по генетически заданным программам. Это значит, что для полноценного проявления одаренности необходим жизненный опыт, который накапливается в результате обучения и воспитания.

Информация о работе Творческое мышление