Природа творческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение природы творческих способностей.
Объект исследования: творческие способности
Предмет исследования: природа творческих способностей

Содержание

Глава 1 Творчество как предмет исследования психологии 6
1.1 О видах мышления 11
1.2 Креативность как черта личности, онтогенез творческого мышления 15
1.3 Творческие способности 20
1.4 Заключение 23
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

КурсовикОкончательное.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Министерство образования, науки и молодежной политике Кыргызской  Республики

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

Кыргызско-Российский Славянский университет

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии

ГП-2-11

Гагин Д. А.

 

 

 

Природа творческого  мышления

(курсовая работа по  дисциплине: «Общая психология»)

 

 

 

 

 

Научный руководитель: Киселёва Оксана Владимировна

 

 

 

 

 

 

Бишкек 2012

Оглавление

 

 

 

Введение

Курсовая работа посвящена исследованию проблем природы творческого мышления. Этой проблемой занималось много психологов и исследователей, таких как Ф.Д. Батюшков, В.Н. Дружинин, Дж. Гилфорд, В. Лоуэнфельд, К. Роджерс, А. Маслоу, JI.C. Выготский, 3. Фрейд, М.И. Меерович, Л.И. Шрагина, Г.Андерсен, П. Энгельмейер, Г. Селье, Ю.Б. Гиппенрейтер, С.Л. Рубинштейн, В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский, Е.П. Торренс, А.В. Морозов, Д. Манфилд, Р. Альберт, Е.В. Алфеева, Д.Б. Богоявленская.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее десятилетие в обществе и в нашей стране всё более нарастают тенденции к стереотипному мышлению, прагматизму, а так же к механистическому отношению в обучении, поэтому естественно повысился интерес к изучению креативности и креативных черт личности, способствующих успешному осуществлению человеком профессиональной деятельности, гибкой адаптации его к постоянно меняющимся жизненным ситуациям. В то время как для дальнейшего развития человечества и новых научных открытий требуется именно творческий подход к современным проблемам науки и образования.

Объективная потребность общества в творчески активной личности породила необходимость подготовки в условиях высшей школы такого специалиста, который способен творчески мыслить, находить пути нестандартного разрешения возникающих проблем.

Цель  исследования: изучение природы творческих способностей.

Объект  исследования: творческие способности

Предмет исследования: природа творческих способностей

 

Теоретические задачи:

    1. Изучить литературу по данной проблеме (природа творческого мышления).
    2. Проанализировать теоретические подходы к проблеме творческих способностей.

Гипотезы исследования:

    1. Творческие способности имеют три составляющие: интеллектуальные способности, творческие черты личности, а так же специальные приёмы решения задач.
    2. Творческие способности не обусловлены генетически.
    3.  
    4. Методы: библиографический метод.

Структура и объём работы: данная курсовая работа состоит из введения, одной теоретической главы, заключения, списка использованных литературных источников. Методологической основой является культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Теоретической основой являются работы следующих психологов В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, Г. В. Розановой, Л. И. Солнцевой, В.А.Лониной, Т.А.Басиловой (общие проблемы специальной психологии), В.В Лебединского (нарушение психического развития в детском возрасте). Труды по разработке систем обучения и воспитания аномальных детей: Ж. И. Шиф, Л. В. Занкова, Р. Е. Левиной. Труды по методам исследования в патопсихологии: А. Р. Лурии, С. Я. Рубинштейна.

 

Глава 1 Творчество как предмет исследования психологии

Психология творчества как наука начала складываться на рубеже XIX-XX столетий. Творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлечённой мысли, художественной и практической деятельности [Батюшков Ф.Д. Творчество].

Психологи, первыми изучавшие  творчество описывали обстоятельства создания великих творений науки  и искусства. Источниками таких  описаний были биографии, мемуары, различные литературные произведения. Ими выделялись признаки гениальности, которые они связывали в особенностях апперцепции, таких как большая впечатлительность, напряженность внимания, особенностях интеллекта, характера, мотивации и личностной ориентации. Поскольку психологические данные ограничивались самонаблюдением, то центральным звеном творчества признавались бессознательные процессы.

До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Однако многие психологи, исследовав этот вопрос пришли к выводу, что прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний нет.

Сейчас в психологии выделяют три основных подхода к  проблеме творческих и интеллектуальных способностей:

    1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности.
    2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет.
    3. Творческая способность – креативность – является независимым от интеллекта фактором [Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996].

Изучение феномена креативности осложняется тем, что в оценке творческих характеристик исследователь имеет дело, прежде всего с качеством явления. Первые исследования креативности на научном материале были проведены в 1995 г. группой учёных, во главе с Дж. Гилфордом с помощью факторного анализа на материале точных наук, и независимо от него В. Лоуэнфельдом и К. Бейттелом, на материале искусства. Сопоставление полученных результатов позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для дифференцирования:

    1. Умение видеть проблему.
    2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
    3. Гибкость как умение понять новую точку зрения, и отказаться от уже усвоенной точки зрения.
    4. Оригинальность, отход от шаблона.
    5. Способность перегруппировке идей и связей.
    6. Способность к абстрагированию и анализу.
    7. Способность к конкретизации или синтезу.
    8. Ощущение стройности организации идей [Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творчества].

Кроме того было показано, что креативность в искусстве и в науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой.

Анализ литературы показал, что общим мыслительными процессами для всех видов творчества являются комбинирование и аналогизирование. Достаточно часто новый продукт представляет собой новую комбинацию элементов, принадлежащих ранее другим системам. Разрушение старых систем и создание из их элементов новых является фундаментальным механизмом творчества и базовой технике воображения.

Так же были проанализированы сказки научно-фантастическая литература, что позволила выявить ряд приёмов конструирования фантастических идей. Анализ показал, что работа творческого воображения имеет свои закономерности, которые могут быть использованы для преобразования обычных объектов в фантастические.

Выявленный набор приёмов  позволяет осознанно и целенаправленно  создавать фантастические образы. При этом используются мыслительные операции сходные с теми, которые применяются для создания новых технических объектов. То есть можно говорить об общности механизмов творчества в разных сферах деятельности и о наличии логики воображения.

Область креативности сложна для исследования и вызывает множество  споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме очень широко. Некоторые считают, что креативность это не что иное, как необычное проявление ординарных процессов, т.е. креативность не является феноменом. Однако у креативности как у феномена много сторонников. Эти исследователи рассматривают четыре основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт и креативный процесс. Рассмотрим эти аспекты более подробно:

Креативная  среда. Креативность проявляется через личностные ощущения, размышления, знания, действия. Креативность проявляется как поведение в относительном отсутствии угрозы и принуждения от окружения. Гармоническое окружение имеет две необходимые характеристики: принятие и стимулирование. Правда иногда для креативности не хватает только непринуждённой обстановке, должно происходить стимулирование членов друг другом [Anderson H.H. (ed.) Creativity and its Cultivation. N.Y.,1959].

Креативная  личность. Посредством изучения корреляции описания высоких и низких показателей был определён большой набор черт, потенциально относящихся к творческим. Эти черты включают в себя самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать. Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода, самопроизвольность не только свойственны творческим людям, но и повышают творческие способности.

Креативный  продукт. Результаты творческой деятельности могут лежать в очень широком диапазоне: от научных открытий, до умения составить букет. При этом возникает проблема, как оценить креативный уровень у разных людей? Один из способов – разделить их на официально признанные обществом и личные. В качестве продукта обычно рассматривают художественный текст при изучении литературного творчества. Анализируя и обобщая итоги исследований художественного творчества, можно выделить четыре направления изучения текста: процедуры порождения текста; его семиотического осуществления; инструментов его анализа, понимания, интерпретации; его онтологии.

Креативный процесс. Психологами было выявлено, что создание новой идеи, нового объекта или способа действий осуществляется и такими приёмами мышления, как комбинирование, аналогизирование, выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Главной операцией, которая работает в ходе творческого процесса, является операция сравнения.

Один из первых исследований творческой деятельности как психологического процесса П. Энгельмейер разделил его на три части:

    1. Акт выдвижения гипотезы.
    2. Акт творчества.
    3. Акт логически проработанной идеи [Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910]

В других, более поздних  исследованиях шла детализация  этих актов, и в последнее время  используется система, предложенная Г. Селье в 1964 г., которая включает 7 стадий. Первая стадия определяется желанием и жаждой познания, то есть мотивацией. Следующие четыре стадии связаны с творческим этапом рождения идеи, последние две – с проверкой и использованием в жизни [Селье Г. От мечты к открытию. - М., 1987]

Проанализировав исследования многих психологов, в том числе и Селье, можно признать, что воображение, которое создаёт новые комбинации, является основой творческого мышления.

 

1.1 О видах мышления

Мышление имеет много  форм, такие как грёзы, разрешение проблем и поиски причин. Если говорить более формально, то мышление, или познание, относится к области психической обработки информации. В сущности, мышление – это внутреннее представление проблемы или ситуации. Основными составляющими мышления являются:

  • образы – чаще всего психическое представление, похожее на картину; визуальное сходство или изображение. Чаще всего образы включают психические картины, однако образы могут включать и другие чувства.
  • понятия – генерализованная идея, представляющая класс связанных объектов или событий.
  • язык – слова или символы и правила их комбинирования, которые используются для мышления и коммуникации.

Разнообразие типов  мыслительных задач обуславливает  разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.

Наглядно-действенное  мышление заключается в том, что  решение задач осуществляется путем  реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Информация о работе Природа творческого мышления