Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:14, реферат
Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос американский психолог Дж.Гилфорд. Он считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем 4-х особенностей:
• Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
• Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
Что же такое творческое мышление?
Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос американский психолог Дж.Гилфорд. Он считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем 4-х особенностей:
Впоследствии
предпринимались и другие попытки
дать определение творческому
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.
Творческое мышление – мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи (Г.Линдсей, К.Халл, Р.Ф.Томпсон).
Пуанкаре Жюль Анри – выдающийся французский математик, известный психологам по своему докладу “Математическое творчество”, говорит: “Творить – это означает не создавать бесполезных комбинаций, а создавать полезные, которых ничтожное меньшинство. Творить – это уметь распознать, уметь выбирать такие факты, которые открывают нам связь между законами, известными уже давно, но ошибочно считавшимися не связанными друг с другом.”
Примером творческого мышления может служить шахматная игра. И.В.Гёте говорил: “Шахматная игра – это испытание ума.” Роберт Фишер – выдающийся американский гроссмейстер, 11-й чемпион мира, носивший это звание в 1972-1975 гг. , вспоминает: “Есть много шахматистов, которые играют только для того, чтобы достичь ничьей. Но шахматная игра должна быть наступательной, нужно искать пути к выигрышу, а если не стремиться к этому, то какой смысл садиться за доску? Я не понимаю этого. Я никогда не стараюсь уйти от борьбы, а наоборот – думаю и думаю, как победить.” Л.Н.Толстой сказал: “Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.” Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает практически каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.). Грахам Уоллес разграничил 4 “стадии творческого мышления”: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Он полагал, однако, что “в повседневном потоке мышления эти 4 стадии мышления постоянно перекрывают друг друга, когда мы исследуем различные проблемы… Даже в исследовании одной и той же проблемы мозг может вынашивать бессознательно какой-либо один ее аспект, будучи в то же время сознательно поглощенным подготовкой или проверкой другого аспекта этой проблемы.” Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое – выявляет их недостатки и дефекты.
Творческое мышление в группе основываются на следующих психических принципах:
Значит, творческое мышление в группе – это фактор, способствующий развитию творческого мышления.
Препятствием творческого мышления является конформизм – желание быть похожим на другого – основной барьер творческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться слишком или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от сверстников.
Цензура – в особенности внутренняя цензура – второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешних. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать окружающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться.
Третий барьер творческого мышления – это ригидность, часто приобретенная в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.
Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому ценность ежегодных отпусков состоит не только в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.
Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем ими не делиться и оставить при себе.
Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический итворчес
Недавнее прошлое ознаменовалось широким использованием компьютеров для изучения мыслительных процессов. В частности, получил распространение метод эвристического программирования, цель которого – создание действующих моделей психики. Ведь существуют разные методы проверки научной теории. Один из критериев истинности теории – воссоздание изучаемых явлений в искусственных условиях. Этот способ проверки должен быть применен раньше или позже и для проверки теорий, объясняющих творческое мышление.
Моделирование мышления на компьютерах – это прежде всего метод исследования. Возникает вопрос о пределах такого моделирования. Иначе говоря, может ли машина мыслить? Сторонники машинного разума полагают, что информационная сторона мышления может быть реализована процессами нефизиологической природы.
Другие, не менее авторитетные авторы возражают против этого. Они полагают, что информационные процессы в нервной системе неотделимы от физиологических и не могут быть реализованы с помощью электронных устройств. В 50-е годы проходили бурные споры, которые стихли в начале 60-х годов, хотя спорящие стороны остались при своих мнениях, так и не переубедив друг друга.
Например, одна из трудностей машинного перевода, которая выглядит неодолимой, состоит в том, что машина не может из многих значений слова правильно выбрать нужное значение. Возьмем два английских предложения:
Первое понять легко: ручка лежит в коробке. Второе предложение как будто бы лишено смысла, но для тех, кто знает лишь одно значение слова pen. Есть и второе значение – огороженный участок, загон. Какое из двух значений выбрать, человек определяет по смыслу, анализируя контекст, используя не только языковые знания. А машине доступны лишь такие переводы, которые не требуют иных познаний, кроме лингвистических. Действительно, машинный перевод коренным образом отличается от того, что делает высококвалифицированный человек-переводчик. Но он поразительно похож на неквалифицированный перевод, выполненный человеком, слабо знающим язык или не сведущим в той или иной области знания, к которой относится переведенный текст.
Сейчас делают упор на взаимодействие человека и компьютера. Машине поручают не всю работу целиком, она сотрудничает с человеком. Каждый из участников этого содружества выполняет те элементы, в которых его преимущество бесспорно. Например, при проектировании дома оценить удобство планировки сможет человек, а провести все нужные расчеты – машина. “Машинные и человеческие” работы многократно чередуются. При этом первостепенную роль приобретают проблема общения человека с машиной, разработка специальных языков, способов кодирования, которые давали бы возможность машине считывать результаты деятельности человека (чертежи, формулы, даже письменную речь) и выдавать результаты своей деятельности в легко доступной для человека форме.
Системы “человек - компьютер”, в отличие от автоматических, получили название автоматизированных. Но не следует думать, что человек выполняет творческую часть работы, а машина лишь выполняет подсчеты. Разделение труда происходит по-другому, и машина берет на себя те элементы работы, которые при выполнении их человеком единодушно признаются требующими творческого мышления. Но надо учитывать, что существование сейчас разграничения обязанностей между компьютером и человеком не является жестким. Оно постепенно изменяется. По мере выяснения механизмов интуиции все больше составных элементов умственной деятельности будет переходить к машине. Роль первого участника в содружестве “человек-компьютер” может быть сведена к нулю. Машина будет выполнять всю работу от начала до конца. Таким образом будет достигнута цель, которую ставили перед собой исследователи на первом этапе работ по искусственному интеллекту. Оценка результатов останется за человеком до тех пор, пока она будет интуитивной. Но когда человек изучит критерии своих оценок, он сможет затрагивать интуитивные оценочные действия. Другой вопрос - пожелает ли он это делать. Но процесс совершенствования отдельных людей едва ли окажется для него устойчивой преградой.
Таким образом, попытки организовать ограничительный круг и наметить границы, за которые машинное мышление никогда не выйдет, оказались неблагодарным делом и никому не снискали лавров.
Еще Гегель отметил, что определение что-либо как предела, уже означает выход за этот предел. А творческая мысль беспредельна.
Итак, человеческая мысль неустанно билась над разрешением загадок психологии творческого мышления, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, творческое мышление рассматривается в широком смысле этого понятия и изучается не только в психологии и нейрофизиологии, но и в теории познания и логики, в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных процессов.