Творческое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Содержание

Введение 2
1. Проблема творческого мышления 4
2. Отличительные особенности творческой личности 10
3. Методы стимулирования проявления творческих способностей 15
Заключение 18
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

 

   Содержание

 

Введение 2

1. Проблема  творческого мышления 4

2. Отличительные  особенности творческой личности 10

3. Методы  стимулирования проявления творческих  способностей 15

Заключение 18

Список использованных источников 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись  компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в  начале жизни у человека проявляется  настоятельная потребность самовыражения  через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность  к такому мышлению не является необходимой  для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного  познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в  целом.

Попытки объяснить феномен творческого  мышления делались еще античными  философами и не прекращаются до сих  пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты  по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты  до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

Психологи никак не могут прийти к единому определению термина  креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

В работе приводится обзор различных  концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются  отличительные особенности креативной личности, а также анализируются  факторы, влияющие на проявление творческих способностей.

 

1. Проблема творческого  мышления

 

Мышление как процесс  интеллектуальной деятельности имеет  сложное строение, зависящее от множества  факторов, учитывая которые, необходимо развивать творческую составляющую интеллектуальных способностей.

Индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются уровнем общего интеллекта, т.е. высокий  интеллект является необходимым  условием для творческих достижений, но не достаточным, достижение творческого  предела будет зависеть от ряда других качеств личности (мотивации, компетентности, работоспособности).

Для развития творческого  мышления необходимо, но не достаточно высокое интеллектуальное развитие, определённый объём знаний, уровень  интеллектуальных способностей, наследственные и врождённые задатки. Следовательно, направленность обучения на развитие интеллектуальных способностей, увеличение объёма знаний (полученных максимально  самостоятельно) является необходимой  задачей преподавателя высшей школы. Исследование творческого мышления – достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших  методологических вопросов природы  творчества, источников развития творческого  мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального  и общественного и т.п. Сложность  проблемы заключается в том, что  внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остаётся недостаточно исследованным.

В специальных исследованиях (Асмолова А.Г., Бернштейна С.М., Варламовой Е.П., Глотовой Г.А., Данильченко В.М., Канн-Калик В.А., Никандрова П.Д. и  др.) содержится ряд синонимов понятия  «творческое мышление»: творчество, новаторство, творческие способности, продуктивная деятельность, творческая познавательная деятельность, творческая деятельность, эвристическая деятельность, творческий стиль мышления, творческий потенциал, креативность и др. При внимательном рассмотрении каждого из них оказывается, что они действительно несут в себе почти одно и то же содержание, хотя и имеются различия по критериям: единство, но не тождество; процесс, но не результат; общее, но не частное. При этом обнаруживается, что даже в одно и то же из названных понятий вкладывается иногда самый различный смысл в зависимости от задач исследования, предмета науки, позиции автора и т.п.

Мышление представляет собой  активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь  поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между  ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и  в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых  знаний, благодаря чему расширяется  фонд их и тем самым увеличивается  возможность решения всё новых  и новых, более сложных задач.

В мышлении как в процессе обобщенного и опосредованного  познания действительности в диалектически  противоречивом единстве сплетены его  продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным. Под влиянием всевозрастающих  требований жизни к творческому  её компоненту возникла необходимость  выделить особые виды мышления − творческое (продуктивное) и репродуктивное.

В научной и учебной  литературе принято выделять операции мышления – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, обобщение, конкретизация. Наряду с  этим, в литературе различают конкретные формы мышления (понятие, осуждение, умозаключение, аналогия). Выделяют также  определенные виды мышления – наглядно-образное (непосредственное включенное в деятельность), образное (осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше), отвлеченное (совершающееся на основе отвлечённых понятий, которые образно не представляются). Наконец, различают способы мышления – индукция, дедукция, традукция.

Творческое (или продуктивное) мышление понимается как мышление на основе творческого воображения.

А. Рошка под творческим мышлением подразумевает такую  форму мышления, которая составляет часть процесса творчества, результаты которого отличаются оригинальностью  и социальной значимостью.

А. Матейко пишет «Исходная точка всякого творчества – лёгкость образования неожиданных ассоциаций». Последние, как известно, образуются в мышлении: в его процессе и результате.

В.В. Серебрянников и М.И. Ясюков раскрывают творчество как определённое содержание в процессах мышления и деятельности в самом творчестве. Вместе с тем, можно встретить  публикации, в которых творчество полностью отождествляется с  творческим мышлением 

В аспекте стоящей перед  нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику мышления. Анализ зарубежной литературы показал, что в любом  случае, когда речь шла о мышлении, говорилось о возникновении нового, но характер этого нового, источники  его в различных теориях указывались  неидентичные.

В трудах русских психологов продуктивность выступает как наиболее характерная, специфическая черта  мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.

Основание деления мышления на продуктивное и репродуктивное –  степень новизны для субъекта полученных в процессе решения знаний. В литературе данные компоненты мыслительной деятельности называют по-разному. Как синонимы к понятию продуктивного мышления употребляют термины: творческое мышление, инверсионное, эвристическое, креативное, латеральное. Однако, определив результат творческой деятельности как объективно или субъективно новый, в дальнейшем будем употреблять понятие творческое мышление. Мы применяем термин творческое мышление как высшую степень продуктивного мышления.

Для зарубежной психологии типичен односторонний подход к  характеристике мышления. Как процесс  репродуктивный мышление рассматривали  ассоциативисты (Гербарт И., Рибо Т.), бихевиористы (Скиннер Б., Торндайк Э.). Мышление выступает как объединение  и перекомбинация сходных элементов, в результате чего не возникает ничего принципиально нового. С позиции  механического материализма мышление есть репродукция сформированных ранее  моторных навыков, внешних двигательных актов, в учебном процессе связь  между внешними стимулами и реакциями  на них формируются путем механических проб или подражания. В репродуктивных теориях мышления новое выступало  как результат усложнения или  перекомбинации на основе, главным  образом, сходства имеющихся знаний, не рассматриваются внутренние процессы. Само решение задачи протекает на основе либо механических проб и ошибок с последующим закреплением случайно найденного верного решения, либо актуализация определенной системы ранее сформированных операций.

Творческое мышление характеризуется  высокой степенью новизны получаемого  на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда  человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического  анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток  и у него возникает потребность  в новых знаниях, которые позволяют  решить проблему: эта потребность  и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание  самой потребности говорит о  создании у человека проблемной ситуации.

Нахождение искомого предполагает открытие не известных субъекту признаков, существенных для решения проблемы отношений, закономерных связей между  признаками, тех способов, с помощью  которых они могут быть найдены. Человек вынужден действовать в  условиях неопределённости, намечать и проверять ряд возможных  решений, осуществлять выбор между  ними, подчас не имея к тому достаточных  оснований. Он ищет ключ к решению  на основе выдвижения гипотез и их проверки, т.е. способы опираются  на известное предвидение того, что  может быть получено в результате преобразований. Существенную роль в  этом играют обобщения, позволяющие  сокращать количество той информации, на основе анализа которой человек  приходит к открытию новых знаний, уменьшать число проводимых при  этом операций, шагов к достижению цели. Для того чтобы интуитивно найденные новые знания имели  действенную силу, были широко использованы на практике, необходимо осознание  не только результата, но и процесса поисков, ключа к решению, ход  интуитивного поиска получает адекватное отображение в слове.

Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью  и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными  показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.

Выделяя в творческом мышлении его имманентные, неосознаваемые компоненты, отдельные исследователи нашли  экспериментальные приёмы, позволяющие  выявить некоторые особенности  этих компонентов. Узнадзе Д.Н., Элиава Н.Л. установили, что большое влияние  на решение проблемы может оказать  наличие установки, т.е. внутреннего  неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику  всей осуществляемой мыслительной деятельности. Пономарёв Я.А. выявил ряд закономерностей влияния вспомогательных задач на решение проблем. Интуитивные решения подразумевают построение психологических моделей, моделирование условий творческой деятельности, то есть действия, соотносимые с подлинным творчеством.

Жариков Е.С. приводит следующие  характеристические черты творческого  мышления:

  • эвристичность – способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;
  • креативность – умение создавать новые вещи и новые методы;
  • мобильность – способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;
  • независимость – способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;
  • экспрезентность – умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;
  • разумность – способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;
  • открытость – способность принимать и преломлять любые идеи;
  • антиномичность – видеть единство противоположностей или исключающих друг друга определений предмета;
  • способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах.

Информация о работе Творческое мышление