Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:53, курсовая работа
Целью данной работы являлось изучение природы творческого, дивергентного мышления и разработка способов диагностики творческих способностей детей
1.. Введение........................................................................………..3
2. Краткий литературный обзор...........................................……..4
3. Описание батареи тестов-методик по изучению
творческого мышления...................................................……........7
3.1. Батарея тестов "Творческое мышление"...........….................8
3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов
творческого мышления............................................….................24
3.2.1. Качественное описание полученных данных...................24
3.2.2. Сравнение первичных статистик отдельных
субтестов. Взаимокорреляции между субтестами ...................28
3.2.3. Выводы....................................................................……....29
3.2.4. Связь успешности в учебе и творческости......................30
4. Заключение.....................................................................……..31
Литература........................................................................…….…33
Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Туник Елена
Евгеньевна
Психодиагностика творческого мышления.
Креативные тесты
Санкт-Петербург
1997
Автор:
Туник Елена Евгеньевна, психолог, кандидат наук.
Работает в областях: психодиагностика интеллекта, психодиагностика творческого мышления, одаренные дети.
Рецензенты:
Акинщикова Галина Ивановна
Курбатова Инна Арнольдовна
Аннотация:
В данной
брошюре приведена батарея
(вербальная и образная области) для детей 5-15 лет. Книга
предназначена для психологов, социальных работников и
педагогов.
ISBN 5-7434-0191-8
Лицензия №0403 31 от 17 февраля 1992 года
88.8 ББК Т-84
© Санкт-Петербургский
государственный университет
2
Лицензия ЛР №040815 от 22.05.97
Подписано к печати 09 .05.97 г. Заказ 324. Тираж 1000 экз. Объем 2.4 п.л. Отдел оперативной полиграфии НИИ Химии СПбГУ, 198904, Санкт-Петербург, Старый Петергоф, Университетский пр., 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.. Введение......................
2. Краткий
литературный обзор............
3. Описание
батареи тестов-методик по
творческого
мышления......................
3.1. Батарея
тестов "Творческое мышление".........
3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов
творческого
мышления......................
3.2.1. Качественное
описание полученных данных....
3.2.2. Сравнение первичных статистик отдельных
субтестов. Взаимокорреляции между субтестами ...................28
3.2.3. Выводы........................
3.2.4. Связь
успешности в учебе и
4. Заключение....................
Литература....................
34
1.ВВЕДЕНИЕ
Возрастание
разнообразия и сложности процессов,
возникающих в современном
Несмотря
на многие дискуссионные проблемы,
наука (генетика, физиология, психология,
социология) и реальная практика обучения
многократно доказали не только наличие
индивидуальных различий в успешности
обучения, но и различие творческих
возможностей детей, составляющее их индивидуальный
творческий потенциал. Дифференциация
детей в любом возрасте по их творческому
потенциалу достаточно разнообразна -
от умственной отсталости до высокой
талантливости и общей
В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого учителя.
Разрешение задачи формирования творческого потенциала детей обеспечивает возможности дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.
Вместе
с тем до сих пор не существует
методик комплексной
Ученые пришли к признанию того, "то творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе пристальный интерес исследователей сместился от типа ученого, осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, псе больше и больше признается также и основой научных достижений.
Целью
данной работы являлось изучение природы
творческого, дивергентного мышления
и разработка способов диагностики
творческих способностей детей
3
П.КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
В результате
экспериментальных исследований среди
способностей личности, была выделена
способность особого рода -способность
порождать необычные идеи, отклоняться
в мышлении от традиционных схем, быстро
разрешать проблемные ситуации, такая
способность и была названа креативностью
(творческостью). Креативность охватывает
некоторую совокупность мыслительных
и личностных качеств, способствующих
становлению способности к
Следует
дифференцировать креативный продукт
и креативный процесс. Продукт творческого
мышления можно оценивать по двум
факторам - по его оригинальности и
его значению. Креативный процесс -
по чувствительности к проблеме, способности
к синтезу, чувству сходства и
пониманию различий, способности
к воссозданию недостающих
Проблемы
творческого процесса широко разрабатывались
в отечественной психологии. В
настоящее время исследователи
ведут поиск интегрального
Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли также психологи:
Б.Г.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Н.С.Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов и т.д. Зарубужные ученые также глубоко изучали проблему творческого мышления.
Некоторые люди по мнению Брунера имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации, проявляющиеся как творческое мышление. Голлах и Коган /З/ установили, что высококреативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных
4
ЛИТЕРАТУРА
1. Рубинштейн
С.Л. Проблема способностей и
вопросы психологической
2. Дунчев В.Н. Канд.дисс. "Исследование когнитивных стилей в связи
с проблемой креативности". Л., ЛГУ, 1985.
S.Wallach M.,Kogah N.J of Person. 1965. - V.33.-p.348-369
4.Barroh F., Welsh G.S.J. ofPsychol. 1952.-V.33-p.l99-.203
5.Messick S., Jackson P. N. Creativity and Learning, Boston, 1967.
6. The Gifted child.-New-York- Burlin- ganaime, Mazcourte Brace, 1962
7. GuilfordL.,HoepfherR. The analisis of intelligence.-New-York, 1971.
8. АнастазиА. Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982, т.2.
9. Torrance E.P. Education and creative potential.- Minneapolis, 1963
10. Проблемы способностей в отечественной психологии. Сб. научи. трудов, М., 1984, Изд. АПН Россия, 144с.
11. Лук
А. Н. Теоретические основы
выявления творческих
12. Одаренные дети. М. " Прогресс" 1991. под ред. М. Карне.
33
Особенно следует отметить, что т.к. вышеописанные тесты проводятся в игровой манере, как веселые занятия, они могут использоваться педагогами не только в качестве диагностических, но и для развития творческого мышления у детей. Хотелось бы предостеречь педагогов от вынесения отрицательных оценок по результатам тестов. В процессе проведения аналогичных занятий допустимо только поощрение ребят, а при обсуждении результатов занятий приведение только самых лучших ответов с поощрением. Не очень хорошее выполнение тестов обсуждать не следует, а детям надо просто сказать: "Ну что ж, нормально". При обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, умение посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несвязуемые вещи, т.е. воспитывать творческий подход к жизни.
32
индивидов
характеризуется наличием щироких
категорий, синтетичностью в восприятии
окружающего мира и высоким уровнем
когнитивной гибкости. При работе
с применением теста Баррона-
Джаксон и Мессик /5/ изучали критерии для оценки продуктов творческой деятельности. Одним из рассматриваемых ими критериев является "конденсация" - достижения проявляют устойчивость во времени, раскрывая все новые и новые свои стороны, сочетают в себе простоту и сложность. Считается, что личность, создающая подобные продукты, должна обладать разнообразным и даже противоречивым сочетанием когнитивных и эмоциональных качеств. Центральным моментом в таком творческом процессе является связывание вещи и явления, которые обычно воспринимаются оторванными друг от друга.
Гилфорд предложил три основных фактора творческого проявления личности - оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Последняя интерпретируется как способность одновременно учитывать или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов.
По данным Мак-Коннена с оригинальностью связаны три характеристики личности - доминантность, отзывчивость к эмоциям, проявление фемининности у мужчин. Раскин обнаруживает связь между творческими способностями и показателем нарциссизма. Делла считает, что творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли. Торранс 161 провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубертат).
Информация о работе Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты