Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение природы творческого, дивергентного мышления и разработка способов диагностики творческих способностей детей

Содержание

1.. Введение........................................................................………..3
2. Краткий литературный обзор...........................................……..4
3. Описание батареи тестов-методик по изучению
творческого мышления...................................................……........7
3.1. Батарея тестов "Творческое мышление"...........….................8
3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов
творческого мышления............................................….................24
3.2.1. Качественное описание полученных данных...................24
3.2.2. Сравнение первичных статистик отдельных
субтестов. Взаимокорреляции между субтестами ...................28
3.2.3. Выводы....................................................................……....29
3.2.4. Связь успешности в учебе и творческости......................30
4. Заключение.....................................................................……..31
Литература........................................................................…….…33

Работа содержит 1 файл

Методика Е.Е.Туник.docx

— 303.79 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербургский  Государственный Университет педагогического  мастерства. Факультет психологии

Туник Елена  Евгеньевна 

    Психодиагностика  творческого мышления.                     Креативные тесты 
     
     
     
     
     

Санкт-Петербург 

1997

Автор:

Туник Елена Евгеньевна, психолог, кандидат наук.

Работает  в областях: психодиагностика интеллекта, психодиагностика творческого мышления, одаренные дети.

Рецензенты:

Акинщикова  Галина Ивановна

  • кандидат наук, доцент СПбГУПМ.

Курбатова Инна Арнольдовна

  • кандидат наук, доцент СПб Муниципального института практической и социальной работы.

Аннотация:

В данной брошюре приведена батарея креативных тестов

(вербальная  и образная области) для детей  5-15 лет. Книга

предназначена для психологов, социальных работников и

педагогов.

ISBN 5-7434-0191-8

Лицензия  №0403 31 от 17 февраля 1992 года

    88.8 ББК Т-84

© Санкт-Петербургский  государственный университет педагогического  мастерства, 1997 г. © Туник Е.Е., 1997г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лицензия  ЛР №040815 от 22.05.97

Подписано к печати 09 .05.97 г. Заказ 324. Тираж 1000 экз. Объем 2.4 п.л. Отдел оперативной полиграфии НИИ Химии СПбГУ, 198904, Санкт-Петербург, Старый Петергоф, Университетский пр., 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.. Введение........................................................................………..3

2. Краткий  литературный обзор...........................................……..4

3. Описание  батареи тестов-методик по изучению 

творческого мышления...................................................……........7

3.1. Батарея  тестов "Творческое мышление"...........….................8

3.2. Сравнительный  анализ данных семи субтестов

творческого мышления............................................….................24

3.2.1. Качественное  описание полученных данных...................24

3.2.2. Сравнение  первичных статистик отдельных 

субтестов. Взаимокорреляции  между субтестами ...................28

3.2.3. Выводы....................................................................……....29

3.2.4. Связь  успешности в учебе и творческости......................30

4. Заключение.....................................................................……..31

Литература........................................................................…….…33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

34

1.ВВЕДЕНИЕ

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

Несмотря  на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психология, социология) и реальная практика обучения многократно доказали не только наличие  индивидуальных различий в успешности обучения, но и различие творческих возможностей детей, составляющее их индивидуальный творческий потенциал. Дифференциация детей в любом возрасте по их творческому  потенциалу достаточно разнообразна - от умственной отсталости до высокой  талантливости и общей одаренности.

В нашей  стране и за рубежом выполнены  фундаментальные исследования по проблемам  психологии творчества, общих и специальных  способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого учителя.

Разрешение  задачи формирования творческого потенциала детей обеспечивает возможности  дальнейшего развития науки и  культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Вместе  с тем до сих пор не существует методик комплексной диагностики, позволяющих определять общую и  специфическую одаренность. Недостаточно изученным остается и вопрос о  дивергентном (творческом) мышлении.

Ученые  пришли к признанию того, "то творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко  отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе пристальный интерес исследователей сместился от типа ученого, осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, псе больше и больше признается также и основой научных достижений.

Целью данной работы являлось изучение природы  творческого, дивергентного мышления и разработка способов диагностики  творческих способностей детей 

3

П.КРАТКИЙ  ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

В результате экспериментальных исследований среди  способностей личности, была выделена способность особого рода -способность  порождать необычные идеи, отклоняться  в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, такая  способность и была названа креативностью (творческостью). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Одним из компонентов креативности,  который однако не исчерпывает ее полностью, является способность личности к дивергентному мышлению.

Следует дифференцировать креативный продукт  и креативный процесс. Продукт творческого  мышления можно оценивать по двум факторам - по его оригинальности и  его значению. Креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности  к синтезу, чувству сходства и  пониманию различий, способности  к воссозданию недостающих деталей; дивергентности мышления (не следовать  по избитому пути) ; предсказательности мышления (проникающее в неизвестное) ; беглость мысли (беглость речи) и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и  для искусства.

Проблемы  творческого процесса широко разрабатывались  в отечественной психологии. В  настоящее время исследователи  ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель - может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов (интеллектуальная активность - Д.Б.Богоявленская 111), или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления в частности (А.В.Брушлинский /10/).

Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли также психологи:

Б.Г.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Н.С.Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов и т.д. Зарубужные ученые также глубоко  изучали проблему творческого мышления.

Некоторые люди по мнению Брунера имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации, проявляющиеся  как творческое мышление. Голлах и  Коган /З/ установили, что высококреативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных

4

ЛИТЕРАТУРА 

1. Рубинштейн  С.Л. Проблема способностей и  вопросы психологической теории  в кн. "Проблемы общей психологии". М.,Педагогика, 1973.

2. Дунчев  В.Н. Канд.дисс. "Исследование когнитивных  стилей в связи

с проблемой  креативности". Л., ЛГУ, 1985.

S.Wallach M.,Kogah N.J of Person. 1965. - V.33.-p.348-369

4.Barroh F., Welsh G.S.J. ofPsychol. 1952.-V.33-p.l99-.203

5.Messick S., Jackson P. N. Creativity and Learning, Boston, 1967.

6. The Gifted child.-New-York- Burlin- ganaime, Mazcourte Brace, 1962

7. GuilfordL.,HoepfherR. The analisis of intelligence.-New-York, 1971.

8. АнастазиА.  Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982, т.2.

9. Torrance E.P. Education and creative potential.- Minneapolis, 1963

10. Проблемы  способностей в отечественной  психологии. Сб. научи. трудов, М., 1984, Изд. АПН Россия, 144с.

11. Лук  А. Н. Теоретические основы  выявления творческих способностей.

12. Одаренные  дети. М. " Прогресс" 1991. под ред.  М. Карне.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
33

Особенно  следует отметить, что т.к. вышеописанные  тесты проводятся в игровой манере, как веселые занятия, они могут  использоваться педагогами не только в качестве диагностических, но и  для развития творческого мышления у детей. Хотелось бы предостеречь педагогов  от вынесения отрицательных оценок по результатам тестов. В процессе проведения аналогичных занятий  допустимо только поощрение ребят, а при обсуждении результатов  занятий приведение только самых  лучших ответов с поощрением. Не очень хорошее выполнение тестов обсуждать не следует, а детям  надо просто сказать: "Ну что ж, нормально". При обсуждении лучших ответов педагог  пытается расширить мыслительные горизонты  детей, умение посмотреть на вещи и  явления с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать  на первый взгляд несвязуемые вещи, т.е. воспитывать творческий подход к жизни.

32 

индивидов характеризуется наличием щироких  категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира и высоким уровнем  когнитивной гибкости. При работе с применением теста Баррона-Уэлша /4/ было установлено, что творческие личности при выполнении теста отдают предпочтение более сложным комплексным  и асимметричным фигурам, и это  четко отделяет их от нетворческих личностей (т.е. таким образом проявляется  их толерантность к непоследовательностям  и к данным, противоречащим прошлому опыту индивидов).

Джаксон и Мессик /5/ изучали критерии для  оценки продуктов творческой деятельности. Одним из рассматриваемых ими  критериев является "конденсация" - достижения проявляют устойчивость во времени, раскрывая все новые  и новые свои стороны, сочетают в  себе простоту и сложность. Считается, что личность, создающая подобные продукты, должна обладать разнообразным  и даже противоречивым сочетанием когнитивных  и эмоциональных качеств. Центральным  моментом в таком творческом процессе является связывание вещи и явления, которые обычно воспринимаются оторванными  друг от друга.

Гилфорд предложил три основных фактора  творческого проявления личности - оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Последняя интерпретируется как способность одновременно учитывать  или объединять несколько противоположных  условий, предпосылок или принципов.

По данным Мак-Коннена с оригинальностью  связаны три характеристики личности - доминантность, отзывчивость к эмоциям, проявление фемининности у мужчин. Раскин обнаруживает связь между  творческими способностями и  показателем нарциссизма. Делла  считает, что творческие личности часто  идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли. Торранс  161 провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубертат).

Информация о работе Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты