Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:48, контрольная работа
В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.
Введение
Творческое
мышление – один из интереснейших
феноменов, выделяющих человека из мира
животных. Уже в начале жизни у
человека проявляется настоятельная
потребность самовыражения
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.
В
настоящей работе приводится обзор
различных концепций и подходов
к изучению творческого мышления,
рассматриваются отличительные
особенности креативной личности, а
также анализируются факторы, влияющие
на проявление творческих способностей.
Общая характеристика мышления
Прежде чем перейти к характеристике мышления остановимся на основных психологических процессах предшествующих мышлению. Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, так называемого чувственного познания, которое протекает в трех основных формах:
-
ощущение – это отражение
-
восприятие – это целостный
образ предмета, возникающий в
результате его
-
представление – это
Чувственное
познание дает нам знание об отдельных
предметах, об их внешних свойствах.
Но оно не может дать знаний о
причинной зависимости между
явлениями. Однако, познавая окружающий
мир, человек стремиться установить
причины явлений, приникнуть в сущность
вещей, раскрыть законы природы и
общества. А это невозможно без
мышления, отражающего действительность
в определенных логических формах.
Мышление дает ответ на такие вопросы,
которые нельзя решить путем непосредственного,
чувственного отражения. Так осматривая
место происшествия, следователь
находит некоторые следы
Итак, мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления.
Основные особенности мышления:
-
мышление отражает
- мышление - процесс опосредованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника;
- мышление неразрывно связанно с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы;
-
мышление – процесс активного
отражения действительности. Активность
характеризует весь процесс
Однако
как ни велико значение мышления, оно
основывается на данных, полученных с
помощью органов чувств. С помощью
мышления человек познает недоступные
чувственному познанию явления.
Формы и виды мышления
Рассмотрим основные формы мышления – понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию, – как определенная связь их существенных признаков (то есть в форме понятий). Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные свойства одной группы предметов и явлений. В каждом понятии различаются объем и содержание. Где объем – это совокупность всех объектов, входящих в данное понятие, а содержание – это знание об этих предметах. Наши знания это система понятий. Понятие как обобщение формируется на определенной чувствительной базе, но само оно является результатом абстрагирования, не имеет наглядной формы, в то же время многие понятия поддаются образной конкретизации, они связанны с представлениями. Понятие никогда не остается неизменным, оно углубляется и расширяется.
В
форме суждений отражаются связи
между предметами и их свойствами.
Суждение – форма мышления, в
которой отражаются связи предметов
и их признаков или отношения
между ними. Суждение представляет
собой связи понятий, выраженный
в форме утверждения или
Умозаключение – вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Подобным же образом, то есть благодаря связи суждений, можно получить вывод, имеющий любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и тому подобному.
Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи между явлениями, их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий.
Перейдем
к видам мышления. Одним из генетически
ранних видов мышления является наглядно-действенное
мышление, в котором преимущественное
значение приобретают действия с
предметами. Ребенок, как и наши предки,
действует с предметами, расчленяя
и объединяя их, наглядно соотнося
отдельные части. На основе наглядно-действенного
мышления возникает наглядно-образное
мышление. Если рассматривать уже
выше приведенный пример, то постепенно
ребенок после наглядного соотношения
отдельных частей, начинает действовать
с образами этих предметов в уме.
Для этого вида мышления характерно
оперирование наглядными образами, а
не реальными предметами. Высшей степенью
развития мышления является абстрактное
мышление, мышление в форме понятий
и рассуждений (например, установление
причин явления при помощи умозаключения).
Мышление отдельных взрослых людей
также можно разделить на преимущественно
образный (художественный), абстрактный
(теоретический) и смешанный вид.
Но в различной деятельности, обычно,
у одного и того же человека на передний
план выступает тот или иной вид мышления.
Отличительные особенности творческой личности
Способностью
к творческому мышлению в какой-то
мере обладает, наверное, каждый. В детстве,
когда преобладает образное мышление,
эта способность часто
Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.
Последняя
формулировка достаточно "скользкая",
ибо под это определение
Долгое
время способности к
Основоположником
эмпирического подхода к
Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона представляют данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.
Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.
Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.
Кроме
того, различными авторами разрабатывались
различные модели креативной личности.
Так, в гештальт-психологии считались
обязательными следующие
- не быть ограниченным, ослепленным привычками;
- не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
- не действовать механически;
- не занимать частичную позицию;
- не действовать
со вниманием, сосредоточенным
на ограниченную часть
- не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.
А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуали-зирующейся личности. Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.
Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности: