Творческое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.

Работа содержит 1 файл

КНОТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЯ ЧТОЛИ.docx

— 31.68 Кб (Скачать)

    Введение

    Творческое  мышление – один из интереснейших  феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у  человека проявляется настоятельная  потребность самовыражения через  творчество, человек учится мыслить  творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для  выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным  прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

    Попытки объяснить феномен творческого  мышления делались еще античными  философами и не прекращаются до сих  пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты  по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты  до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

    В настоящей работе приводится обзор  различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные  особенности креативной личности, а  также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Общая характеристика мышления

     Прежде  чем перейти к характеристике мышления остановимся на основных психологических  процессах предшествующих мышлению. Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, так называемого  чувственного познания, которое протекает  в трех основных формах:

     - ощущение – это отражение отдельных  чувственно воспринимаемых свойств  предметов (цвета, формы, запаха, вкуса);

     - восприятие – это целостный  образ предмета, возникающий в  результате его непосредственного  воздействия на органы чувств;

     - представление – это сохранившийся  в сознании чувственный образ  предмета, который воспринимался  раньше.

     Чувственное познание дает нам знание об отдельных  предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о  причинной зависимости между  явлениями. Однако, познавая окружающий мир, человек стремиться установить причины явлений, приникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и  общества. А это невозможно без  мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя решить путем непосредственного, чувственного отражения. Так осматривая место происшествия, следователь  находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно  повторяющиеся взаимосвязи между  ними, следователь путем логического  мышления реконструирует возможный  ход событий. Эта реконструкция  происходит путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью  того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний.

     Итак, мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств  однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления.

     Основные  особенности мышления:

     - мышление отражает действительность  в обобщенных образцах. В отличии  от чувственного познания –  мышление абстрагируется от единичного, выделяя в предметах общее,  повторяющееся, существенное. Подобным  образом создаются понятия юридического  лица, государственного суверенитета  и так далее. Абстрактное мышление  глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы;

     - мышление - процесс опосредованного  отражения действительности. При  помощи органов чувств можно  познать лишь то, что действует  на них. Не наблюдая самого  факта преступления, можно на  основании прямых и косвенных  улик установить преступника;

     - мышление неразрывно связанно  с языком. При помощи языка  люди выражают и закрепляют  результаты своей мыслительной  работы;

     - мышление – процесс активного  отражения действительности. Активность  характеризует весь процесс познания  в целом, но прежде всего  – мышления. Применяя обобщение,  абстрагирование и другие мыслительные  приемы, человек преобразует знания  о предметах действительности.

     Однако  как ни велико значение мышления, оно  основывается на данных, полученных с  помощью органов чувств. С помощью  мышления человек познает недоступные  чувственному познанию явления.  
 
 
 
 
 
 
 

     Формы и виды мышления

     Рассмотрим  основные формы мышления – понятие, суждение и умозаключение. Отдельные  предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных  по своему содержанию, – как определенная связь их существенных признаков (то есть в форме понятий). Понятие  – форма мышления, в которой  отражаются существенные свойства одной  группы предметов и явлений. В  каждом понятии различаются объем  и содержание. Где объем – это  совокупность всех объектов, входящих в данное понятие, а содержание –  это знание об этих предметах. Наши знания это система понятий. Понятие  как обобщение формируется на определенной чувствительной базе, но само оно является результатом абстрагирования, не имеет наглядной формы, в то же время многие понятия поддаются  образной конкретизации, они связанны с представлениями. Понятие никогда  не остается неизменным, оно углубляется  и расширяется.

     В форме суждений отражаются связи  между предметами и их свойствами. Суждение – форма мышления, в  которой отражаются связи предметов  и их признаков или отношения  между ними. Суждение представляет собой связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. В суждении различаются субъект (предмет, о котором что – либо утверждается или отрицается) и предикат (то, что утверждается или отрицается). Так, в суждении "закон не имеет  обратной силы" предикатом является "не имеет обратной силы". В  суждении выражаются не только знание о предмете, но и субъективное отношение  человека к этому знанию, различная  степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа "возможно обвиняемый Сидоров не совершал преступления"). Если истинность суждения вызывает сомнение, мышление приобретает форму рассуждения.

     Умозаключение – вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Подобным же образом, то есть благодаря связи суждений, можно получить вывод, имеющий любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и тому подобному.

     Итак, в мышлении моделируются объективные  существенные свойства и взаимосвязи  между явлениями, их существенные общие  особенности, которые выражаются в  форме суждений, умозаключений и  понятий.

     Перейдем  к видам мышления. Одним из генетически  ранних видов мышления является наглядно-действенное  мышление, в котором преимущественное значение приобретают действия с  предметами. Ребенок, как и наши предки, действует с предметами, расчленяя  и объединяя их, наглядно соотнося отдельные части. На основе наглядно-действенного мышления возникает наглядно-образное мышление. Если рассматривать уже  выше приведенный пример, то постепенно ребенок после наглядного соотношения  отдельных частей, начинает действовать  с образами этих предметов в уме. Для этого вида мышления характерно оперирование наглядными образами, а  не реальными предметами. Высшей степенью развития мышления является абстрактное  мышление, мышление в форме понятий  и рассуждений (например, установление причин явления при помощи умозаключения). Мышление отдельных взрослых людей  также можно разделить на преимущественно  образный (художественный), абстрактный (теоретический) и смешанный вид. Но в различной деятельности, обычно, у одного и того же человека на передний план выступает тот или иной вид мышления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Отличительные особенности творческой личности

    Способностью  к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется  в рисунках, лепках, построениях  из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в  зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических  и т.д.). Тем не менее, не каждого  человека мы можем назвать личностью  творческой.

    Творческим  обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение  или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который  был высоко оценен большинством, а  также человека неординарного в  своем восприятии действительности и реакции на нее.

    Последняя формулировка достаточно "скользкая", ибо под это определение попадают люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни  не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что  подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других. Следует оговориться, что в свое время даже выдвигалась  гипотеза о наличии прямой зависимости  гениальности и безумия (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон), однако позднейшие исследования (например, Т. Саймонтона) ее не подтвердили.

Долгое  время способности к интеллектуальному  творчеству исследовались так, как  подсказывал здравый смысл: чем  выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

    Основоположником  эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон , который совместно с Ч.Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 – 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

    Однако  опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона представляют данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

    Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

    Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных  знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.

    Кроме того, различными авторами разрабатывались  различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались  обязательными следующие требования к умственному складу творца:

    - не быть  ограниченным, ослепленным привычками;

    - не повторять  просто и раболепно то, чему  вас учили; 

    - не действовать  механически; 

    - не занимать  частичную позицию; 

    - не действовать  со вниманием, сосредоточенным  на ограниченную часть проблемной  структуры; 

    - не действовать  частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей  умом оперировать с ситуацией,  стараясь найти ее внутренние  соотношения. 

    А. Маслоу указывает креативность в  ряду 15 существенных черт самоактуали-зирующейся личности. Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.

    Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности:

  • Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
  • Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
  • Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
  • Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Информация о работе Творческое мышление