Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось изучение природы творческого, дивергентного мышления и разработка способов диагностики творческих способностей детей

Содержание

1.. Введение........................................................................………..3
2. Краткий литературный обзор...........................................……..4
3. Описание батареи тестов-методик по изучению
творческого мышления...................................................……........7
3.1. Батарея тестов "Творческое мышление"...........….................8
3.2. Сравнительный анализ данных семи субтестов
творческого мышления............................................….................24
3.2.1. Качественное описание полученных данных...................24
3.2.2. Сравнение первичных статистик отдельных
субтестов. Взаимокорреляции между субтестами ...................28
3.2.3. Выводы....................................................................……....29
3.2.4. Связь успешности в учебе и творческости......................30
4. Заключение.....................................................................……..31
Литература........................................................................…….…33

Работа содержит 1 файл

Методика Е.Е.Туник.docx

— 303.79 Кб (Скачать)

1 оригинальное  определение - 5 баллов

Op=5k

k - число  оригинальных слов

Ор - показатель оригинальности

Т =n+5k 

Т - суммарный  показатель третьего субтеста.

Субтест 3. Выражение.

Модификация для 9-15 лет.

Задача: - Придумать предложения, состоящие из четырех слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов, причем каждое слово в предложении начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: ( испытуемым предъявляются напечатанные буквы)

В   М   С   К

Пожалуйста, используйте буквы только в таком  порядке, не меняйте буквы местами. Привожу пример предложения - Веселый  мальчик смотрит кинофильм.

А теперь придумай как можно больше своих  предложений с этими буквами.

Время выполнения субтеста - 5 минут.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались  по 
 

12 

поезд)

2 часть  ( кошка, мышка)

Примеры оригинальных слов: 1 часть ( подорожник, поздравление, поминки, порка)

2 часть  (креветка, строчка)

Выражение (9-15 лет)

Субтест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений - 4. Размах по числу предложении от 0 до 9. Примеры часто приводимых предложений: " В Москве стоит кинотеатр." , "В машине сидит кот." Примеры  оригинальных, грамматически верно  построенных предложений:

В масленницу скворцы кричат.

Всегда  можно солить картошку.

Воробей мешал сороке кричать.

Вода  морская соленая, караул.

Витя  мухобойкой сбил комара.

Субтест 4. Словесная ассоциация. Определения, (вербальная область)

Среднее число приведенных ответов - определений  к слову "книга" составляло 11, размах по числу ответов - от 1 до 30 (за З мин.) Было дано 180 ответов.

Ответы  с наибольшей частотой: интересная, красивая, большая, маленькая, сказочная, хорошая.

Редкие  ответы: удивительная, странная, забытая, правдивая, хреновая, купленная, документальная, запрещенная и т.д.

Субтест 5. Изображения (образная область)

Для этого  субтеста предложена достаточно сложная  система подсчета баллов. При подсчете учитывается общее число изображенных элементов, число использованных классов  фигур (из четырех заданных), оригинальность рисунка и его элементов, также  учитывалось в качестве ошибки использование  других фигур и линий, кроме заданных. С помощью примеров рисунков поясним  вышеописанные правила подсчета баллов (рис.7).

Субтест 6. Эскизы (образная область).

Предложенная  система подсчета баллов для этого  теста также довольно трудоемкая.

При подсчете показателей этого субтеста учитывается  общее число классов рисунков, число изображенных предметов: например изображения б различных лиц  относится к одному классу, изображения  нескольких разных букв также относится  к одному классу. Считается

25

3.2. Сравнительный анализ  данных семи субтестов  творческого мышления

3.2.1. Качественное описание  полученных данных

Используемые  нами тесты назывались веселыми занятиями, проводились в непринужденной атмосфере, дети предупреждались заранее, что  все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные  ответы, предлагалось пофантазировать, все ответы поощрялись.. Большинство  детей отвечало с большой охотой и с желанием продолжать занятия  дальше.

Будем обсуждать данные по объединенной выборке ~100 человек, возраст~ 7 лет

Субтест!. Использование газеты (вербальная область)

По этому  тесту испытуемыми было дано в  среднем 6 ответов на человека (за 3 мин.), разброс по числу ответов велик - от 1 до 14 ответов. Наиболее часто встречающиеся  ответы:" Сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Сдать в макулатуру. Подстилать газету. Узнавать из нее  новости. Узнавать программу TV".

Редкие, оригинальные ответы:" Замочить газету и переводить слова. Обмахиваться, если жарко. Наказывать газетой собаку (хлопать  собаку). Пользоваться как календарем. Узнать номер лотерейного билета. Дать играть кошке. Составлять анонимки".

Субтест 2. Заключения (гипотетическая ситуация) (вербальная область).

Этот  тест вызвал у некоторых детей  затруднение. В среднем было дано 4 ответа за (3 мин.).

Размах  составляет от 0 до 11 ответов. Было приведено 80 типов ответов. Часто повторяющиеся  ответы:" Люди и звери будут  разговаривать, понимать друг друга. Будут  дружить. Люди и звери будут помогать друг другу. Будет весело. Будет неразбериха".

Редкие, оригинальные ответы:" Звери будут  учить иностранные языки; будут  учиться петь песни, будут выступать  по телевидению;

голубь  полетит и передаст письмо словами; звери будут ездить на дачу;

у зверей отпадет шерсть и хвост".

Субтест 3. Слова (вербальная область).( 5-8 лет)

Этот  тест обладает большой различительной силой.

Среднее число придуманных слов (каждого  типа) - 5. Размах по числу слов от 0 до 20.

Примеры часто приводимых слов: 1 часть ( пол, пошла, поле,  

24 
 

трем  показателям

    1) Беглость

      Число придуманных предложений - п, 1 предложение -1 балл Б=п

2)Гибкость

Считаем число слов, используемых испытуемым, причем каждое слово считается только один раз. Т.е. в каждом последующем  предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись  испытуемым ранее или не повторяют  слова в нашем примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи считаются одинаковыми, например:

веселый, весело.

Число слов, используемых один раз - m

1 слово  - 0.1 балла Г = 0.1 "к

Г - показатель гибкости

3) Оригинальность

Считаем число оригинальных по смысловому содержанию предложений, т. е. таких предложений, для которых главная выраженная в них мысль является оригинальной. Оригинальным будет считаться предложение, которое встречается 1 раз на выборке  в 30 - 40 человек. Одно оригинальное предложение - 5 баллов.

Op=5k

где Ор показатель оригинальности, k - число оригинальных предложений.

T=n+0.1m+5k

3

где Т - суммарный показатель третьего субтеста ( для 9-15 лет )

Субтест 4. Словесная ассоциация.

Задача - привести .как можно больше определений  для общеупотребительных слов.

Инструкция. .

Приведи как можно больше определений  для слова - книга. Например - красивая книга какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Оценивание

Результаты  выполнения субтеста оцениваются в  баллах по 3 показателям:

1) Беглость - суммарное число приведенных определений - п

1 определение-1 балл. 

13

Б=п

Б - показатель беглости

    2) Гибкость - число приведенных классов  - категорий ответов.

1 категория  - 3 балла

Г = 3 m

Г- показатель гибкости, т-число категории ответов

Список  категорий (4 субтест)

1. Время  издания (старая, новая, современная,  старинная...)

2.Действия  с книгой любого типа (брошенная,  забытая, украденная, переданная...)

3. Материал  и способ изготовления ( картонная,  пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная...)

4. Назначение, жанр ( медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая...)

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая,  своя...)

6. Размеры,  форма ( большая, тяжелая, длинная,  тонкая, круглая, квадратная...)

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая...)

8. Степень  сохранности и чистоты ( рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная,  пыльная...)

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная...)

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая...)

11. Эмоционально-оценочное  восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная,  полезная...)

12. Язык, место издания ( английская, иностранная,  немецкая, индийская, отечественная...)

    Все ответы, относящиеся к одной категории  учитываются один раз и получают - 3 балла. В принципе, максимально-возможный  балл - 12х3=36 баллов ( это в случае, когда в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно  редко.) Как и в случае субтеста 1 ответам, не подходящим ни к какой  категории присваивается новая  категория и, соответственно, добавляется  по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально - полученное число баллов может увеличиться.

  1. Оригинальность - число оригинальных определений - в нашем
 
 
 

14 
 

Рис.6 Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма) 
 
 
 
 

23

При подсчете баллов по 6 субтесту следует учитывать  все рисунки вне зависимости  от качества изображения. О сюжете и  теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание                                        подпись (рис. 8)

У маленьких  детей, которые не умеют писать, после  окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках и подписать  названия. В основном это относится  к возрастной группе 5-7 лет.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача - найти различные фигуры, скрытые  в сложном, малоструктурированном  изображении.

Инструкция

Найди как можно больше знакомых предметов  в этом рисунке. Что здесь изображено?

Время выполнения субтеста = 3 минуты. Тестовый стимульный материал (изображение) приведен на рис.6.

Оценивание:

Результаты  выполнения субтеста оцениваются в  баллах по 2 показателям:

    1) Беглость - суммарное число ответов  - п 1 ответ -1 балл,

Б=п

    2) Оригинальность - число оригинальных, редких ответов - k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30-40 человек. 1 оригинальный ответ - 5 баллов

Op=5k

где Ор - оригинальность

Информация о работе Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты