Положительный психологический климат в волейбольной команде как фактор успешности спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить особенности межличностных отношений волейболисток, разработать и внедрить план воспитательной работы по сплочению спортивной команды.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение
особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток, реализация плана воспитательной работы по сплочению спортивной команды, позволит улучшить взаимоотношения в команде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ……………………………..6
1.1. Психологические особенности межличностных отношений………….6

1.2. Социально — психологические особенности спортивной группы…..14
1.3. Особенности взаимоотношений в системе "спортсмен" — "спортсмен"
"тренер — спортсмен" …………………………………………………………..33
1.4 Успешность спортивной деятельности и общения…………………….41
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования……………………………...63
2.1 Методы исследования………………………………….………………..63
2.2 Организация исследования……………………………………………...66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………...67
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

диплом01.doc

— 1.97 Мб (Скачать)

а) измерение степени сплоченности в группах;

Индекс групповой сплоченности:

 

где — сумма взаимных выборов, сделанных членами группы.

 — максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

= n (n-1), где n - число членов в изучаемой группе.

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам 

симпатии-антипатии (звезды, лидеры, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых  сплоченных образований;

В процессе педагогического  эксперимента, нами были изучены особенности  межличностных взаимоотношений  среди спортсменок волейболисток (10-12 лет) в тренировочном процессе. Разработан и внедрен план воспитательной работы по сплочению спортивной команды, даны рекомендации тренеру и спортсменкам.

Важным условием педагогического  эксперимента было сравнение результатов  педагогического тестирования на начальном  и заключительном этапах.

Математическая статистика применялась для обработки цифрового материала, полученного в результате исследования. При этом определялись следующие параметры:

М - средняя арифметическая;

G - размах варьирования

m - средняя ошибка среднего арифметического;

Определение перечисленных параметров осуществлялось с достаточной точностью согласно известным методам статистической обработки.

В ходе статистического  анализа социометрического исследования устанавливались критические значения количества выборов, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статически достоверными.

 

2.2 Организация исследования 

 

Исследование было проведено на базе МОУ ДОД СДЮСШОР №3 г.Тюмень. В исследовании приняли участие команда волейболисток девочек  
(10-12 лет) в количестве 14 человек и тренер группы.

На первом этапе исследования, с сентября 2008г. по май 2009г., нами  
была определена тема исследования, выделены основные понятия, проведен  
теоретический анализ состояния проблемы.

На втором этапе исследования (сентябрь 2008г. март 2009г) разработан и внедрен план воспитательной работы по сплоченности спортивной команды. В мае 2009 г. проведено итоговое педагогическое тестирование.      На третьем этапе исследования, с апреля по май 2009г., осуществлялась обработка результатов эмпирического исследования, теоретическая интерпретация полученных результатов и оформление дипломной работы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведенного исследования, по определению типов  темперамента, нами были получены следующие данные (Диаграмма 1).

Холерик-экстраверт — 21,4%, характерны такие черты как: нестабильность, раздражительность, беспокойство, агрессивность, возбудимость, переменчивость,импульсивность, оптимизм, активность.

Сангвиник-экстраверт — 14,2%, характерны такие черты как: стабильность, общительность, дружелюбие, словоохотливость, отзывчивость, деятельность, энергичность, беспечность, лидерство.

Меланхолик-интроверт — 57%, характерны такие черты как: нестабильность, уныние, тревожность, ригидность, сдержанность, пессимистичность,замкнутость, необщительность,покладистость.

Флегматик-интроверт — 7,1%, характерны такие черты как: стабильность, пассивность, осмотрительность, миролюбие, управляемость, уравновешенность, спокойствие.

Следовательно, в группе волейболисток преобладает такой  тип  
темперамента, как меланхолик-интроверт 57%.

Для определения агрессивности, нами был использован тест - опросник  
А. Басса и А. Дарки. Результаты проведенного исследования позволили  
определить, что в группе волейболисток существуют различные виды  
агрессивных реакций (Таб. 1).

Виды агрессивных реакций  в группе волейболисток.

Таблица 1

физ.

агр.

кос.

агр.

раздра-жение

негати-визм

обида

подозри-тельность

верб.

агр.

чувство вины

1

4

6

5

2

7

6

10

8

2

3

4

6

2

5

9

7

9

3

6

5

2

4

7

8

8

9

4

8

4

3

2

3

6

5

5

5

3

5

9

2

8

7

6

10

6

4

5

3

4

7

9

6

9

7

7

5

9

4

7

8

11

10

8

6

4

3

2

3

6

5

5

9

6

6

10

3

5

9

7

8

10

6

2

4

3

6

8

7

6

11

6

3

7

3

9

6

3

6

12

8

6

4

3

8

9

8

8

13

8

4

3

3

4

5

9

7

14

4

5

3

4

7

9

6

9


 

Полученные данные свидетельствуют  о том, что в группе волейболисток  преобладают такие виды реакций  как: обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

К вербальной агрессии склоны спортсменки с таким типом  темперамента как, холерик-экстраверт.

Обида, подозрительность, чувство вины выявлены у спортсменок  с меланхолическим типом темперамента.

Таким образом, большинство  волейболисток предпочитают выражать негативные чувства через: ссоры, крики, через содержание словесных ответов, т.е. упреки, угрозы, ругань, насмешки. Но девочки не склонны к физической агрессии и раздражению. Уровень агрессивности низкий.

С целью изучения личной предрасположенности к конфликтному поведению, нами был использован  тест-опросник К. Томаса. Результаты проведенного исследования позволили определить, что в группе волейболисток преобладают такие способы реагирования на конфликт как: соперничество, сотрудничество, компромисс (Таб. 2).

 

Способы реагирования на конфликт

 

Таблица 2

 

соперн-во

сотрудн-во

компромисс

избегание

приспособление

1

4

5

8

7

6

2

8

4

2

4

6

3

8

5

7

4

6

4

7

6

7

-

4

5

-

5

4

7

6

6

10

6

5

5

3

7

2

10

6

4

7

8

8

7

4

5

7

9

5

4

6

6

3

10

6

7

7

6

4

11

6

7

3

4

6

12

4

9

4

6

7

13

2

5

8

5

7

14

3

-

9

4

5


 

Сотрудничество —  свойственно волейболисткам с таким типом темперамента как: холерик-экстраверт.

К компромиссу склонны  волейболистки с типами темперамента меланхолик-интроверт и сангвиник-экстраверт.

Соперничество — в  конфликтных ситуациях характерно: флегматикам-интровертам, меланхоликам-интровертам.

Таким образом, 36% волейболисток  предпочитают соперничество, 28,5% - компромисс, 28,5% — сотрудничество и 7% - избегание.

Для выявления особенностей межличностных отношений членов группы, мы использовали социометрическое исследование. Результаты представлены в виде социометрической матрицы (Таб.3).

Социометрическая матрица.                                                     Таблица 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

 

++

     

-

-

 

++

 

+

-

   

2

++

   

-

-

 

-

 

++

+

-

     

3

+

             

+

+

-

-

   

4

+

             

++

         

5

     

-

         

++

       

6

     

-

-

     

+

+

     

+

7

 

- -

++

+

- -

++

     

- -

   

+

 

8

+ -

 

+

- -

       

+

++

       

9

++

++

 

-

                   

10

+

+

+

- -

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

11

+

+

 

- -

-

 

-

             

12

+

+

+

-

   

-

         

+

+

13

   

+

-

 

+

 

+

   

-

     

14

+

 

+

     

-

 

+

   

-

   

 

«+» - положительный выбор

 

«-» - отрицательный выбор

 

На основе социоматрицы, нами была построена социограмма, которая дает наглядное представление о внутригрупповых взаимоотношениях.

                  

Для выявления соотносительного авторитета, по признакам симпатии и антипатии, волейболистки были разделены на 4 зоны:

1) «зона звезд» (2 чел.) — в нее вошли лица, набравшие не менее 11 выборов. Девочки, находящиеся в этой зоне, в силу характера имеют склонность к общению. В ситуации возникновения конфликта они стремятся к компромиссу, либо к избеганию. Агрессивные реакции проявляются в виде вербальной агрессии, чувства вины. Уровень агрессивности низкий.

2) «зона предпочитаемых»  (3 чел.) — в нее вошли лица, набравшие  от 6 до 7 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к соперничеству или к компромиссу. В конфликтных ситуациях склонны к вербальной агрессии. Уровень агрессивности соответствует норме.

3) «зона отвергаемых» (3 чел.) — в нее вошли лица набравшие от 4 до 3 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к соперничеству и компромиссу. Агрессивная реакция проявляется в виде подозрительности и

чувства вины. Уровень  агрессивности ниже среднего.

4) «зона изолированных» (6 чел.) — в нее вошли лица, набравшие  от 1 до 2 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к сотрудничеству, соперничеству. Уровень агрессивности низкий.

В результате социометрического  исследования мы получили обобщенную картину состояния системы межличностных  взаимоотношений. Она характеризуется  особым диагностическим показателем уровнем благополучия взаимоотношений.

В спортивной команде  волейболисток отмечается низкий уровень  благополучия, т.е. «зона звезд» и «зона предпочитаемых» в сумме меньше зон «принебрегаемых» и «изолированных». Процент «отвергаемых» и «изолированных» составил 64,2%, а индекс групповой сплоченности 0,04%. Это свидетельствует о низком уровне благополучия взаимоотношений.

Таким образом, для спортсменок  имеющих высокий социометрический статус, вошедших в «зону звезд» и «зону предпочитаемых» характерны следующие особенности:

— склонность к типу темперамента меланхолик-интроверт, сангвиник-экстраверт, флегматик-интроверт.

— направленность на общение.

— низкий уровень агрессивности.

— реакция на конфликт компромисс.

— проявление агрессивных реакций в виде вербальной агрессии, чувства вины.

Информация о работе Положительный психологический климат в волейбольной команде как фактор успешности спортивной деятельности