Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:41, курсовая работа
Цель исследования — изучить особенности межличностных отношений волейболисток, разработать и внедрить план воспитательной работы по сплочению спортивной команды.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение
особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток, реализация плана воспитательной работы по сплочению спортивной команды, позволит улучшить взаимоотношения в команде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ……………………………..6
1.1. Психологические особенности межличностных отношений………….6
1.2. Социально — психологические особенности спортивной группы…..14
1.3. Особенности взаимоотношений в системе "спортсмен" — "спортсмен"
"тренер — спортсмен" …………………………………………………………..33
1.4 Успешность спортивной деятельности и общения…………………….41
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования……………………………...63
2.1 Методы исследования………………………………….………………..63
2.2 Организация исследования……………………………………………...66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………...67
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
а) измерение степени сплоченности в группах;
Индекс групповой сплоченности:
где — сумма взаимных выборов, сделанных членами группы.
— максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.
= n (n-1), где n - число членов в изучаемой группе.
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам
симпатии-антипатии (звезды, лидеры, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований;
В процессе педагогического
эксперимента, нами были изучены особенности
межличностных взаимоотношений
среди спортсменок
Важным условием педагогического эксперимента было сравнение результатов педагогического тестирования на начальном и заключительном этапах.
Математическая статистика применялась для обработки цифрового материала, полученного в результате исследования. При этом определялись следующие параметры:
М - средняя арифметическая;
G - размах варьирования
m - средняя ошибка среднего арифметического;
Определение перечисленных параметров осуществлялось с достаточной точностью согласно известным методам статистической обработки.
В ходе статистического
анализа социометрического
2.2 Организация исследования
Исследование было проведено на базе МОУ ДОД СДЮСШОР №3
г.Тюмень. В исследовании приняли участие
команда волейболисток девочек
(10-12 лет) в количестве 14 человек и тренер
группы.
На первом этапе исследования,
с сентября 2008г. по май 2009г., нами
была определена тема исследования, выделены
основные понятия, проведен
теоретический анализ состояния проблемы.
На втором этапе исследования (сентябрь 2008г. март 2009г) разработан и внедрен план воспитательной работы по сплоченности спортивной команды. В мае 2009 г. проведено итоговое педагогическое тестирование. На третьем этапе исследования, с апреля по май 2009г., осуществлялась обработка результатов эмпирического исследования, теоретическая интерпретация полученных результатов и оформление дипломной работы.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате проведенного исследования, по определению типов темперамента, нами были получены следующие данные (Диаграмма 1).
Холерик-экстраверт — 21,4%, характерны такие черты как: нестабильность, раздражительность, беспокойство, агрессивность, возбудимость, переменчивость,импульсивность, оптимизм, активность.
Сангвиник-экстраверт — 14,2%, характерны такие черты как: стабильность, общительность, дружелюбие, словоохотливость, отзывчивость, деятельность, энергичность, беспечность, лидерство.
Меланхолик-интроверт — 57%, характерны такие черты как: нестабильность, уныние, тревожность, ригидность, сдержанность, пессимистичность,замкнутость, необщительность,покладистость.
Флегматик-интроверт — 7,1%, характерны такие черты как: стабильность, пассивность, осмотрительность, миролюбие, управляемость, уравновешенность, спокойствие.
Следовательно, в группе
волейболисток преобладает
темперамента, как меланхолик-интроверт 57%.
Для определения агрессивности,
нами был использован тест - опросник
А. Басса и А. Дарки. Результаты проведенного
исследования позволили
определить, что в группе волейболисток существуют
различные виды
агрессивных реакций (Таб. 1).
Виды агрессивных реакций в группе волейболисток.
Таблица 1
№ |
физ. агр. |
кос. агр. |
раздра-жение |
негати-визм |
обида |
подозри-тельность |
верб. агр. |
чувство вины |
1 |
4 |
6 |
5 |
2 |
7 |
6 |
10 |
8 |
2 |
3 |
4 |
6 |
2 |
5 |
9 |
7 |
9 |
3 |
6 |
5 |
2 |
4 |
7 |
8 |
8 |
9 |
4 |
8 |
4 |
3 |
2 |
3 |
6 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
9 |
2 |
8 |
7 |
6 |
10 |
6 |
4 |
5 |
3 |
4 |
7 |
9 |
6 |
9 |
7 |
7 |
5 |
9 |
4 |
7 |
8 |
11 |
10 |
8 |
6 |
4 |
3 |
2 |
3 |
6 |
5 |
5 |
9 |
6 |
6 |
10 |
3 |
5 |
9 |
7 |
8 |
10 |
6 |
2 |
4 |
3 |
6 |
8 |
7 |
6 |
11 |
6 |
3 |
7 |
3 |
9 |
6 |
3 |
6 |
12 |
8 |
6 |
4 |
3 |
8 |
9 |
8 |
8 |
13 |
8 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
9 |
7 |
14 |
4 |
5 |
3 |
4 |
7 |
9 |
6 |
9 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что в группе волейболисток преобладают такие виды реакций как: обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
К вербальной агрессии склоны спортсменки с таким типом темперамента как, холерик-экстраверт.
Обида, подозрительность,
чувство вины выявлены у спортсменок
с меланхолическим типом
Таким образом, большинство волейболисток предпочитают выражать негативные чувства через: ссоры, крики, через содержание словесных ответов, т.е. упреки, угрозы, ругань, насмешки. Но девочки не склонны к физической агрессии и раздражению. Уровень агрессивности низкий.
С целью изучения личной
предрасположенности к
Способы реагирования на конфликт
Таблица 2
№ |
соперн-во |
сотрудн-во |
компромисс |
избегание |
приспособление |
1 |
4 |
5 |
8 |
7 |
6 |
2 |
8 |
4 |
2 |
4 |
6 |
3 |
8 |
5 |
7 |
4 |
6 |
4 |
7 |
6 |
7 |
- |
4 |
5 |
- |
5 |
4 |
7 |
6 |
6 |
10 |
6 |
5 |
5 |
3 |
7 |
2 |
10 |
6 |
4 |
7 |
8 |
8 |
7 |
4 |
5 |
7 |
9 |
5 |
4 |
6 |
6 |
3 |
10 |
6 |
7 |
7 |
6 |
4 |
11 |
6 |
7 |
3 |
4 |
6 |
12 |
4 |
9 |
4 |
6 |
7 |
13 |
2 |
5 |
8 |
5 |
7 |
14 |
3 |
- |
9 |
4 |
5 |
Сотрудничество — свойственно волейболисткам с таким типом темперамента как: холерик-экстраверт.
К компромиссу склонны
волейболистки с типами темперамента
меланхолик-интроверт и
Соперничество — в
конфликтных ситуациях
Таким образом, 36% волейболисток предпочитают соперничество, 28,5% - компромисс, 28,5% — сотрудничество и 7% - избегание.
Для выявления особенностей межличностных отношений членов группы, мы использовали социометрическое исследование. Результаты представлены в виде социометрической матрицы (Таб.3).
Социометрическая матрица.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
++ |
- |
- |
++ |
+ |
- |
||||||||
2 |
++ |
- |
- |
- |
++ |
+ |
- |
|||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|||||||||
4 |
+ |
++ |
||||||||||||
5 |
- |
++ |
||||||||||||
6 |
- |
- |
+ |
+ |
+ | |||||||||
7 |
- - |
++ |
+ |
- - |
++ |
- - |
+ |
|||||||
8 |
+ - |
+ |
- - |
+ |
++ |
|||||||||
9 |
++ |
++ |
- |
|||||||||||
10 |
+ |
+ |
+ |
- - |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
11 |
+ |
+ |
- - |
- |
- |
|||||||||
12 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ | |||||||
13 |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
|||||||||
14 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
«+» - положительный выбор
«-» - отрицательный выбор
На основе социоматрицы, нами была построена социограмма, которая дает наглядное представление о внутригрупповых взаимоотношениях.
Для выявления соотносительного авторитета, по признакам симпатии и антипатии, волейболистки были разделены на 4 зоны:
1) «зона звезд» (2 чел.) — в нее вошли лица, набравшие не менее 11 выборов. Девочки, находящиеся в этой зоне, в силу характера имеют склонность к общению. В ситуации возникновения конфликта они стремятся к компромиссу, либо к избеганию. Агрессивные реакции проявляются в виде вербальной агрессии, чувства вины. Уровень агрессивности низкий.
2) «зона предпочитаемых» (3 чел.) — в нее вошли лица, набравшие от 6 до 7 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к соперничеству или к компромиссу. В конфликтных ситуациях склонны к вербальной агрессии. Уровень агрессивности соответствует норме.
3) «зона отвергаемых» (3 чел.) — в нее вошли лица набравшие от 4 до 3 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к соперничеству и компромиссу. Агрессивная реакция проявляется в виде подозрительности и
чувства вины. Уровень агрессивности ниже среднего.
4) «зона изолированных» (6 чел.) — в нее вошли лица, набравшие от 1 до 2 выборов. В ситуации конфликта они стремятся к сотрудничеству, соперничеству. Уровень агрессивности низкий.
В результате социометрического
исследования мы получили обобщенную
картину состояния системы
В спортивной команде волейболисток отмечается низкий уровень благополучия, т.е. «зона звезд» и «зона предпочитаемых» в сумме меньше зон «принебрегаемых» и «изолированных». Процент «отвергаемых» и «изолированных» составил 64,2%, а индекс групповой сплоченности 0,04%. Это свидетельствует о низком уровне благополучия взаимоотношений.
Таким образом, для спортсменок
имеющих высокий
— склонность к типу темперамента меланхолик-интроверт, сангвиник-экстраверт, флегматик-интроверт.
— направленность на общение.
— низкий уровень агрессивности.
— реакция на конфликт компромисс.
— проявление агрессивных реакций в виде вербальной агрессии, чувства вины.