Положительный психологический климат в волейбольной команде как фактор успешности спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить особенности межличностных отношений волейболисток, разработать и внедрить план воспитательной работы по сплочению спортивной команды.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение
особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток, реализация плана воспитательной работы по сплочению спортивной команды, позволит улучшить взаимоотношения в команде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ……………………………..6
1.1. Психологические особенности межличностных отношений………….6

1.2. Социально — психологические особенности спортивной группы…..14
1.3. Особенности взаимоотношений в системе "спортсмен" — "спортсмен"
"тренер — спортсмен" …………………………………………………………..33
1.4 Успешность спортивной деятельности и общения…………………….41
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования……………………………...63
2.1 Методы исследования………………………………….………………..63
2.2 Организация исследования……………………………………………...66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………...67
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

диплом01.doc

— 1.97 Мб (Скачать)

Для волейболисток вошедших в зону «отвергаемых» и «изолированных», имеющих низкий социальный статус характерны следующие особенности:

—склонность к типу темперамента меланхолик-интроверт, холерик-экстраверт, сангвиник-экстраверт.

— уровень агрессивности низкий.

— реакция на конфликт, соперничество.

Таким образом, результаты социометрического анализа показали, что роль лидера в группе занимают меланхолики-интроверты, сангвиники-экстраверты, флегматики-интроверты. Наибольшей популярностью в группе пользуется сангвиник-экстраверт № 9 и меланхолик-интроверт № 1, склонные к компромиссу и избеганию.

Спортсменки, склонные к  соперничеству, подозрительности отвергаются  во внутригрупповых взаимоотношениях.

Необходимо отметить, что тренер исследуемой группы использует демократический стиль руководства, в конфликтных ситуациях предпочитает компромисс либо избегание, тип темперамента — сангвиник-экстраверт.

Основываясь на полученные данные и годовой план воспитательной работы в спортивной школе, нами разработан план воспитательной работы по сплочению спортивной команды.

1) беседы тренера со  всей командой включающие информацию  об основных трудностях возникающих  при взаимодействии спортсменов в конфликте, средствах разрешения межличностных конфликтов, стилях поведения, методах саморегуляции в спорте.

2) индивидуальные беседы тренера со спортсменами «звездами», «предпочитаемыми» и ориентация спортсменов на установление взаимодействие с «отвергаемыми» и «изолированными». (Работа в парах на тренировочных занятиях).

3) практические тренинго-игровые  упражнения тренера с группой  направленные на:

а) преодоление коммуникативных  барьеров, развитие умений ориентироваться  в сложных эмоционально насыщенных ситуациях для интровертов: (Упражнения «Туман», «Обмен ролями»; Групповая игра «Неудачное интервью», «Контакты»).

б) развитие умений выслушать  собеседника, способность к эмпатии  для экстравертов: (Упражнения «Анабиоз», «Выбор»; Групповой тренинг «Дискуссия»).

в) разыгрывание конфликтной  ситуации игровой деятельности с  различными вариантами поведений (соперничество, компромисс, сотрудничество).

4) привлечение к воспитательной  работе родителей. 

5) активная работа  капитана команды в качестве  помощника тренера, направленная на:

а) формирование позитивного  отношения спортсменов друг к  другу .

б) не допускать возникновения  отрицательных воздействий друг на друга.

6) ведение дневника  самоконтроля спортсмена.

7) знакомство с правилами  взаимоотношения в тренировочном процессе, в ходе которых девочки уясняют, соответствуют ли их поведение предложенным положениям, происходит осмысление своего поведения и принятие предложенных положений.

Результаты социометрического  исследования, проведенные в мае 2009г. после внедрения плана воспитательной работы свидетельствуют о том, что в группе волейболисток значительно снизился процент девочек со статусом (отвергаемые) и (изолированные), он составил 14,2% (рис.З). Индекс групповой сплоченности изменился с низкого на средний уровень.

В конфликтных ситуациях 43% девочек выбирают сотрудничество как наиболее благоприятный способ реагирования на конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

ВЫВОДЫ

1. Теоретический анализ  литературных источников позволил  получить информацию о состоянии проблемы внутригрупповых взаимоотношений и выявить, что от степени сплоченности игроков в спортивной команде зависит успешность соревновательной деятельности. Тренер, в свою очередь, должен оказывать существенное влияние на факторы, определяющие социально-психологический климат спортивной команды.

2. Результаты исследования типов темперамента волейболисток показали, что в группе 57,3% девочек меланхоликов-интровертов, 21,4%— холериков-экстравертов, 14,2% - сангвиников-экстравертов и 7,1% флегматиков-интровертов.

3. В целом в группе  волейболисток низкий уровень  агрессивности. Основными видами  агрессивных реакций девочек  являются: обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство  вины. В ситуации конфликта 36% девочек предпочитают соперничество, 28,5% — компромисс, 28,5% - сотрудничество и 7% - избегание.

4. В спортивной команде  девочек волейболисток выявлен  низкий уровень групповой сплоченности. Процент «отвергаемых» и «изолированных» составил 64,2%.

5. План воспитательной работы по сплочению спортивной команды  включает: беседы тренера со всей командой; индивидуальные беседы; практические тренинго - игровые упражнения тренера с группой; работу капитана команды; ведение дневника самоконтроля.

6. В результате, внедрения  плана воспитательной работы  в учебно-тренировочный процесс волейболисток, значительно снизился процент девочек со статусом «отвергаемые» и «изолированные», он составил 14,2%. Индекс групповой сплоченности изменился с низкого на средний уровень.

В конфликтных ситуациях 43% девочек выбирают сотрудничество, как наиболее благоприятный способ реагирования на конфликт.

 

Рекомендации тренеру  для работы с занимающимися, имеющих  определенный тип темперамента.

 

Холерик-экстраверт:

Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика, в работе с ним не допустимы резкость, несдержанность. В то же время любой его поступок должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему, отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результата.

 

Сангвиник-экстраверт:

Перед сангвиником следует  непрерывно ставить новые, но по возможности  интересные задачи. Необходимо постоянно  включать его в  
активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

 

Меланхолик-интроверт:

В отношении меланхолика  недопустимы не только резкость, но и просто повышенный тон. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше  поговорить с ним наедине. К нему следует проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные  успехи.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агеев В. С. Межгрупповое  взаимодействие /Социально — психологические  проблемы. — М.: МГУ, 1990. — 240 с. 

2. Андриенко Е. В.  Социальная психология: Учебное  пособие для студ. ВУЗов. —  М.: Академия, 2000. — 264 с.

3. Аникеева Н. П.  Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989.— 224 с. 

4. Батурин Н. А.Психология  успеха и неудачи в спортивной  деятельности. Омск, 1988. — 48 с.

5. Буэ М. Функции  спорта в человеческих отношениях //Спорт и образ жизни, сборник статей — М.: "ФК и С", - 1979. — с. 142 — 144.

6. Волков И.П. Практикум  по спортивной психологии./Под  редакцией 

И.П. Волкова. — СПБ: «Питер», 2002.-284 с.

7. Герон Э. Психоспортграмма //Психология и современный спорт. — М.:  
1973,

8. Гончаров В.Д. Социально — психологические аспекты //Человек в мире

спорта. — М.: ФК и С, 1978. — 97 с.

9. Горская Г. Б. Психологическая  теория спортивной деятельности:  
актуальные направления развития. //Теория и практика ФК. — 1999. - № 5. - с. 53 -56.

10. Гошек В. Ванек М. Свобода Б. Успех как мотивационный фактор  
спортивной деятельности. //Психология и современный спорт. — 1973.- С.

100 — 121.

11. Гошек В. Уровень  притязаний и его роль в  психологической подготовке  
спортсмена //Теория и практика ФК, - 1972. - № 1. — С. 32 — 36.

12. Дашкевич О. В.  Эмоциональная регуляция деятельности  в экстремальных  
условиях: Автореф. Дисс... Канд. пед. наук. — Москва: - 1975. — 19 с.

13. Дёмин В. А. Методологические  вопросы исследования спорта  в аспекте  
теории деятельности: Автореф. Дисс... Кандидат пед. наук.— Москва: — 1975. — 19 с.

14. Зобков В. А. Психология  отношения учащихся к деятельности: Автореф.  
Дисс... Доктор педагогических наук. — Москва: — 1993. — 30 с.

15. Ильин Е. П. Факторы,  обуславливающие эффективность педагогического  
общения /Психология физического воспитания. - СПБ: Изд. — во РГПУ им.  
А. И. Герцена, 2000. — 486 с.

16. Илюта Д. Методологические  аспекты разработки психограммы  видов  
спорта //Психология и современный спорт. — М.: 1982. — 21 — 24 с.

17. Коломейцев Ю. А.  Связь потребностей с различными  элементами  
социально — психологического климата //Человек в мире спорта. Т. 2. — М.:  
1998. — с. 335 — 336.

18. Коломейцев Ю. А.  Взаимоотношения в спортивной  команде. — М.: 1984.

19. Коломейцев Ю. А. Влияние социально — психологической совместимости и стиля руководства на эффективность спортивной деятельности //Спортсмен подводник. 66. — М.: 1982. — с. 3 — 7.

20. Леонтьев А. Н.  Деятельность. Сознание. Личность. —  М.: 1975. — 304 с. 

21. Лобанов А. А. Общение и деятельность. /Основы профессионально —  
педагогического общения. М. — 2002, 189 с.

22. Лобанов А. А. Общение  и отношение. /Основы профессионально —  
педагогического общения. М. — 2002. — 189 с.

23. Мартьянов Б.Н., Гогунов  Е.Н. Социально — психологические  
особенности спортивной группы. /Психология ФВ и С, М. — 200. — с. 288.

24. Навроцкая В. Анализ  и формирование структуры межличностных  
отношений в спортивном коллективе //Психология и современный спорт.— 1973. — с. 72.

25. Немов Р. С. Межличностные отношения в группах и коллективах  
/Психология Т. 1. — М, 2001. — с. 686.

26. Немов Р. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся педучилищ,  
студентов пединститутов и работников системы подготовки, повышения  
квалификации и переподготовки пед. кадров.— М.: Просвещение, 1990.-301с.

27. Обозов Н.Н. Психология  малых групп и коллективов  //Социальная  
психология. — Л.: ЛГУ, 1979. — 167 с.

28. Пилоян Р. А. Мотивация  спортивной деятельности. — М, 1984. — 104 с. 

29. Попов А. Л. Массовидные  социально — психологические явления  
/Психология,уч.пособие. —М, 2001. — с.325.

30. Пуни А. Ц. [предмет  психологии и спорта] /Пуни А.  Ц. "Спортивная  
психология в трудах отечественных специалистов.— СПБ, 2002. — с. 361 —366.

31. Пуни А. Ц. К  психологической теории спортивной деятельности //Теория  
и практика ФК. — 1973. — №12. - с. 10 — 14.

32. Пуни А. Ц. Проблема  личности в психологии спорта. М, 1980. — 28 с. 

33. Рогов Е.Н. Настольная  книга практического психолога.  Издательство  
«Владос пресс», 2002.-383 с.

34. Родионов А. В. //Психология спортивной деятельности. - 1978. с — 3-11.

35. Рудик П. А. Психологические  аспекты спортивной деятельности  
//Психология и современный. — 1973, с. 14 — 40.

36. Самыгин С.И. Педагогика  и психология высшей школы.  Изд-во  
«Феникс», - 1998 г. — 86 с.

37. Стамбулова Н. Б.  Психологическая структура спортивной  деятельности  
/Стамбулова Н. Б. //Спортивная психология в трудах отечественных  
специалистов. — 2002. — с. 32 — 37.

38. Суходольский Г.  В. Основы психологической теории  деятельности. — Л.

1988. — 168 с. 

39. Узен Н.В., Пахомов  Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения  — изд. 2-е,  
доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-272 с.

40. Ханин Ю. Л. Психология  общения в спорте. — М.: ФНС, 1980.

41. Чернышёв А. С., Крикунов  А. С. Социально — психологические основы  
организованности коллектива — Воронеж, 1991. — 163 с.

42. Шадриков В. Д.  Проблемы системогенеза профессиональной  деятельности. М, 1982. — 183 с. 

43. Шеленбергер Б. Социальные  отношения спортсменов как компоненты  регуляции поведения и спортивной деятельности //Психология и современный спорт. — 1982. — 200 — 209.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Правила взаимоотношений  волейболисток.

1. Не упрекай партнера  за ошибки в игре. Лучше похвали его за удачно сыгранный мяч.

2. Помни: нет безнадежных  мячей, старайся принять любой,  каким бы трудным он ни был.  Самоотверженная попытка принять  мяч даже при ее неудаче  воодушевляет команду. 

3. Не получился нападающий  удар, будь самокритичен — ищи свои ошибки.

4. Все, что говорится  грубо, может быть сказано тактично.

Информация о работе Положительный психологический климат в волейбольной команде как фактор успешности спортивной деятельности