Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:41, курсовая работа
Цель исследования — изучить особенности межличностных отношений волейболисток, разработать и внедрить план воспитательной работы по сплочению спортивной команды.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение
особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток, реализация плана воспитательной работы по сплочению спортивной команды, позволит улучшить взаимоотношения в команде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ……………………………..6
1.1. Психологические особенности межличностных отношений………….6
1.2. Социально — психологические особенности спортивной группы…..14
1.3. Особенности взаимоотношений в системе "спортсмен" — "спортсмен"
"тренер — спортсмен" …………………………………………………………..33
1.4 Успешность спортивной деятельности и общения…………………….41
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования……………………………...63
2.1 Методы исследования………………………………….………………..63
2.2 Организация исследования……………………………………………...66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………...67
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Для волейболисток вошедших
в зону «отвергаемых» и «
—склонность к типу темперамента меланхолик-интроверт, холерик-экстраверт, сангвиник-экстраверт.
— уровень агрессивности низкий.
— реакция на конфликт, соперничество.
Таким образом, результаты
социометрического анализа
Спортсменки, склонные к соперничеству, подозрительности отвергаются во внутригрупповых взаимоотношениях.
Необходимо отметить,
что тренер исследуемой группы использует
демократический стиль
Основываясь на полученные данные и годовой план воспитательной работы в спортивной школе, нами разработан план воспитательной работы по сплочению спортивной команды.
1) беседы тренера со
всей командой включающие
2) индивидуальные беседы тренера со спортсменами «звездами», «предпочитаемыми» и ориентация спортсменов на установление взаимодействие с «отвергаемыми» и «изолированными». (Работа в парах на тренировочных занятиях).
3) практические тренинго-игровые упражнения тренера с группой направленные на:
а) преодоление коммуникативных барьеров, развитие умений ориентироваться в сложных эмоционально насыщенных ситуациях для интровертов: (Упражнения «Туман», «Обмен ролями»; Групповая игра «Неудачное интервью», «Контакты»).
б) развитие умений выслушать
собеседника, способность к эмпатии
для экстравертов: (Упражнения «Анабиоз»,
«Выбор»; Групповой тренинг «Дискуссия»)
в) разыгрывание конфликтной ситуации игровой деятельности с различными вариантами поведений (соперничество, компромисс, сотрудничество).
4) привлечение к воспитательной работе родителей.
5) активная работа капитана команды в качестве помощника тренера, направленная на:
а) формирование позитивного отношения спортсменов друг к другу .
б) не допускать возникновения отрицательных воздействий друг на друга.
6) ведение дневника самоконтроля спортсмена.
7) знакомство с правилами
взаимоотношения в тренировочно
Результаты социометрического исследования, проведенные в мае 2009г. после внедрения плана воспитательной работы свидетельствуют о том, что в группе волейболисток значительно снизился процент девочек со статусом (отвергаемые) и (изолированные), он составил 14,2% (рис.З). Индекс групповой сплоченности изменился с низкого на средний уровень.
В конфликтных ситуациях 43% девочек выбирают сотрудничество как наиболее благоприятный способ реагирования на конфликт.
ВЫВОДЫ
1. Теоретический анализ
литературных источников
2. Результаты исследования типов темперамента волейболисток показали, что в группе 57,3% девочек меланхоликов-интровертов, 21,4%— холериков-экстравертов, 14,2% - сангвиников-экстравертов и 7,1% флегматиков-интровертов.
3. В целом в группе
волейболисток низкий уровень
агрессивности. Основными
4. В спортивной команде девочек волейболисток выявлен низкий уровень групповой сплоченности. Процент «отвергаемых» и «изолированных» составил 64,2%.
5. План воспитательной работы по сплочению спортивной команды включает: беседы тренера со всей командой; индивидуальные беседы; практические тренинго - игровые упражнения тренера с группой; работу капитана команды; ведение дневника самоконтроля.
6. В результате, внедрения плана воспитательной работы в учебно-тренировочный процесс волейболисток, значительно снизился процент девочек со статусом «отвергаемые» и «изолированные», он составил 14,2%. Индекс групповой сплоченности изменился с низкого на средний уровень.
В конфликтных ситуациях 43% девочек выбирают сотрудничество, как наиболее благоприятный способ реагирования на конфликт.
Рекомендации тренеру для работы с занимающимися, имеющих определенный тип темперамента.
Холерик-экстраверт:
Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика, в работе с ним не допустимы резкость, несдержанность. В то же время любой его поступок должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему, отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результата.
Сангвиник-экстраверт:
Перед сангвиником следует
непрерывно ставить новые, но по возможности
интересные задачи. Необходимо постоянно
включать его в
активную деятельность и систематически
поощрять его усилия.
Меланхолик-интроверт:
В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, но и просто повышенный тон. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. К нему следует проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие /Социально — психологические проблемы. — М.: МГУ, 1990. — 240 с.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. ВУЗов. — М.: Академия, 2000. — 264 с.
3. Аникеева Н. П.
Психологический климат в
4. Батурин Н. А.Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности. Омск, 1988. — 48 с.
5. Буэ М. Функции
спорта в человеческих
6. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии./Под редакцией
И.П. Волкова. — СПБ: «Питер», 2002.-284 с.
7. Герон Э. Психоспортграмма
//Психология и современный спорт. — М.:
1973,
8. Гончаров В.Д. Социально — психологические аспекты //Человек в мире
спорта. — М.: ФК и С, 1978. — 97 с.
9. Горская Г. Б. Психологическая
теория спортивной
актуальные направления развития. //Теория
и практика ФК. — 1999. - № 5. - с. 53 -56.
10. Гошек В. Ванек М. Свобода Б. Успех как мотивационный
фактор
спортивной деятельности. //Психология
и современный спорт. — 1973.- С.
100 — 121.
11. Гошек В. Уровень
притязаний и его роль в
психологической подготовке
спортсмена //Теория и практика ФК, - 1972. - № 1. — С. 32 — 36.
12. Дашкевич О. В.
Эмоциональная регуляция
условиях: Автореф. Дисс... Канд. пед. наук.
— Москва: - 1975. — 19 с.
13. Дёмин В. А. Методологические
вопросы исследования спорта
в аспекте
теории деятельности: Автореф. Дисс... Кандидат пед. наук.—
Москва: — 1975. — 19 с.
14. Зобков В. А. Психология
отношения учащихся к
Дисс... Доктор педагогических наук. —
Москва: — 1993. — 30 с.
15. Ильин Е. П. Факторы,
обуславливающие эффективность педагогического
общения /Психология физического воспитания.
- СПБ: Изд. — во РГПУ им.
А. И. Герцена, 2000. — 486 с.
16. Илюта Д. Методологические
аспекты разработки
спорта //Психология и современный спорт.
— М.: 1982. — 21 — 24 с.
17. Коломейцев Ю. А.
Связь потребностей с
социально — психологического климата
//Человек в мире спорта. Т. 2. — М.:
1998. — с. 335 — 336.
18. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М.: 1984.
19. Коломейцев Ю. А. Влияние социально — психологической совместимости и стиля руководства на эффективность спортивной деятельности //Спортсмен подводник. 66. — М.: 1982. — с. 3 — 7.
20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: 1975. — 304 с.
21. Лобанов А. А. Общение и деятельность. /Основы профессионально
—
педагогического общения. М. — 2002, 189 с.
22. Лобанов А. А. Общение
и отношение. /Основы профессионально —
педагогического общения. М. — 2002. — 189
с.
23. Мартьянов Б.Н., Гогунов
Е.Н. Социально — психологическ
особенности спортивной группы. /Психология
ФВ и С, М. — 200. — с. 288.
24. Навроцкая В. Анализ
и формирование структуры
отношений в спортивном коллективе //Психология и современный спорт.— 1973. —
с. 72.
25. Немов Р. С. Межличностные отношения в группах и коллективах
/Психология Т. 1. — М, 2001. — с. 686.
26. Немов Р. С. Психология:
Учеб. пособие для учащихся
студентов пединститутов и работников
системы подготовки, повышения
квалификации и переподготовки пед. кадров.— М.: Просвещение, 1990.-301с.
27. Обозов Н.Н. Психология
малых групп и коллективов
//Социальная
психология. — Л.: ЛГУ, 1979. — 167 с.
28. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. — М, 1984. — 104 с.
29. Попов А. Л. Массовидные
социально — психологические явления
/Психология,уч.пособие. —М, 2001. — с.325.
30. Пуни А. Ц. [предмет
психологии и спорта] /Пуни А.
Ц. "Спортивная
психология в трудах отечественных специалистов.— СПБ, 2002. — с. 361 —366.
31. Пуни А. Ц. К
психологической теории спортив
и практика ФК. — 1973. — №12. - с. 10 — 14.
32. Пуни А. Ц. Проблема личности в психологии спорта. М, 1980. — 28 с.
33. Рогов Е.Н. Настольная
книга практического психолога.
«Владос пресс», 2002.-383 с.
34. Родионов А. В. //Психология спортивной деятельности. - 1978. с — 3-11.
35. Рудик П. А. Психологические
аспекты спортивной
//Психология и современный. — 1973, с. 14 —
40.
36. Самыгин С.И. Педагогика
и психология высшей школы.
Изд-во
«Феникс», - 1998 г. — 86 с.
37. Стамбулова Н. Б.
Психологическая структура
/Стамбулова Н. Б. //Спортивная психология
в трудах отечественных
специалистов. — 2002. — с. 32 — 37.
38. Суходольский Г.
В. Основы психологической
1988. — 168 с.
39. Узен Н.В., Пахомов
Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения
— изд. 2-е,
доп. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-272
с.
40. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М.: ФНС, 1980.
41. Чернышёв А. С., Крикунов
А. С. Социально — психологические основы
организованности коллектива — Воронеж,
1991. — 163 с.
42. Шадриков В. Д.
Проблемы системогенеза
43. Шеленбергер Б. Социальные
отношения спортсменов как
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила взаимоотношений волейболисток.
1. Не упрекай партнера за ошибки в игре. Лучше похвали его за удачно сыгранный мяч.
2. Помни: нет безнадежных
мячей, старайся принять любой,
3. Не получился нападающий удар, будь самокритичен — ищи свои ошибки.
4. Все, что говорится
грубо, может быть сказано