Аализ психологического климата

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов на социально-психологический климат коллектива.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— раскрыть понятие социально-психологического климата коллектива;
— охарактеризовать факторы, влияющие на психологический климат коллектива;
— охарактеризовать основные пути улучшения психологического климата в коллективе.

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА..5
Общая характеристика психологического климата в коллективе..5
Диагностика социально-психологического климата коллектива...9
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА………………………………...17
2.1 Понятие и классификация факторов, влияющих на психологический климат коллектива……………………………..17
2.2 Конфликты и психологический климат…………………………...22
2.3 Стиль руководства и психологический климат…………………...27

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ……………………………………...35
3.1 Пути регуляции социально-психологического климата………….35
3.2 Стимулирование трудовой активности коллектива………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49

Работа содержит 1 файл

Анализ психологического климата.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 50с., 23 источника.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА, ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

Объектом данного исследования является психологический климат коллектива.

Предмет исследования — учебные пособия и статьи из периодической печати по теме исследования.

Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения  индивидов на социально-психологический  климат коллектива.

Полученные результаты могут быть использованы в подготовке лекций, для подготовки к сдаче экзаменов и в практической деятельности.

Автор подтверждает, что приведенный  в ней материал правильно и  объективно отражает состояние исследуемого объекта а все использованные из литературных источников положения сопровождаются ссылками на их авторов.

 

                                                           _______________________

                                                                                 (подпись студента)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА..5

    1. Общая характеристика психологического климата в коллективе..5
    2. Диагностика социально-психологического климата коллектива...9

 

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

                   КОЛЛЕКТИВА……………………………………………………...17

2.1 Понятие и классификация факторов, влияющих на психологический  климат коллектива……………………………..17

2.2 Конфликты и психологический  климат…………………………...22

2.3 Стиль руководства и психологический климат…………………...27

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

                   КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ……………………………………...35

3.1 Пути регуляции социально-психологического  климата………….35

3.2 Стимулирование трудовой активности коллектива………………40

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях современной научно-технической  революции постоянно растет интерес  к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива — это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей.

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной  реализации личностных и групповых  возможностей. Благоприятная атмосфера  в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Актуальность данной проблемы диктуется  запросами практики, обусловленные  усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий. 

Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов на социально-психологический климат коллектива.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— раскрыть понятие социально-психологического климата коллектива;

— охарактеризовать факторы, влияющие на психологический климат коллектива;

— охарактеризовать основные пути улучшения  психологического климата в коллективе.

Объектом данного исследования является психологический климат коллектива.

Предмет исследования — учебные пособия и статьи из периодической печати по теме исследования.

В ходе написания данной курсовой работы будут использованы следующие научные методы: метод анализа, метод синтеза, метод сравнения, графический метод, табличный метод.

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

 

1.1 Общая характеристика психологического климата в коллективе

 

В условиях научно-технического прогресса  характер труда предъявляет более  высокие требования к психологическим  особенностям человека — к его  мышлению, быстроте реакции и др. Усложнение техники и технологии позволило сократить долю физического и увеличить долю умственного труда работника. С другой стороны, большую часть своей жизни работающий человек проводит именно в трудовом коллективе, и этот коллектив дает ему психологическую поддержку, помогая ощутить свою принадлежность, наполнить содержанием свой образ «я». В силу указанных причин результаты труда теперь в значительной степени зависят от психического состояния работника [6, с. 198].

Задача руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы использовать индивидуальные свойства личности (особенности психики, характера, способностей и др.) и регулировать оптимальным образом отношения между людьми в коллективе. Чем больше люди расположены друг к другу, тем более комфортными являются условия их труда, тем выше его производительность. Верно и обратное. Контакты между людьми и их эмоциональное насыщение формируют социально-психологический климат коллектива.

Социально-психологический климат определяют как преобладающий в  коллективе относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Формируясь на основе эмоциональных и трудовых отношений в группе, индивидуальных ценностных ориентации, социально-психологический климат, в свою очередь, и сам определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности (к быту, досугу и др.) [21, с. 85].

Важнейшая особенность социально-психологического климата состоит в том, что  он дает обобщенную, интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива, так как объединяет в себе взаимодействие всего многообразия социальных, групповых и личностных факторов как условий трудовой деятельности.

Каждый человек, сталкиваясь с каким-либо социальным явлением, прежде всего судит о нем в оценочных категориях: хорошо-плохо, нужно-не нужно, комфортно-опасно и т. д. Затем указанные дихотомии распадаются на более тонкую оценочную шкалу: если хорошо, то в какой степени, и стоит ли стремиться к этому «хорошо», если «опасно», то на какой риск можно пойти, чтобы добиться своей цели. Данные оценки оказывают влияние на мотивы поведения человека, на стиль его общения с коллегами.

Отношение одного человека оказывает  влияние на отношение общающегося с ним другого. Таким образом, формируется эмоциональная взаимозависимость, которая включает в себя чувства, эмоции, мнения, настроения людей. Социально-психологический климат воздействует на трудовой настрой каждого работника и всего коллектива в целом. Положительный, здоровый социально-психологический климат способствует стремлению трудиться с желанием и высокой самоотдачей, а нездоровый, отрицательный — резко снижает трудовую мотивацию [23, с. 214].

Многие руководители считают, что социально-психологический климат это нечто трудно осязаемое: с одной стороны, он вроде бы и есть, а с другой — его довольно трудно почувствовать. В таком случае следует обратиться к мнению особо чуткой категории работников, достаточно долго проработавших на предприятии, чтобы суметь оценить особенности отношений, и недостаточно долго, чтобы притерпеться, махнуть на эти отношения рукой. По данным психологов, это люди, которые проработали в коллективе 10-15 лет.

Состояние социально-психологического климата — один из ведущих показателей работы руководителя. Он зависит от хороших, доброжелательных отношений, усиливается положительной мотивацией, взаимоуважением, успешным руководством, хорошими коммуникациями, сотрудничеством, взаимопомощью. Достижение высокого уровня социально-психологического климата это длительный процесс, реализовать который в короткий срок на основе призывов и лозунгов практически невозможно.

Здоровый социально-психологический  климат в коллективе медленно вызревает  и трудно поддерживается на необходимом уровне. Состояние микроклимата в коллективе, как погода, может изменяться изо дня в день. Колебания настроений, состояний людей могут быстро изменяться под влиянием неожиданных, как благоприятных, так и неблагоприятных условий. К сожалению, природа человеческой памяти такова, что он часто забывает хорошее и долго помнит плохое, а поэтому негативные, отрицательные эмоции могут резко ухудшить положительный настрой работника и длительное время влиять на выполнение им производственных задач.

Чтобы определить качество социально-психологического климата, нужно проанализировать все его структурные составляющие. В структуре социально-психологического климата Б. Д. Парыгин выделяет 2 основных подразделения — отношения людей к труду и их отношения друг к другу. Все многообразие этих отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя — эмоционального и предметного [12, с. 269].

Под предметным настроем подразумевается  направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным — отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности.

 

Рис. 1. Структура СПК

 

Помимо этого, подчеркивает Б. Д. Парыгин, социально-психологический климат определяет отношение людей к миру в целом и восприятию себя в нем. А это, в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентации личности, являющейся членом данного коллектива. Климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Таким образом, структура проявлений социально-психологического климата состоит в отношении людей друг к другу, к общему делу, к миру и к самому себе [17, с. 106].

Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата  являются:

— доверие и высокая требовательность членов .группы друг к другу;

— доброжелательная и деловая критика;

— свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

— отсутствие давления руководителей  на подчиненных и признание за ними права принимать отдельные  значимые для группы решения;

— удовлетворенность принадлежностью  к коллективу;

— высокая степень эмоциональной  включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;

— принятие на себя ответственности  за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Таким образом, социально-психологический  климат как качественная сторона  межличностных отношений проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности и развитию личности в группе.

 

1.2 Диагностика социально-психологического климата коллектива

 

Для диагностики социально-психологического климата конкретного коллектива необходимо описать и сравнить с определенными эталонами проявление преобладающего настроя коллектива и одновременно оценить качество его функционирования.

Б.Д. Парыгин различает два основных варианта диагностики социально-психологического климата коллектива:

1) в рамках фундаментального  исследования;

2) в режиме оперативного обследования.

В первом случае диагностика социально-психологического климата того или иного коллектива является частью более широкой  программы, предусматривающей исследование всей совокупности социально-психологических условий жизнедеятельности коллектива (руководство и лидерство, уровень социально-психологической культуры общения и т. д.). Во втором случае речь идет не о развитии научных представлений о социально-психологическом климате, а о применении имеющихся знаний и методов к конкретной практической задаче — улучшению социально-психологического климата данного коллектива [4, с. 316].

Информация о работе Аализ психологического климата