Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов на социально-психологический климат коллектива.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— раскрыть понятие социально-психологического климата коллектива;
— охарактеризовать факторы, влияющие на психологический климат коллектива;
— охарактеризовать основные пути улучшения психологического климата в коллективе.
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА..5
Общая характеристика психологического климата в коллективе..5
Диагностика социально-психологического климата коллектива...9
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА………………………………...17
2.1 Понятие и классификация факторов, влияющих на психологический климат коллектива……………………………..17
2.2 Конфликты и психологический климат…………………………...22
2.3 Стиль руководства и психологический климат…………………...27
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ……………………………………...35
3.1 Пути регуляции социально-психологического климата………….35
3.2 Стимулирование трудовой активности коллектива………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 50с., 23 источника.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА, ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
Объектом данного исследования является психологический климат коллектива.
Предмет исследования — учебные пособия и статьи из периодической печати по теме исследования.
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов на социально-психологический климат коллектива.
Полученные результаты могут быть использованы в подготовке лекций, для подготовки к сдаче экзаменов и в практической деятельности.
Автор подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта а все использованные из литературных источников положения сопровождаются ссылками на их авторов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА..5
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
КОЛЛЕКТИВА……………………………………………………
2.1 Понятие и классификация
2.2 Конфликты и психологический климат…………………………...22
2.3 Стиль руководства и психологический климат…………………...27
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ……………………………………...35
3.1 Пути регуляции социально-
3.2 Стимулирование трудовой активности коллектива………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной научно-
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Значимость социально-
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Основной целью исследования является изучение влияния стратегии поведения индивидов на социально-психологический климат коллектива.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— раскрыть понятие социально-
— охарактеризовать факторы, влияющие на психологический климат коллектива;
— охарактеризовать основные пути улучшения психологического климата в коллективе.
Объектом данного исследования является психологический климат коллектива.
Предмет исследования — учебные пособия и статьи из периодической печати по теме исследования.
В ходе написания данной курсовой работы будут использованы следующие научные методы: метод анализа, метод синтеза, метод сравнения, графический метод, табличный метод.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
1.1 Общая характеристика психологического климата в коллективе
В условиях научно-технического прогресса характер труда предъявляет более высокие требования к психологическим особенностям человека — к его мышлению, быстроте реакции и др. Усложнение техники и технологии позволило сократить долю физического и увеличить долю умственного труда работника. С другой стороны, большую часть своей жизни работающий человек проводит именно в трудовом коллективе, и этот коллектив дает ему психологическую поддержку, помогая ощутить свою принадлежность, наполнить содержанием свой образ «я». В силу указанных причин результаты труда теперь в значительной степени зависят от психического состояния работника [6, с. 198].
Задача руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы использовать индивидуальные свойства личности (особенности психики, характера, способностей и др.) и регулировать оптимальным образом отношения между людьми в коллективе. Чем больше люди расположены друг к другу, тем более комфортными являются условия их труда, тем выше его производительность. Верно и обратное. Контакты между людьми и их эмоциональное насыщение формируют социально-психологический климат коллектива.
Социально-психологический
Важнейшая особенность социально-
Каждый человек, сталкиваясь с каким-либо социальным явлением, прежде всего судит о нем в оценочных категориях: хорошо-плохо, нужно-не нужно, комфортно-опасно и т. д. Затем указанные дихотомии распадаются на более тонкую оценочную шкалу: если хорошо, то в какой степени, и стоит ли стремиться к этому «хорошо», если «опасно», то на какой риск можно пойти, чтобы добиться своей цели. Данные оценки оказывают влияние на мотивы поведения человека, на стиль его общения с коллегами.
Отношение одного человека оказывает влияние на отношение общающегося с ним другого. Таким образом, формируется эмоциональная взаимозависимость, которая включает в себя чувства, эмоции, мнения, настроения людей. Социально-психологический климат воздействует на трудовой настрой каждого работника и всего коллектива в целом. Положительный, здоровый социально-психологический климат способствует стремлению трудиться с желанием и высокой самоотдачей, а нездоровый, отрицательный — резко снижает трудовую мотивацию [23, с. 214].
Многие руководители считают, что социально-психологический климат это нечто трудно осязаемое: с одной стороны, он вроде бы и есть, а с другой — его довольно трудно почувствовать. В таком случае следует обратиться к мнению особо чуткой категории работников, достаточно долго проработавших на предприятии, чтобы суметь оценить особенности отношений, и недостаточно долго, чтобы притерпеться, махнуть на эти отношения рукой. По данным психологов, это люди, которые проработали в коллективе 10-15 лет.
Состояние социально-психологического климата — один из ведущих показателей работы руководителя. Он зависит от хороших, доброжелательных отношений, усиливается положительной мотивацией, взаимоуважением, успешным руководством, хорошими коммуникациями, сотрудничеством, взаимопомощью. Достижение высокого уровня социально-психологического климата это длительный процесс, реализовать который в короткий срок на основе призывов и лозунгов практически невозможно.
Здоровый социально-
Чтобы определить качество социально-психологического климата, нужно проанализировать все его структурные составляющие. В структуре социально-психологического климата Б. Д. Парыгин выделяет 2 основных подразделения — отношения людей к труду и их отношения друг к другу. Все многообразие этих отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя — эмоционального и предметного [12, с. 269].
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным — отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности.
Рис. 1. Структура СПК
Помимо этого, подчеркивает Б. Д. Парыгин, социально-психологический климат определяет отношение людей к миру в целом и восприятию себя в нем. А это, в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентации личности, являющейся членом данного коллектива. Климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Таким образом, структура проявлений социально-психологического климата состоит в отношении людей друг к другу, к общему делу, к миру и к самому себе [17, с. 106].
Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата являются:
— доверие и высокая
— доброжелательная и деловая критика;
— свободное выражение
— отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать отдельные значимые для группы решения;
— удовлетворенность
— высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
— принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
Таким образом, социально-психологический климат как качественная сторона межличностных отношений проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности и развитию личности в группе.
1.2 Диагностика социально-психологического климата коллектива
Для диагностики социально-
Б.Д. Парыгин различает два основных варианта диагностики социально-психологического климата коллектива:
1) в рамках фундаментального исследования;
2) в режиме оперативного
В первом случае диагностика социально-