Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:41, курсовая работа
Цель исследования — изучить особенности межличностных отношений волейболисток, разработать и внедрить план воспитательной работы по сплочению спортивной команды.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение
особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток, реализация плана воспитательной работы по сплочению спортивной команды, позволит улучшить взаимоотношения в команде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ……………………………..6
1.1. Психологические особенности межличностных отношений………….6
1.2. Социально — психологические особенности спортивной группы…..14
1.3. Особенности взаимоотношений в системе "спортсмен" — "спортсмен"
"тренер — спортсмен" …………………………………………………………..33
1.4 Успешность спортивной деятельности и общения…………………….41
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования……………………………...63
2.1 Методы исследования………………………………….………………..63
2.2 Организация исследования……………………………………………...66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………...67
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
а) быстрее и легче устанавливать контакты;
б) лучше узнать личные качества и способности каждого;
в) в максимальные сроки и с минимальным искажением передавать информацию друг другу.
Для определения оптимальных границ формальной группы следует учитывать:
1) цели и задачи;
2) правила соревнований по данному виду спорта (главным образом состав команды).
Критерием вычленения малой социальной группы из общественного целого является тип социальной деятельности и социальных отношений, складывающихся в этой группе. Совместная социальная деятельность людей в сфере физической культуры предполагает их объединение на основе совместных задач и целей, их совместное "пространственно — временное бытиё" как предпосылку всякого общения. Специфическое для каждого вида разделение функций между членами группы в выполнении общей задачи порождает необходимость в координации действий и, следовательно, в установлении определённых коммуникаций и обмена информацией. Все эти признаки характеризуют социальную группу, её формирование, существование и развитие. При их наличии у членов группы складывается определённая общность психологических характеристик (общность взглядов,
интересов, норм поведения,
установок, оценок, ценностей), возникает
общий
специфический для членов данной группы
оттенок в идейной и
эмоциональной атмосфере группы.
Особой разновидностью
и высшей формой внутренней организации
малой группы является социалистический коллектив.
К числу его основных
признаков в рассматриваемой
области
человеческой деятельности в первую очередь
относятся следующие:
— выполнение определённого
вида совместной общественно полезной
деятельности;
— совместная общественно — политическая деятельность;
— политическая и идеологическая общность;
— наличие общей цели деятельности;
— организационная оформленность;
— отношения взаимопомощи
и сотрудничества на основе общественной
собственности на средства производства;
— наличие определённых общих установок и ценностных ориентаций.
Это даёт нам основание
понимать в социально — психологическом
плане под коллективом
А.С. Макаренко, решая проблему классификации коллективов социалистического общества, брал за основу характер и длительность контактов, существующих между их членами, и подразделял коллективы на первичные и основные.
При этом под основным коллективом он понимал такое объединение, которое включает в себя ряд соподчинённых первичных. Подобный подход позволяет выяснить специфику, взаимоотношений и характер связей людей в каждом из них, правильно определить функции коллектива в обществе, а также принципы его организации и руководства. В сфере физической культуры следует принимать во внимание ещё и различия в общественной роли и функциях тех или иных коллективов в едином общественном организме.
Наиболее существенным показателем в характеристике малой группы является её структура, рассматриваемая на уровне философской категории. В социально — психологическом плане она может быть представлена и как образец оценок, когда под ней понимаются закреплённые оценки определённых отношений между индивидами. В свою очередь, под образцами оценок подразумевается способ, каким члены группы оцениваются в качестве партнёров по объединению.
Центральное место в осмыслении структуры малой группы
имеет понимание внешней и внутренней
сторон этой структуры. Внешняя сторона
структуры малой группы как необходимое
условие её существования, функционирования
и развития характеризует среду обитания
малой группы и определяет её место в обществе.
Внутреннюю же сторону образуют многочисленные
проявления группового сознания, а также
структура социальных ролей, связи внутри
группы, устанавливаемые путём общения,
и
т. д. Исследование структуры малой группы
не может ограничиваться
изучением только одной из этих сторон.
Оно возможно лишь при
синтезированном подходе, учитывающем
их единство и диалектическую
взаимообусловленность.
В динамике групповой
жизни взаимоотношения, а также
взаимопонимание, взаимосогласованность
могут иметь большее значение,
чем умение, навыки, мастерство всех участников
группы в отдельности.
Установлено, что в
спортивных играх взаимопонимание,
согласованность действий, взаимное одобрение
и поощрение игроками друг
друга позволяют командам, которые стоят ниже по мастерству, побеждать
более высококлассные, но разобщённые
команды. Дезорганизация в команде
приводит к "окостенению" её структуры,
что делает группу неспособной
адекватно реагировать на предъявляемые
к ней требования и быстро
перестраиваться в соответствии с решаемой
задачей [8].
Спортивной группе свойственны
некоторые признаки, которыми
характеризуются малые группы:
1) автономия группы, её некоторая обособленность от других групп;
2) сплочённость, наличие чувства "мы";
3) контроль за поведением членов группы;
4) положение и роль (группа отводит каждому своему члену определённую роль согласно занимаемому им в группе положению);
5) иерархия членов группы;
6) конформизм (приспособляемость и готовность разделить существующие в группе нормы, обязанности, порядок);
7) добровольность входа и выхода из группы;
8) стремление сохранить оптимальный объём группы;
9) интимность (члены группы в достаточной степени знают личные и интимные стороны жизни каждого);
10) стабильность;
11) референтность, привлекательнос
привлекателен;
12) психологический климат группы, в котором чувства и желания индивида получают своё удовлетворение или неудовлетворение;
Помимо этого, спортивной группе присущи некоторые особые признаки:
1) направленность на
достижение высоких личных и
командных
результатов;
2) специфичность ролевых действий;
3) относительно одинаковый
возрастной и квалификационный уровень
членов;
4) половая идентичность
(за исключением некоторых
5) специфичность мотивов
вступления в группу и
б) спонтанность организации [23].
Спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построенного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе социальной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной деятельности, таких как стрельба, подводное ориентирование, прыжки с парашютом и др., спортсмены вступают в соревновательные общения друг с другом по определённым правилам.
В командных же видах спортивной деятельности, например в спортивных играх, психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимоотношения между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплочённости команд, а следовательно, и фактором спортивного успеха. Социально — психологические исследования в спорте ставят целью изучение влияния различных форм и видов общения и взаимоотношений участников спортивных различных групп, команд, клубов, спортивных организаций на соревновательную успешность спортсменов.
"Малой группой"
в спорте является любая
Считается, что сплочённость игроков команды влияет на успешность её соревновательной деятельности. Однако в практике спорта встречаются и обратные примеры, особенно в профессиональных командах. Командная сплочённость является социально — психологическим групповым феноменом, объективно выражающимся в сыгранности, а субъективно — в чувстве общности членов команды, обозначаемом в речи словом "Мы" и противопоставлением себя соперникам словом "Они".
При этом под командной сплочённостью специалисты в области спортивной психологии обычно понимают межличностное притяжение игроков, взаимную симпатию, дружеские отношения между игроками, формирующими психологическую атмосферу взаимопонимания и целостность команды как спортивного микросоциума [6].
Отношение каждого члена
общества к занятиям спортом определяется,
с одной стороны, системой установок
и оценочных суждений его ближайшего
социального окружения, с другой
— его личностными
В спортивной психологии исследование межличностных отношений сконцентрировано вокруг понятий групповая динамика, групповая сплоченность, лидерство и общение. Практически каждое из этих понятий имеет самое непосредственное отношение к процессу становления команды, характеризует динамику ее организованности. Наиболее сложным и существенным для спортивной деятельности и физического воспитания является становление и сохранение сплоченности [28].
Существует 4 основных фактора, влияющих на развитие сплоченности у спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой:
Факторы среды, которые являются наиболее общими, характеризуют нормативные силы, способствующие сплочению группы. Это могут быть контракты, спортивные стипендии, регламент соревнований, возраст, этнические особенности.
Для личностных факторов, характерна высокая степень изменчивости. К числу личностных факторов относят индивидуальные особенности личности спортсменов (темперамент, характер, способности, мотивация).
Среди мотивов выделяют 3 основных: мотивацию на задание, мотивацию аффилиации и самомотивацию.
Командные факторы, связаны
с групповыми критериями эффективности,
желанием добиться успеха и стабильность
команды. Команды, характеризующиеся
большим стремлением к
Факторы руководства, включают стиль и поведение тренеров и учителей физической культуры, а также их взаимоотношения с группами. Называют и другие факторы, предопределяющие сплоченность. Эти факторы также имеют непосредственное отношение к сплоченности.
Рассмотрим некоторые из них:
Командная удовлетворенность
и сплоченность имеют много общего.
Хотя между сплоченностью и
Подчинение. В результате психологических исследований было установлено: чем сплоченнее команда, тем больше влияния группы отдельных ее членов.
Стабильность характеризует степень "текучести кадров" в команде. Команды с относительно постоянным составом в течение определенного периода времени являются более стабильными, сплоченными и в конечном итоге успешно выступающими. Сплоченность и стабильность команды характеризуются круговой взаимосвязью. Команды с высоким уровнем сплоченности характеризуются высокой сопротивляемостью "разрыву" команды по сравнению с командами с низким уровнем сплоченности.
Групповые цели. В условиях взаимодействия группы цели устанавливаются для всей группы. Групповые цели не являются простой суммой личных целей. Члены группы, которые считали, что их команда сосредоточена на определении групповой цели и соревновании, характеризовались более высокими уровнями сплоченности.
Приверженность занятиям. Установлено, что около 50% занимающихся бросают занятия спортом. У людей, бросающих занятия, более слабое восприятие задания, поставленного перед коллективом, и более низкий уровень социальной сплоченности в сравнении с теми, кто продолжает заниматься. Занимающиеся с высоким уровнем сплоченности реже пропускают занятия и реже опаздывают, чем занимающиеся с низкими уровнями сплоченности. Сплоченность не всегда улучшает групповую деятельность, тем не менее, она создает среду, которая способствует положительному взаимодействию между членами группы.
Препятствием формированию групповой сплоченности являются: столкновение личностей в группе, конфликты, нарушение общения между членами группы или между руководителем группы и ее членами, борьба за власть одного или нескольких членов группы, частая смена членов группы, не согласие с групповыми целями.