Положительный психологический климат в волейбольной команде как фактор успешности спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить особенности межличностных отношений волейболисток, разработать и внедрить план воспитательной работы по сплочению спортивной команды.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение
особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток, реализация плана воспитательной работы по сплочению спортивной команды, позволит улучшить взаимоотношения в команде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ……………………………..6
1.1. Психологические особенности межличностных отношений………….6

1.2. Социально — психологические особенности спортивной группы…..14
1.3. Особенности взаимоотношений в системе "спортсмен" — "спортсмен"
"тренер — спортсмен" …………………………………………………………..33
1.4 Успешность спортивной деятельности и общения…………………….41
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования……………………………...63
2.1 Методы исследования………………………………….………………..63
2.2 Организация исследования……………………………………………...66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………...67
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

диплом01.doc

— 1.97 Мб (Скачать)

а) быстрее и легче  устанавливать контакты;

б) лучше узнать личные качества и способности каждого;

в) в максимальные сроки  и с минимальным искажением передавать информацию друг другу.

Для определения оптимальных  границ формальной группы следует учитывать:

1) цели и задачи;

2) правила соревнований  по данному виду спорта (главным  образом состав команды).

Критерием вычленения малой  социальной группы из общественного целого является тип социальной деятельности и социальных отношений, складывающихся в этой группе. Совместная социальная деятельность людей в сфере физической культуры предполагает их объединение на основе совместных задач и целей, их совместное "пространственно — временное бытиё" как предпосылку всякого общения. Специфическое для каждого вида разделение функций между членами группы в выполнении общей задачи порождает необходимость в координации действий и, следовательно, в установлении определённых коммуникаций и обмена информацией. Все эти признаки характеризуют социальную группу, её формирование, существование и развитие. При их наличии у членов группы складывается определённая общность психологических характеристик (общность взглядов,

интересов, норм поведения, установок, оценок, ценностей), возникает  общий  
специфический для членов данной группы оттенок в идейной и  
эмоциональной атмосфере группы.

Особой разновидностью и высшей формой внутренней организации  
малой группы является социалистический коллектив.

К числу его основных признаков в рассматриваемой  области  
человеческой деятельности в первую очередь относятся следующие:

— выполнение определённого  вида совместной общественно полезной  
деятельности;

— совместная общественно — политическая деятельность;

— политическая и идеологическая общность;

— наличие общей цели деятельности;

— организационная оформленность;

— отношения взаимопомощи и сотрудничества на основе общественной  
собственности на средства производства;

— наличие определённых общих установок и ценностных ориентаций.

Это даёт нам основание  понимать в социально — психологическом  плане под коллективом физической культуры сознательно организованную группу людей, созданную для их же совместной общественно полезной деятельности в сфере целей, общественно — политического сознания, самоуправления и определённой системы взаимоотношений.

А.С. Макаренко, решая  проблему классификации коллективов  социалистического общества, брал за основу характер и длительность контактов, существующих между их членами, и подразделял коллективы на первичные и основные.

При этом под основным коллективом он понимал такое  объединение, которое включает в  себя ряд соподчинённых первичных. Подобный подход позволяет выяснить специфику, взаимоотношений и характер связей людей в каждом из них, правильно определить функции коллектива в обществе, а также принципы его организации и руководства. В сфере физической культуры следует принимать во внимание ещё и различия в общественной роли и функциях тех или иных коллективов в едином общественном организме.

Наиболее существенным показателем в характеристике малой  группы является её структура, рассматриваемая  на уровне философской категории. В  социально — психологическом  плане она может быть представлена и как образец оценок, когда под ней понимаются закреплённые оценки определённых отношений между индивидами. В свою очередь, под образцами оценок подразумевается способ, каким члены группы оцениваются в качестве партнёров по объединению.

Центральное место в осмыслении структуры малой группы имеет понимание внешней и внутренней сторон этой структуры. Внешняя сторона структуры малой группы как необходимое условие её существования, функционирования и развития характеризует среду обитания малой группы и определяет её место в обществе. Внутреннюю же сторону образуют многочисленные проявления группового сознания, а также структура социальных ролей, связи внутри группы, устанавливаемые путём общения, и  
т. д. Исследование структуры малой группы не может ограничиваться  
изучением только одной из этих сторон. Оно возможно лишь при  
синтезированном подходе, учитывающем их единство и диалектическую  
взаимообусловленность.

В динамике групповой  жизни взаимоотношения, а также  
взаимопонимание, взаимосогласованность могут иметь большее значение,  
чем умение, навыки, мастерство всех участников группы в отдельности.

Установлено, что в  спортивных играх взаимопонимание,  
согласованность действий, взаимное одобрение и поощрение игроками друг  
друга позволяют командам, которые стоят ниже по мастерству, побеждать  
более высококлассные, но разобщённые команды. Дезорганизация в команде  
приводит к "окостенению" её структуры, что делает группу неспособной  
адекватно реагировать на предъявляемые к ней требования и быстро  
перестраиваться в соответствии с решаемой задачей [8].

Спортивной группе свойственны  некоторые признаки, которыми  
характеризуются малые группы:

1) автономия группы, её  некоторая обособленность от  других групп; 

2) сплочённость, наличие  чувства "мы";

3) контроль за поведением членов группы;

4) положение и роль (группа отводит каждому своему члену определённую роль согласно занимаемому им в группе положению);

5) иерархия членов группы;

6) конформизм (приспособляемость и готовность разделить существующие в группе нормы, обязанности, порядок);

7) добровольность входа  и выхода из группы;

8) стремление сохранить  оптимальный объём группы;

9) интимность (члены группы  в достаточной степени знают личные и интимные стороны жизни каждого);

10) стабильность;

11) референтность, привлекательность членов группы для каждого входящего в неё, стремление действовать, так как это принято среди тех, кто  
привлекателен;

12) психологический климат  группы, в котором чувства и желания индивида получают своё удовлетворение или неудовлетворение;

Помимо этого, спортивной группе присущи некоторые особые признаки:

1) направленность на  достижение высоких личных и  командных  
результатов;

2) специфичность ролевых  действий;

3) относительно одинаковый  возрастной и квалификационный уровень  
членов;

4) половая идентичность (за исключением некоторых видов  спорта);

5) специфичность мотивов  вступления в группу и присутствия  в ней; 

б) спонтанность организации [23].

Спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построенного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе социальной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной деятельности, таких как стрельба, подводное ориентирование, прыжки с парашютом и др., спортсмены вступают в соревновательные общения друг с другом по определённым правилам.

В командных же видах  спортивной деятельности, например в  спортивных играх, психологические  закономерности общения, взаимоотношений  и психологической атмосферы  в командах, взаимоотношения между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплочённости команд, а следовательно, и фактором спортивного успеха. Социально — психологические исследования в спорте ставят целью изучение влияния различных форм и видов общения и взаимоотношений участников спортивных различных групп, команд, клубов, спортивных организаций на соревновательную успешность спортсменов.

"Малой группой"  в спорте является любая спортивная  команда, бригада спортсменов,  спортивный класс, учебная группа в ДЮСШ и др. В малых группах люди общаются лицом к лицу, что даёт им возможность непосредственно воспринимать друг друга и строить взаимоотношения на основе эмоционально переживаемых межличностных взаимоотношений. Удобным методом изучения взаимоотношений в спортивных командах является социометрия.

Считается, что сплочённость игроков команды влияет на успешность её соревновательной деятельности. Однако в практике спорта встречаются и  обратные примеры, особенно в профессиональных командах. Командная сплочённость является социально — психологическим групповым феноменом, объективно выражающимся в сыгранности, а субъективно — в чувстве общности членов команды, обозначаемом в речи словом "Мы" и противопоставлением себя соперникам словом "Они".

При этом под командной сплочённостью специалисты в области спортивной психологии обычно понимают межличностное притяжение игроков, взаимную симпатию, дружеские отношения между игроками, формирующими психологическую атмосферу взаимопонимания и целостность команды как спортивного микросоциума [6].

Отношение каждого члена  общества к занятиям спортом определяется, с одной стороны, системой установок  и оценочных суждений его ближайшего социального окружения, с другой — его личностными особенностями  и индивидуальным опытом [39].

В спортивной психологии исследование межличностных отношений  сконцентрировано вокруг понятий групповая  динамика, групповая сплоченность, лидерство и общение. Практически  каждое из этих понятий имеет самое  непосредственное отношение к процессу становления команды, характеризует динамику ее организованности. Наиболее сложным и существенным для спортивной деятельности и физического воспитания является становление и сохранение сплоченности [28].

Существует 4 основных фактора, влияющих на развитие сплоченности у спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой:

Факторы среды, которые  являются наиболее общими, характеризуют  нормативные силы, способствующие сплочению  группы. Это могут быть контракты, спортивные стипендии, регламент соревнований, возраст, этнические особенности.

Для личностных факторов, характерна высокая степень изменчивости. К числу личностных факторов относят  индивидуальные особенности личности спортсменов (темперамент, характер, способности, мотивация).

Среди мотивов выделяют 3 основных: мотивацию на задание, мотивацию аффилиации и самомотивацию.

Командные факторы, связаны  с групповыми критериями эффективности, желанием добиться успеха и стабильность команды. Команды, характеризующиеся  большим стремлением к групповому успеху, обычно демонстрируют более высокие уровни групповой сплоченности.

Факторы руководства, включают стиль и поведение тренеров и  учителей физической культуры, а также  их взаимоотношения с группами. Называют и другие факторы, предопределяющие сплоченность. Эти факторы также имеют непосредственное отношение к сплоченности.

Рассмотрим некоторые  из них:

Командная удовлетворенность  и сплоченность имеют много общего. Хотя между сплоченностью и удовлетворенностью отличают тесную взаимосвязь, для объяснения взаимоотношения между сплоченностью, удовлетворенностью и результатом используют 2 различные модели.

Подчинение. В результате психологических исследований было установлено: чем сплоченнее команда, тем больше влияния группы отдельных  ее членов.

Стабильность характеризует степень "текучести кадров" в команде. Команды с относительно постоянным составом в течение определенного периода времени являются более стабильными, сплоченными и в конечном итоге успешно выступающими. Сплоченность и стабильность команды характеризуются круговой взаимосвязью. Команды с высоким уровнем сплоченности характеризуются высокой сопротивляемостью "разрыву" команды по сравнению с командами с низким уровнем сплоченности.

Групповые цели. В условиях взаимодействия группы цели устанавливаются для всей группы. Групповые цели не являются простой суммой личных целей. Члены группы, которые считали, что их команда сосредоточена на определении групповой цели и соревновании, характеризовались более высокими уровнями сплоченности.

Приверженность занятиям. Установлено, что около 50% занимающихся бросают занятия спортом. У людей, бросающих занятия, более слабое восприятие задания, поставленного перед коллективом, и более низкий уровень социальной сплоченности в сравнении с теми, кто продолжает заниматься. Занимающиеся с высоким уровнем сплоченности реже пропускают занятия и реже опаздывают, чем занимающиеся с низкими уровнями сплоченности. Сплоченность не всегда улучшает групповую деятельность, тем не менее, она создает среду, которая способствует положительному взаимодействию между членами группы.

Препятствием формированию групповой сплоченности являются: столкновение личностей в группе, конфликты, нарушение  общения между членами группы или между руководителем группы и ее членами, борьба за власть одного или нескольких членов группы, частая смена членов группы, не согласие с групповыми целями.

Информация о работе Положительный психологический климат в волейбольной команде как фактор успешности спортивной деятельности