Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:41, курсовая работа
Цель исследования — изучить особенности межличностных отношений волейболисток, разработать и внедрить план воспитательной работы по сплочению спортивной команды.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение
особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток, реализация плана воспитательной работы по сплочению спортивной команды, позволит улучшить взаимоотношения в команде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ……………………………..6
1.1. Психологические особенности межличностных отношений………….6
1.2. Социально — психологические особенности спортивной группы…..14
1.3. Особенности взаимоотношений в системе "спортсмен" — "спортсмен"
"тренер — спортсмен" …………………………………………………………..33
1.4 Успешность спортивной деятельности и общения…………………….41
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования……………………………...63
2.1 Методы исследования………………………………….………………..63
2.2 Организация исследования……………………………………………...66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………...67
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
— проблема целенаправленности спортивных действий, поскольку они требуют ясного осознания конкретной цели действия, например установка на достижение определённого спортивного результата;
— проблема волевых усилий, направленных на преодоление определённых трудностей, связанных с выполнением спортивных различных действий, психологический анализ этих трудностей и соразмерных или двигательных импульсов;
— проблема эмоциональных состояний и их регуляции, преодоления тех из них, которые оказывают отрицательное влияние на спортивную деятельность;
— проблема волевых качеств личности, их специфики и воспитание в процессе спортивной деятельности;
— проблема психологических особенностей личности и их формирования в процессе спортивной деятельности;
— проблема психологической особенности и структуры коллектива, взаимоотношений личности и социальной среды в условиях спортивных коллективов;
— проблема социально — психологических исследований в области спорта и спортивной деятельности [33].
Роль мотивации спортивной деятельности.
Спортивный результат — это результат тренировочного процесса; последний, как правило, основывается на определённом выборе и предполагает известную долю таланта, который мы понимаем как совокупность врожденных и приобретённых качеств морфологического, физиологического и психологического характера. Целью тренировки является определённая способность достижения результатов, которая имеет потенциальный характер и представляет только возможность достижения результата. Своеобразным пусковым механизмом результата является мотивация результативности, понимаемая в самом широком смысле этого термина [10].
Результаты спортивной деятельности: Их рассматривают в узком и широком смыслах: В узком смысле это конкретные спортивные достижения, выраженные в секундах, метрах, баллах и т. д., занятых местах, рекордах, квалификации титулах спортсмена.
Результаты спортивной деятельности в широком смысле связаны с влиянием спорта на развитие человека и человеческого общества. Здесь обычно выделяют биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты спорта (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, спортивный характер и т.п.). Результаты спортивной деятельности в широком и узком смысле тесно взаимосвязаны. Достижения в развитии спортсмена воплощаются в динамике его спортивных результатов, которые, в свою очередь, влияют на самооценку спортсмена и "масштабность" его личности в целом.
Ступени спортивного мастерства образуются сменой привычного на противоположное. Каждое спортивное достижение — это "скачок" в развитии, нарушение равновесия и, следовательно, пробуждение новых потребностей и мотивов, стимулирующих постановку новых целей или корректировку старых. Сначала человек выбирает карьеру, потом карьера выбирает его. Другими словами, происходит самодетерминация развития, отражающаяся в цикличности спортивной деятельности: макро-, мезо- и микроциклах спортивной подготовки, каждый из которых воспроизводит в определённом масштабе психологическую структуру спортивной деятельности в целом [34].
Эффективность общения определяется многими факторами. Одни из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью. Другие факторы неуправляемы, по крайней мере, в момент общения, и поэтому должны лишь учитываться преподавателем при построении стратегии и тактики общения.
Внешние факторы общения. К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность учащегося и социально — психологические особенности коллектива учащихся, отношение учащихся к учителю.
1. Ситуация общения
во многом определяет и
2. Обстановка общения.
Эффективность общения во
3. Особенности коллектива учащихся — класса или спортивной команды— тоже влияют на эффективность общения. Ведь каждый учащийся представитель, какой — то социальной группы. Если группа является зрелой в социальном отношении, то внушающие воздействия педагога оказываются более эффективными.
4. Отношение учащихся
к учителю может выступать
в роли своеобразного
Отношение учащихся к учителю проявляется в выборе формы общения: от одного учителя ученик готов принять категорический отказ, от другого — нет; в выборе условий общения: с одними людьми мы можем общаться где угодно, с другими — только в определённой обстановке [15].
Спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построенного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе социальной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной деятельности, таких как спортивная стрельба, подводное ориентирование, прыжки с парашютом и др., спортсмены вступают в соревновательное общение друг с другом по определённым правилам. В командных же видах спортивной деятельности, например в спортивных играх, психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплочённости команд, а следовательно, и фактором спортивного успеха [6].
Вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывает определённое влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между её участниками. Ибо любая деятельность предполагает конкретное распределение ролей между участниками, наделение их конкретными правами и обязанностями.
Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека. Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли её предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора.
Справедливо и обратное: деятельность может служить предпосылкой,
условием или фактором общения.
Следовательно, общение можно рассматривать и как особого рода деятельность, и как один из атрибутов той или иной деятельности.
В этой связи М.С. Каган отмечает, что вопрос заключается в том, согласимся ли мы считать деятельностью только операции, производимые субъектом с объектами, или же будем понимать под деятельностью всю полноту и целостность проявлений действенной энергии человека как субъекта. Если деятельность человека не сводить к его предметной деятельности, то общение естественно впишется в это целокупное и разностороннее проявление человеческой активности.
Рассмотрение общения
как деятельности имеет ряд преимуществ,
поскольку позволяет
Заслуживает внимания концепция деятельности, разработанная в трудах Б.Ф. Ломова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и других психологов. Согласно этой концепции, деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Осуществить анализ деятельности — значит, указать, в чём состоит её предмет, выяснить побуждающие её мотивы, описать разновидности действий и операций, составляющих эту деятельность.
В психолого-педагогической литературе используются понятия "типы" и "виды" общения как определённые разновидности этого феномена. Единого подхода к тому, что считать типом, а что — видом общения учёные, занимающиеся проблемами профессионально — педагогического общения, не придерживаются.
Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению учёного, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер: деловое и игровое общение; безлично — ролевое и межличностное общение; духовное и утилитарное общение; традиционное и инновационное общение.
В игровом общении нет такой жёсткости в регламентации отношений между субъектами. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, и уровень их доминирования будет зависеть не от положения начальника или подчинённого, а от проявления лучших качеств партнёров в различных ситуациях игры. Игровое общение несёт в себе большой эмоциональный заряд, который способен стимулировать творческую активность, как отдельной личности, так и группы. Результаты игрового общения довольно сложно прогнозировать.
Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А. Леонтьев [20]. Учёный утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую "клеточку" анализа "чистое" межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность общественных отношений. Поэтому А.А. Леонтьев исходит из того, что общение — это процессы, осуществляющиеся внутри определённой социальной общности — группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения.
В реальных жизненных ситуациях партнёры обычно не задумываются о том, на каком уровне протекает их общение. К тому же этот процесс, как правило, осуществляется не на одном, а на нескольких уровнях. При этом один из партнёров может быть не заинтересован в том, чтобы проинформировать другого о своих истинных намерениях.
Так, манипулятор может настолько тщательно скрывать свои манипуляции, чтобы у собеседника, да и у сторонних наблюдателей их диалога может возникнуть впечатление, что их общение протекает без ухищрений и уловок, без манипуляций, т. е. на игровом или деловом уровне.
Понимание особенностей общения на различных уровнях позволит педагогам и всем, кто постоянно погружён в сферу "человек — человек", быть не пассивным участником общения, а осознанно включаться в процесс взаимодействия с людьми, в определённой степени управлять этим процессом.
Педагогу важно задумываться над такими вопросами:
2) Как подобрать нужные слова для ответа ученику?
При этом важно понимать, что ученик может руководствоваться двумя принципиально важными для него моментами:
— получить информацию о том, что его действительно волнует, что имеет значение для его жизни (возможно, что и не по теме урока);
— набрать дополнительные "очки" в глазах своих одноклассников за счёт оригинального острословия, за счёт того, что педагога удалось поставить в неловкое положение и "загнать в тупик" благодаря тому, что сумел "увести" урок в другое русло [21].
По мнению Е.П. Ильина,
общение это частный вид
Под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию людей.
Этот вид коммуникации и относится к общению.
Часто понятие "общение" используется не по назначению или слишком
широко.
Общение людей — это связь между ними, приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживаниях и взаимопонимании.
В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное — общение между двумя субъектами (учитель — учение), личностно — групповое — общение между одним человеком и группой (учитель — класс) и межгрупповое (между классами).
Личностно — групповое общение осуществляется учителями физической культуры на уроке в два раза чаще, чем межличностное, причём эффективность первого несколько выше, чем второго. Первое чаще используется с целями обучения, второе — с воспитательными целями (Д.А. Мишутин).
По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение.
Деловое общение учителя с учащимися происходит на занятиях в школе, во время внеклассной и внешкольной спортивно — массовой работы с детьми.
Это общение характеризуется соподчинённостью или соотнесением, в зависимости от социального статуса и роли общающихся. Например, общение между учителем физической культуры, с одной стороны, и классом или спортивной командой, с другой стороны, носит характер соподчинения: младшие подчиняются старшему. В тоже время учащиеся, находящиеся в одной спортивной команде и имеющие одинаковый социальный статус, имеют между собой соотнесённое общение, основанное на равенстве прав и обязанностей.