Положительный психологический климат в волейбольной команде как фактор успешности спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить особенности межличностных отношений волейболисток, разработать и внедрить план воспитательной работы по сплочению спортивной команды.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение
особенностей межличностных взаимоотношений волейболисток, реализация плана воспитательной работы по сплочению спортивной команды, позволит улучшить взаимоотношения в команде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ……………………………..6
1.1. Психологические особенности межличностных отношений………….6

1.2. Социально — психологические особенности спортивной группы…..14
1.3. Особенности взаимоотношений в системе "спортсмен" — "спортсмен"
"тренер — спортсмен" …………………………………………………………..33
1.4 Успешность спортивной деятельности и общения…………………….41
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования……………………………...63
2.1 Методы исследования………………………………….………………..63
2.2 Организация исследования……………………………………………...66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………...67
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

диплом01.doc

— 1.97 Мб (Скачать)

Как считает В. Навроцкая, в тесной связи с деловым участием между спортсменами возникают и  развиваются контакты, имеющие характер более близкий, личный и вызывающий необходимость товарищества и дружбы. Эта связь становится необходимой в ситуациях трудных и конфликтных, которые требуют значительного напряжения.

Итак, создание благоприятного социально — психологического климата для лиц, находящихся в изоляции или имеющих низкий психологический статус, иногда может быть тем методическим приёмом, который необходим для роста и расцвета их спортивного мастерства. Естественно, что многообразие спортивной жизни, обилие различных ситуаций, на которые в каждом конкретном случае накладывают отпечатки индивидуальные и личностные особенности спортсменов и тренеров, не позволяют нам давать строгие рецепты по изменению межличностных отношений, однако в принципе подобная работа, проводимая с учётом специфики момента и особенностей её исполнителей, не только возможна, но и целесообразна [23].

 

1.4. Успешность спортивной  деятельности и общения.

 

Общение — форма взаимодействия людей, стремящихся выявить психические  качества друг друга с целью установления и развития межличностных отношений в ходе взаимодействия.

Межличностное общение  располагает обширным арсеналом  средств и 

методов, начиная с  обмена информацией вербального (речевого) и невербального характера, обеспечения  взаимопонимания людей, формирования отношений (разрешение конфликтов, внушение, управление поведением), обмена действиями, эффектов присутствия и совместного действия и т. п. [28].

Конечной целью изучения проблем общения в спорте является организация управления общением.

Для того чтобы представлять основы рационального общения в  спортивной деятельности, недостаточно рассмотреть только вопросы о  содержании, средствах общения, направленности и особенностях обращения спортсменов  друг к другу при осуществлении  совместных действий. Кроме того, следует выделить факторы, обусловливающие межличностные контакты, критерии оптимальности общения и основы управления им.

К факторам, обусловливающим  межличностные контакты в спортивной деятельности, относятся:

- успешность или неуспешность деятельности;

— уровень подготовленности спортсменов;

— статусно — ролевые  отношения членов команды;

— межличностные отношения;

— индивидуально —  психологические особенности спортсменов;

Критерии, определяющие оптимальность общения, характеризуются степенью соответствия (несоответствия) параметров общения, в — первых, специфическим условиям и требованиям задач коммуникации и деятельности, во — вторых, особенностям непосредственных участников контактирования. В данном случае к параметрам общения следует отнести: средства общения, их содержание, направленность и интенсивность.

В межличностных контактах  решаются две взаимосвязанные задачи:

1) коммуникативная; 

2) деятельностная.

Решение коммуникативной  задачи связано не только с информацией, сколько с воздействием на партнёра с целью изменения (или сохранения) его состояния, активности, поведения, действий. Решая коммуникативную задачу, следует выполнять общие требования к общению: своевременность, ясность, краткость и др.

В спорте выделяют три деятельностные задачи:

— обучение

— воспитание

       — достижение определённого результата от деятельности (победа в  
соревновании).

Программы обучения должны включать в себя элементы обучения  
специальным приёмам, методам и средствам общения и элементы развития и  
совершенствования коммуникативных связей среди спортсменов (в группе).

Задачи воспитания пополняются  включением и развитием статусно—  
ролевых отношений, чтобы сформировать их соответствие условиями  
взаимодействия.

Задачи, ориентированные на результат деятельности, ведут к развитию и совершенствованию организации, к согласованию действий спортсменов, точности и своевременности согласованной деятельности.

Коммуникативные и деятельностные задачи должны решаться взаимосвязано.

В психологии спорта выделяют принципы, способствующие успешному решению этих задач:

1) адекватность общения  по содержанию (соответствие целям,  задачам, групповым установкам);

2) адекватность общения  по направленности (включение в  коммуникативные связи всех членов группы, отсутствие разрывов в межличностных отношениях, преобладание делового общения);

3) адекватность общения  по интенсивности (соответствие 

количества обращений  характеру взаимоотношений и  сложности решаемых

задач).

Управлять общением в  спортивной группе — значит управлять групповым поведением, коммуникацией в группе, совместной деятельностью членов группы, оптимизируя общение в группе. Как правило, эту работу проводят тренер и психолог спортивной группы (команды).

В целях успешной организации  управления групповым поведением тренеру и психологу следует использовать для этого специальные способы.

На современном этапе  развития психологии спорта существует определённая их классификация, которая  характеризуется следующими механизмами:

- ограничение деятельности в нежелательном направлении;

- регулирование поведения  с помощью распоряжений, приказов  и установок; 

-направление деятельности  через массовые социально психологические  явления, возникающие в процессе  общения личностей; 

- косвенный способ.

Ограничение деятельности в нежелательном направлении, используя достаточно традиционный подход к решению проблемы, — это метод стимулирования тех поведенческих проявлений, которые соответствуют предъявляемым требованиям ("стимул — организм — реакция").

Регулирование с помощью распоряжений, приказов и установок связано с ограничением деятельности в нежелательном направлении, что возможно только при условии запрета общения в определённых ситуациях взаимодействия партнёров.

Направление деятельности через массовые социально — психологические влияния требует предварительной работы со спортсменами по усвоению ими принципами: "каждый член группы — это продукт социальной среды, который обязан подчиняться определённым социальным нормам, предписаниям и законам".

Косвенный способ характеризуется тем, что управляющий не создаёт никаких препятствий, не даёт никаких указаний, но так изменяет внешние условия деятельности, что каждый член группы, сам по себе, вынужден выбирать именно ту форму деятельности, которая желательна управляющему.

Например, для выполнения, на тренировке какого — либо задания  тренер соединяет во взаимодействующую  пару спортсменов, которые антипатичны  друг к другу. Предлагаемое тренером упражнение выполнять необходимо, в  ходе его выполнения между партнёрами растёт интенсивное общение. Важно отметить, что использование косвенного способа требует предварительной оценки тренером (или психологом) индивидуальных особенностей спортсменов, их взаимоотношений, уровня их спортивного мастерства, соотношения этих данных с характером планируемого упражнения и прогнозирования возможного результата от вынужденного взаимодействия данных спортсменов.

Управление коммуникацией  в спортивной группе связано с  организацией ситуаций, исключающих  нежелательные формы общения и взаимовлияния у членов группы.

Главным является изменение  ситуационной установки у спортсменов. Выделяют три основных компонента установки: познавательный (компетентность и деловые  качества); эмоциональный (симпатия антипатия); поведенческий (программа действий и отношение к партнёру в определённой ситуации). Используя эти три компонента установки, тренер может легко справиться с данной задачей. Известно, что главным звеном в формировании отношений между спортсменами является уровень спортивного мастерства (компетентность и деловые качества).

Экспериментально доказано, что при работе с группой спортсменов  тренер добивается максимальных результатов  в управлении коммуникацией, если регулирует направленность общения так, чтобы  психические связи между членами группы совпадали, с деятельностными связями соответствовали логике и требованиям процесса взаимодействия. В этом случае тренер должен прилагать особые усилия к работе с лидерами группы, главным образом, с отрицательными.

Важно грамотно построить  свою работу. Тренеру следует разделить процесс осуществления работы с лидером на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе важно:

1) провести серию наблюдений  за общением и результативностью  лидера, чтобы выяснить, в каких именно ситуациях его поведение является нежелательным, насколько типично это поведение и на кого чаще всего направлены негативные реакции спортсмена;

2) выявить внутреннюю  психологическую картину конфликтов  через индивидуальные беседы  со всеми участниками совместной деятельности, которые дадут личные оценки ситуации и поведения партнёров;

3) попытаться проанализировать  поведение лидера и совместно  с ним выяснить: как он понимает  своё поведение, какую роль  он отводит себе, знает ли о  том, что отрицательно действует на состояние и деятельность других членов группы.

На основном этапе  следует:

1) составить конкретную  программу действий и поведения  лидера в  
изученных ситуациях (ориентируясь на контакт с определёнными  
партнёрами);

2) разъяснить лидеру  цель и содержание предполагаемых изменений в его  
поведении и действиях;

3) организовать обучение  лидера, правилами эффективного  общения,  
формируя его способность более чутко реагировать на состояние партнёров  
по спортивной деятельности, понимать их;

4) реализовать программу.

На заключительном этапе  необходимо:

1) наблюдать за общением  и результативностью деятельности  лидера,  
чтобы своевременно выявлять недостатки в проведённой работе;

2) выявить, какие изменения  происходят в отношениях между  
спортсменами и в результативности их совместной деятельности через  
собственные наблюдения и беседы со всеми участниками деятельности;

3) проанализировать реальные  изменения во взаимоотношениях  в группе,  в деятельности спортсменов,  в поведении лидера, пытаясь совместно с ним  
выяснить его понимание сути проведённых изменений и реальных  
результатов от них, его отношение к своей роли, недостатки его действий;

4) внести необходимые  корректировки в план дальнейшей  работы, в  
действия и поведения лидера.

Для оптимизации общения в спортивных группах надо выполнять ряд требований:

1) проводить предварительное планирование воздействий и желаемых внутригрупповых связей;

2) организовывать межличностное  общение и взаимовлияние между  
членами группы;

3)регулировать и корректировать воздействия на основе текущего  
контроля за их эффективностью;

4) обязательно проверять,  соответствуют ли результаты воздействий  
ожиданиям [23].

Спортивная деятельность, как и всякая иная, не может существовать сама по себе: она всегда возникает и направляется определёнными мотивами и всегда протекает в определённых организационных формах, которые в своём существе диктуются данным обществом и поэтому обязательно отражают его социальные особенности.

Психологический анализ спортивной деятельности показывает, что в ней проявляются многочисленные психические функции, свойственные  
человеку, а также разнообразные черты его личности, в том числе и  
социально — психологические. Материалы психологических исследований  
различных видов спортивной деятельности позволяют так определить  
психологическую структуру спортивной деятельности:

а) Идейная направленность спортивной деятельности, её общественное  
значение.

б) Технические приёмы, рабочие операции процесса деятельности.

в) Двигательные навыки, имеющие специальное значение в структуре

спортивной деятельности.

г) Уровень развития и  качественные особенности ряда психических, в 

частности сенсомоторных, функций.

д) Специальные знания.

е) Эмоциональный тонус  спортивной деятельности.

ж) Динамический характер спортивной деятельности.

з) Поведенческие аспекты  спортивной деятельности.

Спортивная деятельность в целом, особенно спортивные соревнования, требуют от спортсменов огромной затраты не только физической, но и психической энергии.

Спортивная деятельность характеризуется крайним многообразием и высокой специфичностью двигательных действий в отдельных видах спорта. Однако при всём своём разнообразии эти действия в любом виде спорта отличаются общими психологическими особенностями, требующими исследования и анализа.

Это позволяет наметить следующие психологические аспекты  для исследования:

Информация о работе Положительный психологический климат в волейбольной команде как фактор успешности спортивной деятельности