Особенности ценностных ориентаций мужчин зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить различие и сходство ценностных ориентаций у мужчин, принадлежащих одной возрастной категории и одной социальной группе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ
1.1.Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации» личности.
1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций
1.3. Возрастные нормативы ценностных ориентаций.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1. Задачи и методика экспериментального изучения
2.2. Результаты экспериментального изучения
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 361.50 Кб (Скачать)
 

Таблица 2.Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов 

 
Типы  ценностей
 
 Мужчины 38лет
Мужчины 30 лет Мужчины 20 лет По всей выборке  в целом
Конформность 1 2 2,75 1,92
Традиции 1,5 1,75 0,25 1,17
Доброта 1,5 1,75 0 1,08
Универсализм 2 1,5 1,5 1,67
Самостоятельность 1,5 3 2 2,17
Стимуляция -0,33 2 0 0,56
Гедонизм -0,67 2,33 -0,33 0,44
Достижения 1 2,5 1,5 1,67
Власть -0,67 0 0,67 0
Безопасность 2,8 1,8 3 2,53

 
  Далее каждому типу ценностей в соответствии с величиной среднего показателя был присвоен ранг от 1 до 10. Ранги определялись отдельно для каждого испытуемого. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель их высокой значимости в этой группе испьггуемых. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют, напротив, об их низкой значимости для испытуемых исследуемой группы. Результаты ранжирования представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3. Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов. 

 
Типы  ценностей
 
 Мужчины 38лет
Мужчины 30 лет Мужчины 20 лет По всей выборке  в целом
Конформность 5 3 1 2
Традиции 4 6 4 5
Доброта 3 3 6 3
Универсализм 6 2 5 4
Самостоятельность 2 3 4 2
Стимуляция 8 5 7 8
Гедонизм 8 1 8 6
Достижения 7 3 3 4
Власть 8 6 5 7
Безопасность 1 4 2 1
 
 

Таблица 4. Ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов. 

 
Типы  ценностей
 
 Мужчины 38лет
Мужчины 30 лет Мужчины 20 лет По всей выборке  в целом
Конформность 4 4 2 2
Традиции 3 6 6 4
Доброта 3 6 7 5
Универсализм 2 7 4 3
Самостоятельность 3 1 3 1
Стимуляция 5 4 7 5
Гедонизм 6 3 8 6
Достижения 4 2 4 2
Власть 6 8 5 7
Безопасность 1 5 1 1
 

     Анализ  показателей, полученных по методике Ш. Шварца, на уровне нормативных идеалов (Таблица 1) выявил, что наибольшей значимостью для представителей исследуемой нами группы обладают такие типы ценностей, как «безопасность» (4,2), «самостоятельность» (3,93), «универсализм» (3,5). Но нашей задачей было выявить особенности в ценностных ориентациях участников изучения. Рассматривая отдельно результаты, можно отметить, что участники расставили приоритеты приблизительно одинаково. Это значит, что ценностные ориентации одной социальной группы, не смотря на разницу в возрасте, примерно совпадают.

     Анализ  данных по второй части опросника («Профиль личности») показал, что на уровне индивидуальных приоритетов наибольшей значимостью для испытуемых обладают такие типы ценностей как «безопасность» (2,53), «самостоятельность» (2,17) и «конформность» (1,92), а наименьшей значимостью – «власть», «стимуляция».

     Что касается участников в возрасте 38 лет, им понадобилось времени гораздо меньше, чтобы заполнить опросник и практически без вопросов ко мне. У частники в возрасте 30 лет, заполняли опросник в среднем  в течение 45 минут и иногда обращались ко мне для уточнений. Участники в возрасте 20 лет, справились с заданием в среднем в течение 3-х дней. У них были некоторые сомнения в приоритетах тех или иных ценностей, много вопросов. На основе наблюдений и изученной литературы, можно сделать вывод, что у 20-летних участников ещё не закончен процесс формирования ценностных ориентаций, в отличие от 38-летних, которые четко и быстро расставили свои приоритеты. Что касается 30-летних участников, то основные ценности у них уже сформированы, хотя процесс ещё, по-видимому, не совсем закончен. Обработав результаты, можно увидеть, что для всех мужчин очень важны такие ценности как безопасность, самостоятельность и достижения, за исключением некоторых испытуемых, для которых гедонизм является приоритетной ценностью. И не оказалось ни одной ценности с рангом 10(абсолютно не важно), то есть все 10 ценностей, предложенных в опроснике Шварца, имеют для них ту или иную степень важности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     На  основании изучения и анализа  научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:

     Ценности это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

     Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

     Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.

     Теоретическим аспектам изучения ценных ориентаций личности уделяли внимание такие  ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Рубинштейн, в.А. Ядов, Немов Р.С., Леонтьев Д.А. и др. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Б.С. Волков, А.В. Мудрик, Е.И. Киприянова и др.

     Самую существенную попытку упорядочить некоторую неоднозначность в трактовке ценностей в психологии предприняли Н. Рокич и С. Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т.е. категории, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира.

     Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

     В настоящее время, в связи с происходящими в стране переменами, наблюдается некоторое падение нравственности, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций не только отдельной личности, но и общества в целом.

     Задачей экспериментального изучения было выявление  особенностей ценностных ориентаций у  мужчин среднего возраста. В ходе изучения были выявлены основные ценностные ориентации участников, принадлежащих одной социальной группе, в их числе безопасность, самостоятельность, конформность. Не имеют ценности для участников власть и стимуляция. Можно сделать вывод, что для мужчин, участников изучения, важны безопасность не только своя, но и других людей, своей семьи, стабильность в обществе и во взаимоотношениях, независимость в выборе действий и самостоятельность мышления, для них характерно сдерживание склонностей, имеющих негативные социальные последствия. Это характеризует их как зрелых, сформировавшихся личностей, что является отличительной чертой среднего возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА 

1. Алексеев В.Г.  Ценностные ориентации личности  и проблема их формирования. М., 1979.

2. Ананьев Б.Г.  Человек как предмет познания. Л., 1968.

3. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек - мир» // Вопросы философии. 1993г. - №5. с. 130-160.

4. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.

5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 1976.

6. Большой психологический  словарь. Под ред.Мещерякова Б.Г.,Зинченко  В.П.-М.,2009

7. Василюк Т.Ф. Психология переживания различных критических ситуаций //Психологический журнал.-1995.-№5.-С.120-129.

8.Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.

9.Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.

10.Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.

11.Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998 №2 (апрель июнь) с. 58-67.

12.Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986.

13.Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // Специалист. – 1999. – №2. – С.30–32.

14.Иконникова С.Н. Социология о молодежи. Л., Знание 1985 с. 31.

15. Карандашев В.Н. «Методика Шварца для изучения ценностей личности».- С-Пб: Речь, 2004  

16.К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Под. ред. В.С. Мухиной. М., Мысль 1989.

17.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984 с. 335.

18.Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989.

19.Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.

20.Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М., Просвещение 1965.

21.Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144..

22.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл 1992.

23.Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в структуре личности. // Межвузовский сборник научных трудов. «Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации». Выпуск 1. Саратов, 2004. С. 96-100 (статья).

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций мужчин зрелого возраста