Особенности ценностных ориентаций мужчин зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить различие и сходство ценностных ориентаций у мужчин, принадлежащих одной возрастной категории и одной социальной группе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ
1.1.Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации» личности.
1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций
1.3. Возрастные нормативы ценностных ориентаций.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1. Задачи и методика экспериментального изучения
2.2. Результаты экспериментального изучения
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     Однако  динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своем  развитии. Период взрослости характеризуется  осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития. Р. Коген, интегрирующий в своей теории «развивающегося «Я» подходы Ж. Пиаже, Л. Колберга, А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Ловингер и др., делает акцент на развитии ценностно-смысловой сферы личности именно в период взрослости. По его мнению, человек продолжает структурировать и реструктурировать свое понимание мира, даже далеко перешагнув тридцатилетний рубеж. В качестве механизма такого развития Р. Коген выделяет, прежде всего, продолжающееся развитие смысловых систем, служащих источниками поведения личности. Говоря о роли смысла в личностном развитии, И. С. Кон отмечает, что «критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой является вопрос о смысле жизни, психологически, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми». Соответственно, наиболее значительные изменения в зрелом возрасте система ценностей претер­певает в периоды кризисов развития. По справедливому замечанию А. Г. Асмолова, «кризисы развития зрелой личности неизбежно сопровождаются перестройкой системы ценностей». Характеризующиеся обращением к экзистенциальным вопросам кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, к смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и, тем самым, к определенной трансформации системы ценностей.

     Таким образом, система ценностных ориентации личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, включая и  зрелый возраст. Применительно к динамике системы ценностей в зрелом возрасте более адекватным является не термин «формирование», предполагающий некий конечный итог, а термин «развитие», как имеющий,  более широкое значение. По отношению к взрослому человеку, система ценностей которого уже в основном сформирована, следует, вероятно, говорить не о четко разграниченных стадиях формирования, а, скорее, об индивидуальном уровне ее развития. Объективные, подтвержденные экспериментальными исследованиями критерии оценки уровня такого развития, не привязанные к определенному возрасту, а носящие универсальный, «вневозрастной» характер, в настоящее время недостаточно разработаны.

  Так же, ценностные ориентации регулируют выработку жизненной позиции  и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА. 

     2.1. Задача и методика  экспериментального изучения 

     Участники изучения мужчины в возрасте от 20 до 38 лет.

     Задачей экспериментального изучения является выявление особенностей в ценностных ориентациях участников изучения.

     Для изучения ценностных ориентаций личности используют различные методики В психологических исследованиях применяются такие методики, как: 

     - тест М. Рокича в модификации  Д.А. Леонтьева – для изучения  уровней структуры системы ценностных  ориентаций;

     - тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым, который наряду с общим показателем осмысленности жизни включает пять субшкал, отражающих три конкретных ориентации: цели жизни, процесс жизни, результативность жизни и два аспекта локуса контроля;

     - самоактуализированный тест (САТ)  Л.Я. Гозмана с соавторами – для изучения степени соответствия ценности испытуемых ценностным ориентациям самоактуализирующейся личности;

     - русифицированная методика для  изучения ценностей личности  Ш. Шварца, которая разработана  с использованием типов ценностей  М.Рокича, но охватывает более широкий круг ценностей;

     - опросник потребности в достижениях  Ю.М. Орлова – для изучения  основных характеристик мотивационно-потребностной  сферы и др.

     Для решения поставленной задачи была выбрана авторская методика Ш. Шварца, взятая из работы Карандашева В.Н. «Методика Шварца для изучения ценностей личности» (С-Пб: Речь, 2004 )

    В качестве исходного пункта Шварцем  была взята методика Рокича, но концептуально  усовершенствована, существенно модифицирована и расширена. Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, — это тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей. Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнаруживаемые во всех культурах, — это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы). Он отобрал ценности, выявленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских трудах, посвященных ценностям разных культур. Затем сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы. Ниже приведены краткие определения мотивационных типов соответственно их центральной цели

    власть  (Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

  • достижение (Achievement) — личный успех в соответствии с социальными стандартами;
  • гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие;
  • стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна;
  • самостоятельность (Self-Direction) — самостоятельность мысли и действия;
  • универсализм (Universalism) — понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;
  • доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;
  • традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;
  • конформность (Conformity) — сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;
  • безопасность (Security) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

  Шварц описывает следующие характеристики этих типов ценностей.

  1. Власть (Power). Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей Доминантности — подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.

  1. Достижение (Achievement). Определяющая цель этого типа ценностей — личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.
  2. Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).
  3. Стимуляция (Stimulation). Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

  5.Самостоятельность  (Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

  1. Универсализм (Universalism). Мотивационная цель данного типа ценностей — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.
  2. Доброта (Benevolence). Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).
  3. Традиции (Tradition). Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности — уважение, принятие обычаев и идей, которые суще ствуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.
  4. Конформность (Conformity) – Определяющая  мотивационная цель этого типа – сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших)
  5. Безопасность(Security).Мотивационная цель этого типа – безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей. По мнению Ш.Шварца, существует один обобщенный тип ценности  безопасность.( а не два отдельных – для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем , что ценности, относящиеся к коллективной безопасности , в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье)

  Согласно  теории Ш. Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.

  Первый  уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения.

  Второй  уровень более зависим от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека.

  Этот  аспект теории ценностей учитывался при разработке методики и нашел отражение в процедуре проведения опросника. 

    2.2. Результаты экспериментального изучения 

    Полученные  данные сведены в таблицах 1,2,3,4

Таблица 1. Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов. 

  Типы ценностей
 
 
 
 Мужчины 38лет
Мужчины 30 лет Мужчины 20 лет По всей выборке  в целом
Конформность 3,5 4 4,5 4
Традиции 3,6 2 3,2 2,93
Доброта 3,8 4 2,4 3,4
Универсализм 3,38 4,13 3 3,5
Самостоятельность 4,6 4 3,2 3,93
Стимуляция 2 2,67 1,33 2
Гедонизм 2 4,67 1 2,56
Достижения 2,5 4 3,75 3,42
Власть 2 2 3 2,33
Безопасность 4,8 3,6 4,2 4,2

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций мужчин зрелого возраста