Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа
Цель: Выявить различие и сходство ценностных ориентаций у мужчин, принадлежащих одной возрастной категории и одной социальной группе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ
1.1.Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации» личности.
1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций
1.3. Возрастные нормативы ценностных ориентаций.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1. Задачи и методика экспериментального изучения
2.2. Результаты экспериментального изучения
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своем развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития. Р. Коген, интегрирующий в своей теории «развивающегося «Я» подходы Ж. Пиаже, Л. Колберга, А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Ловингер и др., делает акцент на развитии ценностно-смысловой сферы личности именно в период взрослости. По его мнению, человек продолжает структурировать и реструктурировать свое понимание мира, даже далеко перешагнув тридцатилетний рубеж. В качестве механизма такого развития Р. Коген выделяет, прежде всего, продолжающееся развитие смысловых систем, служащих источниками поведения личности. Говоря о роли смысла в личностном развитии, И. С. Кон отмечает, что «критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой является вопрос о смысле жизни, психологически, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми». Соответственно, наиболее значительные изменения в зрелом возрасте система ценностей претерпевает в периоды кризисов развития. По справедливому замечанию А. Г. Асмолова, «кризисы развития зрелой личности неизбежно сопровождаются перестройкой системы ценностей». Характеризующиеся обращением к экзистенциальным вопросам кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, к смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и, тем самым, к определенной трансформации системы ценностей.
Таким образом, система ценностных ориентации личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, включая и зрелый возраст. Применительно к динамике системы ценностей в зрелом возрасте более адекватным является не термин «формирование», предполагающий некий конечный итог, а термин «развитие», как имеющий, более широкое значение. По отношению к взрослому человеку, система ценностей которого уже в основном сформирована, следует, вероятно, говорить не о четко разграниченных стадиях формирования, а, скорее, об индивидуальном уровне ее развития. Объективные, подтвержденные экспериментальными исследованиями критерии оценки уровня такого развития, не привязанные к определенному возрасту, а носящие универсальный, «вневозрастной» характер, в настоящее время недостаточно разработаны.
Так
же, ценностные ориентации регулируют
выработку жизненной позиции
и программ жизнедеятельности, создание
образа будущего, перспективы развития
личности. Следовательно, ценности регулируют
не только настоящее состояние личности,
но и будущее ее состояние; они определяют
не только принципы ее жизни, но и ее цели,
задачи, идеалы. Ценности, выступающие
как представления личности о должном,
мобилизуют жизненные силы и способности
личности на достижение определенной
цели.
Глава
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У МУЖЧИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1.
Задача и методика
экспериментального
изучения
Участники изучения мужчины в возрасте от 20 до 38 лет.
Задачей экспериментального изучения является выявление особенностей в ценностных ориентациях участников изучения.
Для
изучения ценностных ориентаций личности
используют различные методики В психологических
исследованиях применяются такие методики,
как:
-
тест М. Рокича в модификации
Д.А. Леонтьева – для изучения
уровней структуры системы
-
тест смысло-жизненных
- самоактуализированный тест (САТ) Л.Я. Гозмана с соавторами – для изучения степени соответствия ценности испытуемых ценностным ориентациям самоактуализирующейся личности;
-
русифицированная методика для
изучения ценностей личности
Ш. Шварца, которая разработана
с использованием типов
-
опросник потребности в
Для решения поставленной задачи была выбрана авторская методика Ш. Шварца, взятая из работы Карандашева В.Н. «Методика Шварца для изучения ценностей личности» (С-Пб: Речь, 2004 )
В качестве исходного пункта Шварцем была взята методика Рокича, но концептуально усовершенствована, существенно модифицирована и расширена. Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, — это тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей. Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнаруживаемые во всех культурах, — это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы). Он отобрал ценности, выявленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских трудах, посвященных ценностям разных культур. Затем сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы. Ниже приведены краткие определения мотивационных типов соответственно их центральной цели
власть (Power) — социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;
Шварц
описывает следующие
1. Власть (Power). Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей Доминантности — подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.
5.Самостоятельность (Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.
Согласно теории Ш. Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.
Первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения.
Второй уровень более зависим от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека.
Этот
аспект теории ценностей учитывался
при разработке методики и нашел отражение
в процедуре проведения опросника.
2.2.
Результаты экспериментального
изучения
Полученные данные сведены в таблицах 1,2,3,4
Таблица 1.
Средние показатели
значимости типов ценностей
на уровне нормативных
идеалов.
|
Информация о работе Особенности ценностных ориентаций мужчин зрелого возраста