Особенности ценностных ориентаций мужчин зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить различие и сходство ценностных ориентаций у мужчин, принадлежащих одной возрастной категории и одной социальной группе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ
1.1.Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации» личности.
1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций
1.3. Возрастные нормативы ценностных ориентаций.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1. Задачи и методика экспериментального изучения
2.2. Результаты экспериментального изучения
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ

1.1.Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации» личности.

1.2.Содержание  и структура ценностных ориентаций

1.3. Возрастные нормативы ценностных ориентаций.  

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

2.1. Задачи и методика экспериментального изучения

2.2. Результаты экспериментального изучения

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Актуальность  исследования темы.

     В последнее время, проблема изучения ценностных ориентаций личности и их влияния на поведение человека приобретает  все большую актуальность. Это  не случайно,  проблема ценностей  всегда выступает на первое место  в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Интерес к феномену ценностных ориентаций вызван интересом общества к социальным проблемам, проблемам психологического здоровья людей и проблеме культуры общества в целом.

     Причем, являясь предметом изучения различных  социальных дисциплин, ценностные ориентации представляют собой важную и необходимую  область исследований, которая находит отражение во многих науках о человеке: философии, педагогике, психологии и Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.

     Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии  непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации.

     Система ценностных ориентаций является важнейшей  характеристикой личности и показателем  ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяет судить об уровне развития личности. Система ценностных ориентации является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума.

     Социальное  становление человека происходит в  течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский  сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников  – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности. 
 

     Цель: Выявить различие и сходство ценностных ориентаций у мужчин, принадлежащих одной возрастной категории и одной социальной группе. 

     Объект  исследования: Сотрудники отдела сервисного обслуживания офисного оборудования, мужчины в возрасте 20, 30, 38 лет. 

     Предмет исследования: Ценностные ориентации мужчин среднего возраста. 

     Гипотеза: особенности в ценностных ориентациях у мужчин среднего возраста, принадлежащих одной социальной группе, зависят от внутренних факторов. 

     Задачи:

     - изучить теоретические аспекты  проблемы ценностных ориентаций;

     -провести  психодиагностическое исследование  и проанализировать результаты 

     В качестве методик исследования были применены Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича, Методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ:

     МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ,

     СОДЕРЖАНИЯ  И СТРУКТУРЫ 

1.1.Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации» личности. 

     Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,,В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.

     Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.

     В  данной работе под ценностными ориентациями понимается система личностных установок по отношению к существующим в современном обществе материальным и духовным ценностям.

     Формирование  личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

     Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях  материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

     Что же такое ценностные ориентации? “Ценностные  ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного» .

     По  мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов”. “Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…”.

     Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого».И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».

     У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе  ценностей ценности выстраиваются  в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации личности соответствуют общественному эталону. 

     Ценностные  ориентации, являясь одним из центральных  личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к  социальной действительности и в  этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

     Направленность  личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

     Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает  особый, положительный жизненный  смысл.

     Б.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального  поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности.

     В более новой интерпретации “Ценностные  ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов  как жизнеорганизующих начал  и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного “проекта” жизни”.

     Ценности  существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности - ценности-цели и второстепенные - ценности-средства. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций мужчин зрелого возраста