Ценностные ориентации и детей в возрасте 12-13 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:31, реферат

Описание работы

Цель работы – выявить ценностные ориентиры современных детей.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что ценностные ориентиры мальчиков и девочек 11-12 лет имеют различия.

Объект исследования - группа детей в возрасте 11-12 лет.

Предмет исследования – ценностные ориентиры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….2

Теоретическая часть

Глава 1

Подходы к понятию и развитию этики, нравственности и морали…………………4

Глава 2

Теоретические представления о связях этики и психологии. Психологические теории личности и этика……………………………………………………………………………10

Эмпирическая часть………………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………………..…22

Работа содержит 1 файл

Московский государственный университет Экономики.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

      Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….2

Теоретическая часть

Глава 1

Подходы к понятию и  развитию этики, нравственности и морали…………………4

Глава 2

Теоретические представления о  связях этики и  психологии. Психологические теории личности и этика……………………………………………………………………………10

Эмпирическая  часть………………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………………….21

Список  литературы……………………………………………………………………..…22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

         Проблема современного общества — падение нравственного уровня людей, — является общей причиной многих социальных проблем. Отчасти проблема нравственности связана с экономическими трудностями, но в любом случае психология не может оставаться в стороне от процессов, которые протекают в обществе и которые не могут не затрагивать само психологическое сообщество. Наступило время теснейшего взаимодействия психологии не только с медициной, образованием, политикой и экономикой, но и собственно с этикой.

         Психология как наука о человеке не может проходить мимо вопросов нравственности, общественной морали, добра и зла, долга и добродетели. Исследуя природу человека, психология сталкивается с такими феноменами, как моральный выбор, моральное или, наоборот, аморальное поведение, агрессия и т.д. Всё это объективные феномены, имеющие реальное содержание, а потому они могут и должны быть объектом пристального внимания психологии, наравне с феноменами физиологического и социального характера, уже давно прочно занявших своё место в психологии.

         Актуальность темы исследования связана с тем, что действительность показывает: научно-техническое развитие человечества достигло небывалых высот, однако зачастую оно идёт вразрез с духовным совершенствованием человека. Перед современным обществом стоят задачи не только экономического прогресса, но и нравственного развития, роста.

        Цель работы – выявить ценностные ориентиры современных детей.

         Основная гипотеза исследования состоит в том, что ценностные ориентиры мальчиков и девочек 11-12 лет имеют различия.

     Объект  исследования - группа детей в возрасте 11-12 лет.

     Предмет исследования – ценностные ориентиры.

       В отечественной  психологии проблема духовности и нравственности получила освещение  в  работах классиков  психологии – Л.С. Выготского (Выготский, 1928), Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе. В современной  психологии она  является  предметом  рассмотрения в исследованиях К.А. Абульханова-Славской, Б.С.  Братуся (Братусь, 1995), А.В. Брушлинского, Ф.Е. Василюка, М.И. Воловиковой, В.В. Знакова (Знаков, 1993.), и других авторов.

    Многие  психологи занимались проблемой  ценностных ориентаций. Самые яркие  из зарубежных психологов это В. Франкл, А. Маслоу, М. Рокич. Также многие из русских психологов тоже занимались данной проблемой, это такие как Д.А. Леонтьев(Леонтьев, 1993), М.С. Яницкий,  К.А. Абульханова-Славская.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретическая часть

     Глава 1

     Подходы к понятию и  развитию этики, нравственности и морали.

         В  психологической науке все чаще поднимаются вопросы духовности и духовно-нравственного воспитания личности. Их актуальность определяется состоянием современного российского общества, характеризующимся глубоким  кризисом духовности, охватившим все стороны  жизнедеятельности человека.  
             Проблема  духовно-нравственного бытия  человека является основополагающей, поскольку ее решение, в конечном счете, определяет характер и направление его развития, формы взаимодействия с миром.    

      В работах Б.С. Братуся представлена  ценностно-смысловая концепция личности, согласно которой  сущность человека определяется  через его отношение к другому человеку как к самоценности,  к существу, олицетворяющему собой бесконечные потенции человеческого рода. Духовность, согласно  Братусю, относится к родовым определениям человеческого способа жизни, выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого  рода реальности. Б.С. Братусь определяет личностные ценности  как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни, при этом, ценности не обеспеченные смысловым, эмоционально-переживаемым отношением, не являются элементами ценностно-смысловой сферы личности. (Братусь, 1995, с.121)

       Психологическим основанием духовности  являются  «специфические функции смысловых образований как основные конституирующие единицы сознания личности». Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры (Братусь, 1995, с.121). В психологическом  плане  духовность  характеризуется понятиями разума и мышления,  миром  человеческих идей и созерцаний,  такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают  по отношению  к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив  (Братусь, 1995,  с.124).    

     Определяя роль духовности в развитии личности, Братусь  указывает, что  она  придает смысл жизни  человека; в ней он черпает  ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле  жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она  открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к  правосознанию и государственности, к искусству,  науке и религии, указывает человеку, что является для  него  главным и  наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить (Братусь,1995, с. 125).

     В.В. Знаков отмечает, что в большинстве  этических учений нравственность отождествляют  с моралью: «Нравственность –  понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина  “мораль” происходит от слова “нрав”). Вместе с тем для многих исследователей очевидно, что нужно различать  мораль как форму общественного  сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных  отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как  характеристику психологической структуры  личности (отвергающей или принимающей  эти требования, осознающей их необходимость  и испытывающей внутреннюю потребность  в исполнении моральных норм, следовании им)     (Знаков, 1993, с. 35).  
      Автор справедливо  подчеркивает, что нравственные представления и поведение людей могут расходиться. С этической точки зрения, некоторые  поступки (обман, безответственность, беспринципность) являются моральными. Субъект может нарушать моральные нормы, не понимая, в чем состоит его моральный долг перед людьми, при этом часто подыскивая убедительные, по его мнению, психологические оправдания своего поступка. Такой моральный поступок, как утверждает В.В. Знаков, неправомерно  считать нравственным; о последнем может идти речь только в том случае, если человек осознает вину и раскаивается за  содеянное им. 

     Психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть  или  «вторичная рефлексия» – фундаментальное качество нравственного самосознания личности. Она характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку своим поступкам. «Поэтому, самосознание в нравственном аспекте – это не сознание собственной значимости, а сознание собственной ответственности. Для него более характерно состояние вины, чем состояние довольства, удовлетворенности»  (Знаков, 1993,с.  41).  
          А.А. Андрушкевич, исследуя первопричины духовно-нравственного здоровья, пишет:  «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом» (Андрушкевич, 2001, с. 5). Она  выступает как компонент мировоззрения человека,  фрагмент его знания. Под духовностью человека  понимается его способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни.

     Представляет  интерес понимание автором  духовности как реализации свободы воли, воплощающей  в себе сущностное  качество  человека. Подчеркивается, что духовность человека наиболее ярко проявляется в выборе идеальных нравственных ценностей.   Выбор же истинных ценностей и способы включения их в процессы регуляции поведения и деятельности человека приводятся в действие человеческой волей. Отсюда делается вывод, что каждому человеку на  его пути обретения духовности необходим собственный опыт испытания не только  позитивных, но и ложных ценностей, чтобы затем на основе их сравнения опознавать и выбирать только истинные нравственные ценности и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности (Андрушкевич, 2001, с. 19). Следовательно, управление  волей, взращивание ее, направление на выбор ценностей, подчинение им своего способа жизни  в совокупности  образуют  комплекс духовных способностей человека. 

     В этой связи актуальным представляется утверждение, что чем выше уровень  жизни людей и, соответственно, разнообразнее  ценности,  предоставляемые  человеку окружающей социальной средой, тем сложнее  становится  их оценка и выбор, а, значит, –  более длительным  и болезненным  процесс осознания человеком  потребности  в духовно-нравственном росте. Эти идеи перекликаются с мыслью В. Франкла о необходимости  жизненных трудностей, «нужды» для активизации духовной жизни человека.

     Духовно-нравственная сущность человека проявляет себя в  «чувственно-информационно-волевой» сфере  личности (Андрушкевич, 2001, с. 23). Как  отмечает А.А. Андрушкевич, духовность – источник  активности  человека, условие роста  и усложнения  его психического   мира, внутренняя  детерминанта  действий  и поступков  человека,  способа  его жизни, в целом. Она  определяет  направленность личности, способствует  ее спасению от безнравственного, гибельного пути, сохранению физического и психического  здоровья, выживанию человека в социальной среде, а в макромасштабе – поступательному  развитию общества и всего человечества (Андрушкевич, 2001,  с. 21).

     Согласно  Л.Н. Антилоговой,  ядром нравственного сознания являются нравственные убеждения и  ценности, ценностные ориентации,  содержанием – нравственные качества и способности, нравственные потребности и  мотивы (направленность, значимость, активность, знаковость, установка, волевые свойства, рефлексивность) (Антилогова, 1999). 

     Автор утверждает, что все свойства содержательной части нравственного сознания тесно переплетаются друг с другом, порождая друг друга,  и воздействуя друг на  друга, но при этом любое из них, возникнув, не теряет своей   качественной характеристики, не редуцируется  и не «переливается» в другое свойство.  Направленность  личности определяется, помимо нравственных  убеждений, нравственных ценностей и ценностных ориентаций, нравственными потребностями и мотивами. Действия и  отношения индивида приобретают для него определенную нравственную значимость или личностный смысл. Поступки и  действия человека сопровождаются, как правило, переживаниями (нравственными чувствами и эмоциями).

     В работе А.Я. Канапацкого духовность определяется  как сущностная черта человека,  предопределяющая его бытие  и утверждающая  человека в его «онтологической истинности» (Канапацкий, 2004, с. 40).  
Обобщая представленные  в психологической литературе  определения духовности, автор  характеризует ее как сложно организационную, целостную, саморазвивающуюся и открытую систему, представленную социально-психологическими образованиями, социальной активностью, способностями и потребностями, душевными и интеллектуальными состояниями, ориентацией на решение смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу.

     Н.В. Марьясова рассматривает духовность  как систему отношений человека  к миру  и себя в мире, т. е. как определенную программу поведения, являющуюся составной  частью целостной самоактуализирующейся личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и  определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными (Марьясова, 2004, с. 3).  Говоря о духовности,  она выделяет, прежде всего, нравственный строй личности, ее способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра. Соответственно  нравственность  оценивается  как одно из измерений духовности человека  (Марьясова, 2004, с. 4).

     Павлов  В.Е., Стукан В.Л, Святовская Л.Б., Терлецкий  С.К., говоря о критериях  определения нравственности, отмечают, что  она  находится в границах  между разумным эгоизмом и разумным альтруизмом. Понятие нравственности как системы норм, имеющих демографические отличия и меняющихся во времени, охватывает различные области человеческих отношений и поведения (Павлов, Стукан, Святовская, Терлецкий, 1995,  с. 245). Средний уровень  нравственного состояния  общества (или  определенной его сферы) определяется, по мнению авторов,  следующими показателями: соотношением  нравственных и безнравственных принципов поведения; числом  лиц, исповедующих те или иные нравственные  принципы; общественным положением людей, придерживающихся определенных  целей и способов их достижения; их влиянием на  экономическую и  политическую жизнь  страны и  т. д.  
          Подчеркивается, что трактовка идеи духовности в христианстве связана с пониманием человека как  образу Божию, а сама духовность рассматривается как святость. Духовность выступает в качестве  эталонного образа человека и его бытия, соответствующего общечеловеческим нравственным идеалам, которые  осмысливаются индивидом как ценности и становятся регуляторами  его  различных жизненных проявлений (Ильичева, 2003,  с. 17). Являясь  высшим  нравственным императивом, она побуждает  человека  к движению по  пути самовоспитания и самосовершенствования  (Ильичева, 2003, с. 10).

Информация о работе Ценностные ориентации и детей в возрасте 12-13 лет