Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:26, контрольная работа
С прогрессом технологии связано расширение временных рамок подросткового возраста – периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становится все более заметной, и, как это традиционно существовало в истории некоторых культур, эта стадия является каким-то особым способом существования между детством и взрослостью.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Пубертатный кризис ………………………………………………………………. 4
Развитие психических функций …………………………………………………... 5
Развитие самосознания ……………………………………………………………. 6
Подростковые реакции ……………………………………………………………. 8
Личностная нестабильность и подростковые проблемы ……………………….. 12
Заключение ……………………………………………………………………….. 20
Содержание
Введение ………………………………………………………
Пубертатный кризис ………………………………………………………………. 4
Развитие психических функций …………………………………………………... 5
Развитие самосознания ……………………………………………………………. 6
Подростковые реакции ……………………………………………………………. 8
Личностная нестабильность и подростковые проблемы ……………………….. 12
Заключение …………………………………………………
Введение
С прогрессом технологии связано расширение временных рамок подросткового возраста – периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становится все более заметной, и, как это традиционно существовало в истории некоторых культур, эта стадия является каким-то особым способом существования между детством и взрослостью. Центральную роль в становлении личности подростка играют происходящие в нем физиологические изменения. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве, и требует построения нового телесного Я. Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток: наступление физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса.
На первый взгляд кажется, что подростки, зажатые в кольцо физиологической революцией полового созревания и неопределенностью будущих взрослых ролей, полностью заняты своими чудаковатыми попытками создать собственную подростковую субкультуру. Они болезненно, а чаще, по внешнему впечатлению, странно озабочены тем, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих их людей, а также тем, что их собственные идеалы не являются общепринятыми. В своих поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое теперь должно включать половую зрелость, некоторые подростки вновь должны попытаться разрешить кризисы предшествующих лет, прежде чем создать для себя в качестве ориентиров для окончательной идентификации устойчивые идолы и идеалы.
И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Половое созревание
зависит от эндокринных
Изменение роста
и веса сопровождается
В связи с быстрым
развитием возникают трудности
в функционировании сердца, легких,
кровоснабжении головного
Эмоциональную нестабильность
усиливает сексуальное
В это время половая
идентификация достигает
Благодаря бурному
росту и перестройке организма
в подростковом возрасте резко
повышается интерес к своей
внешности. Формируется новый
образ физического «Я». Из-за
его гипертрофированной
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность.
В подростковом
возрасте продолжает
Развиваются такие
операции, как классификация, аналогия,
обобщение и др. Устойчиво проявляется
рефлексивный характер
Особенности теоретического
рефлексивного мышления
Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках геометрии и черчения развивается восприятие. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приемы. Развиваются различные формы речи, в том числе письменная.
С общим интеллектуальным
развитием связано и развитие
воображения. Сближение воображ
Игра воображения
не только доставляет
В подростковом возрасте последовательно проявляются две формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Когда говорят,
что ребенок взрослеет, имеют
в виду становление его
Одновременно с
внешними, объективными проявлениями
взрослости возникает и
Чувство взрослости,
являясь особой формой
Чувство взрослости подростка проявляется прежде всего, в желании, чтобы все относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.
Чувство взрослости
становится центральным
Образы «Я», которые
создает в своем сознании
Познание себя, своих
различных качеств приводит к
формированию когнитивного (познавательного)
компонента «Я-концепции». С ним
связаны еще два – оценочный
и поведенческий. Для
Помимо реального
«Я» «Я-концепция» включает в с
В конце подросткового
возраста, на границе с ранней
юностью, представления о себе
стабилизируются и образуют
Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».
Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие.
Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические,и то не все. Они связаны с интересом к любимому занятию – истории, радиотехнике, музыке, рисованию и т.д. Это наиболее ценные, с точки зрения развития подростка, увлечения.
Эгоцентрические увлечения – подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих занятий, выделиться, возвыситься в глазах окружающих. К таким увлечениям относится изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта и т.п. Любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов.