Особенности подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

С прогрессом технологии связано расширение временных рамок подросткового возраста – периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становится все более заметной, и, как это традиционно существовало в истории некоторых культур, эта стадия является каким-то особым способом существования между детством и взрослостью.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Пубертатный кризис ………………………………………………………………. 4
Развитие психических функций …………………………………………………... 5
Развитие самосознания ……………………………………………………………. 6
Подростковые реакции ……………………………………………………………. 8
Личностная нестабильность и подростковые проблемы ……………………….. 12
Заключение ……………………………………………………………………….. 20

Работа содержит 1 файл

Особенности подросткового возраста (КОНТ.ВОЗР.ПСИХ.).doc

— 101.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

 

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Пубертатный кризис ………………………………………………………………. 4

Развитие психических  функций …………………………………………………... 5

Развитие самосознания ……………………………………………………………. 6

Подростковые реакции  ……………………………………………………………. 8

Личностная нестабильность и подростковые проблемы ……………………….. 12

Заключение ……………………………………………………………………….. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  С прогрессом технологии связано расширение временных рамок подросткового возраста – периода между младшим школьным возрастом и окончательным получением специальности. Подростковая стадия становится все более заметной, и, как это традиционно существовало в истории некоторых культур, эта стадия является каким-то особым способом существования между детством и взрослостью. Центральную роль в становлении личности подростка играют происходящие в нем физиологические изменения. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве, и требует построения нового телесного Я. Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток: наступление физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса.

  На первый взгляд  кажется, что подростки, зажатые в кольцо физиологической революцией полового созревания и неопределенностью будущих взрослых ролей, полностью заняты своими чудаковатыми попытками создать собственную подростковую субкультуру. Они болезненно, а чаще, по внешнему впечатлению, странно озабочены тем, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих их людей, а также тем, что их собственные идеалы не являются общепринятыми. В своих поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое теперь должно включать половую зрелость, некоторые подростки вновь должны попытаться разрешить кризисы предшествующих лет, прежде чем создать для себя в качестве ориентиров для окончательной идентификации устойчивые идолы и идеалы.

 И хотя линии  психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Пубертатный кризис

 

  Половое созревание  зависит от эндокринных изменений  в организме. Особенно важную  роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывает интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик скачка роста приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек скачок роста обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

 Изменение роста  и веса сопровождается изменением  пропорций тела. Интенсивный рост  скелета, достигающий 4-7 см в  год, опережает развитие мускулатуры.  Это приводит к некоторой угловатости.  Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

 В связи с быстрым  развитием возникают трудности  в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга.  Поэтому для подростков характерны  перепады сосудистого и мышечного  тонуса. А такие перепады вызывают  быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность.  В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

 Эмоциональную нестабильность  усиливает сексуальное возбуждение,  сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные ощущения, но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважение).

 В это время половая  идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо  проявляется ориентация на образцы  мужественности и женственности  в поведении и проявлении личностных свойств.

 Благодаря бурному  росту и перестройке организма  в подростковом  возрасте резко  повышается интерес к своей  внешности. Формируется новый  образ физического «Я». Из-за  его гипертрофированной значимости  ребенком остро переживаются  все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

 Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность.

 

Развитие психических функций

 В подростковом  возрасте продолжает развиваться  теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е.рассуждает гипотетико-дедуктивно.

 Развиваются  такие  операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Устойчиво проявляется  рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые  они производят, способы решения задач.

  Особенности теоретического  рефлексивного мышления позволяют  подросткам анализировать абстрактные  идеи, искать ошибки и логические  противоречия в суждениях. Без  высокого уровня развития интеллекта  был бы невозможен характерный  для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.

 Подросток приобретает  взрослую логику мышления. Происходит  дальнейшая интеллектуализация  восприятия и памяти. Этот процесс  зависит от усложняющегося в  средних классах обучения. На  уроках геометрии и черчения развивается восприятие. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приемы. Развиваются различные формы речи, в том числе письменная.

 С общим интеллектуальным  развитием связано и развитие  воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Но существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считал Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

 Игра воображения  не только доставляет удовольствие  и приносит успокоение. В своих  фантазиях подросток лучше осознает  собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять  свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают  перед ним в яркой образной форме.

 

Развитие самосознания

 В подростковом возрасте последовательно проявляются две формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

 Когда говорят,  что ребенок взрослеет, имеют  в виду становление его готовности  к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно  не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах.

 Одновременно с  внешними, объективными проявлениями  взрослости возникает и чувство  взрослости – отношение подростка  к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.  Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет).

 Чувство взрослости, являясь особой формой самосознания, не жестко связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости.

 Чувство взрослости  подростка проявляется прежде  всего, в желании, чтобы все  относились к нему не как  к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

 Чувство взрослости  становится центральным новообразованием  младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно  в 15 лет, подросток делает еще  один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

  Образы «Я», которые  создает в своем сознании подросток,  разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е.представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».

 Познание себя, своих  различных качеств приводит к  формированию когнитивного (познавательного)  компонента «Я-концепции». С ним  связаны еще два – оценочный  и поведенческий. Для подростка  важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников.

 Помимо реального  «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают  о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества.

 В конце подросткового  возраста, на границе с ранней  юностью, представления о себе  стабилизируются и образуют целостную  систему – «Я-концепцию». Это  является важнейшим этапом в  развитии самосознания.

 

Подростковые реакции

  Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях».

 Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга – характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие.

 Как правило, увлечения  имеют неучебный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические,и то не все. Они связаны с интересом к любимому занятию – истории, радиотехнике, музыке, рисованию и т.д. Это наиболее ценные, с точки зрения развития подростка, увлечения.

 Эгоцентрические увлечения – подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих занятий, выделиться, возвыситься в глазах окружающих. К таким увлечениям относится изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта и т.п. Любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов.

Информация о работе Особенности подросткового возраста