Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:25, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18
3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22
4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26
5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37
6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50
7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76
8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92
9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 2 - 4
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5 - 18
3. ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 19 - 22
4. ОПАСНЫЕ (ПАТОГЕННЫЕ) ПОДРОСТКОВЫЕ ГРУППЫ 23 - 26
5. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 27 - 37
6. ВИДЫ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 38 - 50
7. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 51 – 76
8. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНЫХ МЕХАНИЗМОВ. 77 – 92
9. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 93 – 104
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 – 107
11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108 -110
ВВЕДЕНИЕ
Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом: зачатие, рождение, детство, подростковый период, взросление, старость и смерть.
Одним из самых трудных периодов жизненного цикла является – подростковый.
Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Переход от детства к взрослости протекает быстро, с проявлением противоречивых тенденций социального развития. Ведущим видом деятельности школьника является учебная. В психическом же развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность развития подростка.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения, исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если старшие учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учении и общественно полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития подростка.
Подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей. В это время формируются нравственные качества личности.
Хотя учение и остаётся главным делом подростка, но основные новообразования в его психике связаны с общественно полезной деятельностью, которая в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста – потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении.
Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает моральные ценности, правила поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина.
На психическое развитие подростка, его поведение существенное влияние оказывает мнение товарищей, на которое он прежде всего ориентируется во всех своих действиях и поступках. Учитель для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителей, постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит своё отношение к учителям.
Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственных возможностей ему начинают поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.
Трудности в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др.
Подростки сами просят, чтобы написали о пубертатном периоде как можно «страшнее», чтобы все поняли, как ужасно себя чувствует подросток в период полового созревания. Когда хочешь и не хочешь, когда можешь и не можешь, когда всё время занят поиском ответа на дурацкий вопрос: «Взрослый ты или нет?»
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.
В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.
Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам.
Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.
Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.
Объект – социально-психологические причины девиантного и делинквентного поведения.
Субъект – подростки с отклоняющимся поведением.
Задачи:
1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений.
Подростковый период – первый из двух самых сложных периодов жизни индивида. Причём во второй период – переход от цветения к старости – вступает зрелый человек. И если этот человек, будучи психически и физически здоровым и достаточно разумным, может спокойно, без излишней тревоги и печали принять неизбежное, то ребёнок не располагает необходимыми ресурсами для оценки своего меняющегося положения во внешнем мире и происходящего с ним.
. Этот период развития характеризуется как кризис самопознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности». Юность – это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, которые порождаются драматическими, сексуальными и физиологическими изменениями, происходящими с подростком.
Поэтому подростковый период сложен всегда, и трудны все подростки без исключения. Даже в редких случаях внешне благополучного состояния все сложности знают родители. Принятое в среде непрофессионалов выражение «трудный подросток» (подразумевающее делинквентность, девиантность) следовало бы заменить, если не хочется отказываться от привычного определения, на «очень трудный».
Представляя собой промежуточный, переходный этап развития, юность несёт в себе негативные характеристики, такие как трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость и т. п.
В своих исследованиях Р. Хавигурст обрисовал общие задачи, стоящие перед подростком:
Достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола;
Достижение социально приемлемой сексуальной роли;
Приспособление к изменениям своего физического состояния;
Выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности;
Подготовка к браку и семейной жизни;
Развитие интеллектуальных способностей и идеологических представлений, необходимых для сознательного участия в социальной жизни;
Достижение социально ответственного поведения;
Выработка комплекса ценностей, в соответствии с которым строится поведение.
Подростковый период отличается неопределённостью положения молодого человека в обществе. Подросток осознаёт, что он уже не ребёнок, но вместе с тем ещё и не взрослый. Знания, приобретаемые в школе, могут быть глубокими и устойчивыми и представляют собой необходимую основу для возникновения убеждений, но вместе с тем использование их в практической деятельности пока ещё не представляется возможным. Высокий уровень притязаний у некоторых подростков часто является выражением переоценки своих возможностей. Несоответствие интеллектуальных и личностных возможностей реальным жизненным условиям приводит к противоречиям, снимать которые можно педагогическими средствами.
Известный социальный психолог К. Левин делал акцент на неопределённости средств ориентирования в мире в период перехода от детства к статусу взрослого. Этот переход понимается в его теории как изменение групповой принадлежности, перемещение из сообщества детей в сообщество взрослых. Такое перемещение есть переход в незнакомую область жизненного пространства, область, не дифференцированную на ясно различимые части.
К. Левин сравнивает это перемещение с приездом в незнакомый город. Индивиду не ясно, с чем связано его новое положение и в каком направлении ему следует двигаться, чтобы достичь цели, а может быть, отказаться от неё. Отсутствие ясности – причина неустойчивости поведения подростка. Он не уверен в том, правильно ли поступает, поскольку находится в незнакомом окружении. Эта неуверенность возрастает, если ребёнка держали в неведении относительно взрослого мира, в который ему предстоит вступить.
Подросток находится в положении маргинальной личности. Он не хочет больше принадлежать к сообществу детей и в то же время знает, что он ещё не взрослый. Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:
Самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;