Особенности ценностных ориентаций мужчин зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить различие и сходство ценностных ориентаций у мужчин, принадлежащих одной возрастной категории и одной социальной группе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ
1.1.Теоретический анализ понятия «ценностные ориентации» личности.
1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций
1.3. Возрастные нормативы ценностных ориентаций.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
2.1. Задачи и методика экспериментального изучения
2.2. Результаты экспериментального изучения
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

24.Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» № 6. Ростов-на-Дону, издательство РГПУ, 2006. С. 121 – 132 (статья).

25. Мамедова Ж.С. Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы. // Психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. Москва, 2006. С. 379-382 (тезисы).

26.Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся. М., 1990 с. 180.

27.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.

28.Парыгин Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. М. 1969.

29. Поршнев Б.Ф. Функция выбора – основа личности //Проблемы личности: материалы симпозиума.-М.: Педагогика, 1999.-С.344-349.

30.Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1976.

31.Психологические механизмы регуляции поведения. М., Наука 1979.

32. Психология: Учебник /под ред. А.А. Крылова.-М.: Проспект, 2005.-752с.

33.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.М., 1976.

34.Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.- с. 755.

35.Социальная психология личности. М., Наука 1979.

36.Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1989.- 1750с.

37.Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. – 2002. – №2. – С.5–13.

38.Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982 с. 108-115.

39.Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975г.

40.Ядов В.А. Саморегуляция и пргнозирование социального поведения личности.-Л.: Наука, 1979.- 142с.

41.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.-137с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

ОПРОСНИК ЦЕННОСТЕЙ по Ш.Шварцу.

 
  Опросник  состоит из двух частей «Обзор ценностей» и «Профиль личности».

ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ

ИНСТРУКЦИЯ: В этом опроснике Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни и какие ценности менее важны для меня?». Далее на последующих страницах приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.

  Ваша  задача заключается в том, чтобы  оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа Вашей жизни.

Используйте оценочную  шкалу отметок от —1 до 7.

  Чем выше номер (—1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), тем более  важной данная ценность является для Вас как руководящий принцип Вашей жизни. При этом примерно ориентируйтесь на следующие значения отметок: отметка «—1» характеризует ценности, противоположные

  Вашим принципам, отметка «0» означает, что ценность совершенно не важна,

  не является руководящим принципом Вашей  жизни, отметка «3» означает, что ценность важна, отметка «6» означает, что ценность очень важна, отметка «7» характеризует ценности высшей значимости, обычно таких ценностей не должно быть более двух.

  Перед каждой ценностью в списке проставьте номер, указывающий важность этой ценности лично для вас как руководящего принципа вашей жизни. Постарайтесь различать ценности насколько это возможно, используя все номера от-1 до 7 (—1,0, 1, 2, 3,4, 5,6, 7).

  Как руководящий  принцип моей жизни эта ценность является: 

Противоположной моим принципам Не

важной

Важной Очень важной Высшей значимости
    -1
0 1 2 3 4 5 6 7

  Для начала просмотрите ценности из Списка 1, выберите одну из них, которая является самой важной для Вас, и оцените ее значимость (отметка «7»). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка — 1). Если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас, и оцените ее отметкой «0» или «1», в соответствии с ее значимостью. Затем оцените все остальные ценности из Списка 1.

СПИСОК  ЦЕННОСТЕЙ 1

1 РАВЕНСТВО (равные возможности для всех)

2 ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим

собой) 
3 СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА (контроль над другими, до 
минантность)

4 УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний)

5 СВОБОДА (свобода мыслей и действий)

    6 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (акцент на духовных, а не ма 
    териальных вопросах)

7 ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (ощущение,

что другие заботятся  обо мне) 
8 СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК (стабильность обще 
ства)

9 ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (стремление

    к новизне)

10 СМЫСЛ ЖИЗНИ (цели в жизни)

11 ВЕЖЛИВОСТЬ (предупредительность, хорошие

    манеры)

12 БОГАТСТВО (материальная собственность, деньги)

    13 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защищен 
    ность своей нации от врагов)

    14 САМОУВАЖЕНИЕ (вера в собственную цен 
    ность)

15 УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ (учет интересов

    других людей, избегание конфронтации)

    16 КРЕАТИВНОСТЬ (уникальность, богатое вообра 
    жение)

    17 МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свобода от войны и кон 
    фликтов)

    18 УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение признан 
    ных традиций, обычаев)

    19 ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и ду 
    ховная близость)

    20 САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, устой 
    чивость к соблазнам)

    21 ПРАВО НА УЕДИНЕНИЕ (право наличное про 
    странство)

22 БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ  (безопасность для

    близких)

    23 СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (одобрение, ува 
    жение других)

    24 ЕДИНСТВО С ПРИРОДОЙ (слияние с природой)

25 ИЗМЕНЧИВАЯ ЖИЗНЬ (жизнь, наполненная

    проблемами, новизной и изменениями)

26 МУДРОСТЬ (зрелое понимание мира)

    27 АВТОРИТЕТ (право быть лидером или командо 
    вать)

28 ИСТИННАЯ ДРУЖБА (близкие друзья)

29 МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства)

    30 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправле 
    ние несправедливости, забота о слабых)

СПИСОК  ЦЕННОСТЕЙ 2

  Теперь  оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности. 

  Как руководящий  принцип моей жизни, эта ценность является: 

Противоположной моим принципам Не важной Важной Очень важной Высшей значимости
    -1
0 1 2 3 4 5 6 7

31 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя,самодостаточный)

    32 СДЕРЖАННЫЙ(избегающий крайностей в чув- 
    ствах и действиях)

33 ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

    34 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдох 
    новенный)

    35 ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпи 
    мый к различным идеям и верованиям)

    36 СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся при 
    влечь к себе внимание)

37 СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38 ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

    (сохраняющий  природу)

39 ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей

    и события)

40 УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ

    (проявляющий  уважение)

    41 ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (от 
    бирающий собственные намерения)

42 ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

    43 СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эф 
    фективно действовать)

44 ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся

    жизненным обстоятельствам)

45 ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46 СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита

собственного  «лица») 
47 ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняю 
щийся правилам)

48 УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49 ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50 НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслажде 
ние едой, сексом, развлечениями и др.) 
51 БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся рели 
гиозной веры и убеждений) 
52 ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживаю 
щий доверия)

53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем,

пытливый) 
54 СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся про 
щать другого)

55 УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56 ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57 ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ

(занимающийся тем, что доставляет удовольствие 

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведены описания некоторых  людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас. 

  Очень похож на меня Похож на меня В некоторой степени

похож на меня

Немного похож на меня Не похож на меня Совсем не похож на меня
1. Придумывать что-то новое и  быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад.            
2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей.            
3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.            
4. Для него очень важно показать свои способности.   Он  хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает.            
5.   Для   него   важно жить  в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности.            
6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.            
7. Он верит, что люди должны  делать то, что им говорят. Он  считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.            
8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.            
9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.            
10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.            
11. Для него важно самому решать, что делать.   Ему   нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности.            
12.  Для   него   очень важно  помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.            
13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей.            
14.   Для   него   очень важна    безопасность его страны. Он считает,   что   государство должно  быть  готово к защите от внешней и внутренней угрозы.            
15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.            
16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.            
17. Для  него важно быть главным  и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.            
18.  Для  него  важно быть преданным  своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.            
19. Он искренне верит, что люди  должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.            
20. Быть религиозным важно для   него.  Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.            
21. Для него важно, чтобы вещи  содержались в порядке и в чистоте.   Ему действительно   не   нравится беспорядок.            
22.  Он  считает,  что важно интересоваться  многим. Ему нравится быть любознательным  и пытаться понять разные вещи.            
23. Он считает, что все народы  мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами   людей   на земле важно для него.            
24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный.            
25. Он думает, что лучше   всего   поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.            
26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.            
27. Для него  важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.            
28. Он полагает, что всегда должен  проявлять уважение к своим родителям   и   людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.            
29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает.  Для  него  важно защищать слабых.            
30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.            
31. Он очень старается не заболеть. Сохранение   здоровья   очень важно для него.            
32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.            
33.  Для  него  важно прощать  людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.            
34.  Для   него  важно быть    независимым. Ему  нравится  полагаться на себя.            
35. Иметь стабильное правительство  важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.            
36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми.     Он     старается никогда не раздражать и не беспокоить других.            
37. Он по-настоящему хочет    наслаждаться жизнью. Хорошо проводить   время   очень важно для него.            
38.  Для  него  важно быть скромным.  Он старается не привлекать к себе внимание.            
39.   Он   всегда  хочет быть тем,  кто принимает решения. Ему нравится быть лидером.            
40.  Для  него  важно приспосабливаться  к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу.            

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций мужчин зрелого возраста